Художник, созидатель, учитель

Коновалов Дмитрий Михайлович
ХУДОЖНИК, СОЗИДАТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬ
Неподалеку от папанинского наукограда Борок Некоузского района Ярославской области, на самом берегу Рыбинского моря – стоит древнее Мологское село Верхне-Никульское – одно из немногих не попавших в зону затопления водами рукотворного моря. В этом селе  находится родовой склеп дворян Глебовых, в Троицком храме 32 года служил последний мологский старец архимандрит Павел Груздев. Здесь же родился и вырос выдающийся русский художник-живописец, профессор Императорской академии художеств – Фёдор Григорьевич Солнцев.

МАЛЬЧИКА ЗАМЕТИЛ ГРАФ
Родился Фёдор Солнцев 27 апреля 1801 года в простой крестьянской крепостной семье принадлежащей графам Мусиным-Пушкиным. В большой семье Солнцевых было пятеро детей, младший из которых Егор Солнцев тоже стал видным мастером живописи.

Склонность рисования у Фёдора Солнцева проявились уже в детстве. Как писал он своих воспоминаниях, когда ему исполнилось шесть лет, он стал различать в сельском ландшафте множество линий, к которым невольно стал присматриваться. Поражала его и Троицкая церковь, и княжеская усадьба и деревенские дома. Тогда и появилось желание их воспроизвести на бумаге. На берегу реки Ильдь, протекающей за селом, Федор собирал мелкие цветные камешки, растирал их с водой и получал красную, синюю и зелёную краски, из которых делал свои первые рисунки.

Природную одарённость мальчика заметил граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин и освободил семью от крепостной зависимости, что позволило отцу семейства Григорию Кондратьевичу определить сына Федора в 1815 году в Петербургскую Академию художеств. После вступительных экзаменов его определили на казённое содержание по классу портретной живописи.

НА КАЗЕННОМ СОДЕРЖАНИИ
12 долгих лет Фёдор Солнцев учился в Академии. Режим дня в ней был не для слабых: подъем в пять утра, затем молитвы, потом завтрак – кусок хлеба и стакан чая. С семи утра до полудня занятия. На обед пустые щи. Мясо только по праздникам. После обеда небольшой отдых. Затем до семи вечера занятия в рисовальных классах. Перед ужином подвижные игры, после снова молитва. Итак, каждый день подряд на протяжении 12 лет. Но, несмотря на эти сложности, Федор Григорьевич учился исключительно на «отлично». Он постоянно что-то рисовал, выполнял работы вне учебного плана, и тогда на его способности и труды обратил внимание президент Академии, директор Императорской публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин, который стал привлекать Солнцева для выполнения различных работ и заказов, нацеливая его в будущем на художественно-археологические исследования.
 
В 1824 году Федор Григорьевич с отличием окончил Академию, и получил аттестат I степени и Малую Золотую медаль за дипломную картину «Село Верхне-Никульское. Крестьянское семейство за обедом», а вскоре и Большую Золотую медаль за полотно на евангельскую тему «Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови».

После успешно сданных экзаменов, Фёдор Григорьевич вернулся в родное Верхне-Никульское. По его воспоминаниям была трогательная встреча с матерью, отцом, родными и всеми крестьянами села. Это была последняя встреча с матерью, вскоре она умерла...

ДРЕВНОСТИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
Прожив около полугода дома, Солнцев вернулся в Петербург, откуда Академия направила его по городам России для зарисовок древностей, имеющих историко-этнографическое значение – дома, храмы, монастыри, усадьбы, памятники, и помимо этого портреты людей и священнослужителей. Созданные за время экспедиции акварельные зарисовки были представлены президентом Академии художеств Алексеем Олениным Императору Николаю I. С этого момента Солнцеву поручают самые ответственные заказы. За один из них, картину «Свидание князя Святослава с греческим императором», ему было присвоено почётное звание Академика.
В 1829 году Солнцев выполнил рисунки Рязанских древностей – драгоценных  блях, барм, перстней и с этого времени окончательно связал свою жизнь и творчество с археологией, которой увлекался, еще учась в Академии. С тех пор современники стали называть Федора Солнцева живописцем-археологом, а впоследствии его полувековая художественно-археологическая деятельность была отмечена Золотой медалью Императорского Русского археологического общества.

В 1830-е годы начался новый этап в творческой биографии Федора Григорьевича. Он работал в Москве, делая эскизы с древнейших вещей, хранящихся в Оружейной палате и соборах Московского Кремля. Он копировал на бумаге исторические предметы VI – XVIII веков – иконы, сооружения, одежду, оружие, доспехи, утварь.
 
На основании этих эскизов Академия художеств с 1849 по 1853 годы издала монументальный труд – семь громадных томов-альбомов «Древности Российского государства», благодаря которым Солнцев по сей день среди ученых считается самым выдающимся представителем в области художественной археологии и этнографии. Это издание включило в себя свыше 500 листов цветных рисунков отечественных памятников культуры и археологии. В основном это исторические предметы культа: древние иконы, облачения Патриархов и митрополитов. Предметы царской власти: наследный венец России, скипетр, держава, посохи, царские шапки, в том числе шапка Мономаха, а также шлемы Ярослава Мудрого, Александра Невского, кольчуги и множество предметов быта князей, царей и бояр.
 
