Битва Поста и Масленицы

Никита Брагин
Довелось мне однажды побывать в Вене, и там я, разумеется, посетил Музей Изящных Искусств, прежде всего ради любимого мной Питера Брейгеля Старшего. Эпизод одного из многочисленных полотен мастера оказался столь примечателен, и вызвал столько воспоминаний, что не могу промолчать.
Дело в том, что шутовское сражение, изображенное на картине «Битва Поста и Масленицы», известно в литературе, причем появилось оно на бумаге гораздо раньше, чем на холсте – в XIV веке, в поэме испанского архипресвитера Хуана Руиса «Повесть благой любви». Картина Питера Брейгеля Старшего оказывается иллюстрацией к соответствующим местам поэмы!

Судите сами –
Четыредесятница (Пост) вызывает на бой Мясоеда (Масленицу) –

«Я, донья Четыредесятница, та, в чьей охране
Нуждаются души, чьей воды покорствуют длани,
Тебе, Мясоед ненасытный, шлю вызов заране:
Предел положу я чреде твоих гнусных деяний» (здесь и далее пер. М.А. Донского)

И Мясоед, напуганный вызовом, собирает свои войска –

«Затем арбалетчики встали в шеренгу, стрелки:
Копченые ребрышки, вяленые полотки,
Бараньи лопатки и жареные индюки,
Их залп сокрушительный выдержать – не пустяки…
Явился дон Окорок, с ним его шустрые шкварки,
Они прихватили для рыболюбивой сударки
Скоромные, сальные, скажем точнее, подарки…»

Битва, однако, кончается полным поражением дона Мясоеда, ибо наступает великий Пост:

«а постное воинство время не тратит, не ждет,
оно устремилось в атаку под крики “вперед!”.
Был первым порей белоглавый: вонзился с налету
Он в глотку врага Мясоеда и вызвал харкоту;
ликует Воительница: все идет по расчету,…
сардинка соленая тут подскочила бочком
и жирную курочку как саданет плавником;
а дон Мясоед от расстройства теряет шелом ”.

Вот такая веселая карнавальная сцена описана средневековым испанским священником Хуаном Руисом и воспроизведена Питером Брейгелем Старшим.