После издания семи томов «Древностей…» был издан большой альбом из 325 рисунков: «Типы и костюмы народностей России».
 
Эти его произведения назвали живописной летописью Древней Руси, и по сей день считают источником возрождения отечественного стиля.

Именно благодаря этим трудам Фёдора Солнцева русская наука обязана сохранением многих драгоценных материалов отечественной истории которые были частью уничтожены в советские годы.

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПО ЭСКИЗАМ СОЛНЦЕВА
В 1836-37-е годы все интерьеры Кремлевского дворца, Оружейной палаты и Грановитой палаты реставрировались. Главным их проектировщиком был наш – Фёдор Солнцев. Он писал эти проекты, эскизы фресок и прочего, будучи делегированным для этих работ Академией художеств. Когда работы были окончены, для осмотра прибыл император Николай I. Фёдор Григорьевич вспоминал: «Вдруг я услышал голос императора. Солнцев! Ко мне. Молодец. Идем, идем, я тебя представлю императрице». За работу в Кремле Солнцев был награждён орденом Святого Владимира.

Через год после окончания работ над Кремлевскими палатами, по проекту архитектора Константина Тона началось строительство императорской резиденции Большого Кремлевского дворца. По своим размерам и роскоши отделки дворец является выдающимся памятником дворцового зодчества XIX века. Парадные залы дворца названы по русским дореволюционным орденам. Самый большой зал – Георгиевский. Все они были восстановлены по рисункам-проектам Фёдора Солнцева – все декоративное убранство залов Большого: лепнина потолков, люстры, камины, сервизы для парадных обедов. За художественную работу в Большом Кремлёвском дворце Федор Григорьевич был награждён орденом Святой Анны, большой денежной премией и золотой медалью.

СОФИЙСКИЙ СОБОР
В 1850-е годы Федор Григорьевич отправился работать в Киев восстанавливать Софийский собор. На протяжении нескольких лет упорного труда, его работа была выполнена блестяще, чему свидетельство надпись над одной из арок собора: «Обновлен сей храм по открытым древним фрескам и украшен новой живописью под руководством академика Феодора Солнцева 1854 лета от Рождества Христова».

 Император Николай I высоко оценил старания Солнцева. Царь обещал художнику: «Когда кончишь работу здесь, я постараюсь отправить тебя в Палестину и на Афонскую гору. Ты поработаешь там, а потом, через Рим, возвратишься в Россию».
Однако предложение царя не было осуществлено – 18 февраля 1855 года император Николай Павлович скончался.

В ЧЕСТЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Из Киева в Петербург Федор Григорьевич проехал через родное Верхне-Никульское. Многих из односельчан не было в живых, да и само село претерпело существенные изменения – еще бы, столько лет не был дома…

Но, хотя мологские просторы и были дороги сердцу, необходимо было продолжать работу. В это время достраивался главный кафедральный собор России в честь Петра I – Исаакиевский, в честь Исаакия Долматского, в день памяти которого 30 мая родился Петр Первый. 
В строительстве собора принимали участие самые выдающиеся художники не только России, но и мира. Фёдору Григорьевичу Солнцеву поручили нарисовать в алтаре главного святого – преподобного Исаакия Далматского. Его работа была закончена ко дню освящения собора, за что Солнцев получил бриллиантовый перстень с императорской короной и золотую медаль.

ПРОФЕССОР
Федор Григорьевич Солнцев прожил длинную жизнь – 91 год. Последние 30 лет своей жизни он провел на так называемом покое – был профессором Петербургской Академии художеств. Он преподавал основы рисования детям – выходцам из таких же простых, как и он сам крестьянских семей.

Федор Григорьевич умер в Петербурге 3 марта 1892 года. Он через всю свою жизнь пронёс детские впечатления от родного села Верхне-Никульское, воспитавшего в нем Великого художника, созидателя и учителя. Он был уникальным по таланту и работоспособности человеком. Он постоянно работал и совершенствовал свои умения. Даже будучи глубоким старцем, ученики постоянно видели его в своей светлой и скромной мастерской кропотливо работающим над очередной картиной.

Федор Солнцев прожил жизнь, внеся неоценимый вклад в отечественную историю и культуру. Его произведения называют живописной летописью Древней Руси и считают источником возрождения «русского стиля». Именно ему отечественная наука обязана сохранением многих драгоценных материалов нашей истории, и до сих пор он остаётся самым выдающимся представителем в области художественной археологии и этнографии. И как можно вообразить, что человек, воспитанный в немудрящем крестьянском быту мальчик, евший деревянной ложкой из грубой глиняной посуды, стал столь значимым Человеком в жизни могущественной Российской империи? Этот вопрос достоин отдельного исследования.

К счастью, сегодня жива память о Федоре Григорьевиче на его малой родине – в поселке Борок, что неподалеку от Верхне-Никульского создан музей Солнцева, в котором ежегодно бывает до трех тысяч туристов. А в самом Верхне-Никульском, на местном кладбище сохранена, и находится под постоянным присмотром местных жителей могила матери Федора Григорьевича Марии Фроловны Солнцевой.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "Мологжане"