Изобретатель, предприниматель, рабочий

Коновалов Дмитрий Михайлович
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, РАБОЧИЙ
В семи километрах от научного поселка Борок Некоузского района на живописном берегу Рыбинского моря, в окружении заливных лугов и могучего леса стоит старинное Мологское село Верхне-Никульское. Оно известно несколько сот лет не только своей славной историей, красотой уникального по архитектурным изыскам Троицкого храма, окружающей природой, но и выдающимися уроженцами. Один из них – Николай Николаевич Глебов – русский политический и земской деятель, член Государственного совета Российской Империи, предприниматель, владелец гигантской электротехнической компании, человек, проживший богатую и интересную жизнь, но умерший от голода в нищете…

КОРНИ
Николай Глебов родился в 1864 году помещичьей семье. Его отец Николай Андреевич Глебов был гвардии ротмистром в отставке, а мать Варвара Николаевна в девичестве Лодыженская была выдающейся, но неконцентрирующей пианисткой, дочерью Николая Васильевича Лодыженского близкого к «Могучей кучке». В их семье было семеро детей, старший из которых Андрей Глебов – был выдающимся инженером-золотопромышленнником и предпринимателем, первооткрывателем золотоносных месторождений в Европе; а также активным разработчиком рудных месторождений в Донбассе.

В Ярославской губернии у Глебовых было несколько имений-усадеб, большая часть из которых находились здесь же на Мологской земле. До наших дней сохранилась всего одна усадьба на Юршинском острове в Рыбинском водохранилище, остальные были либо снесены, либо затоплены.

НЕБЕСТАЛАННЫЙ
С ранних лет Николай Глебов, получивший от рождения хорошее дворянское воспитание, тяготел к различным творческим направлениям. Он увлекался философией, изобразительным искусством, музыкой, и научным постижением мира. В одной из своих книг он так и писал об этом (цитирую в сокращении): «До 18 лет я испытывал увлечение музыкой, потом подпал под влияние человека литературного содержания. К увлечению писательством относился очень страстно и все написанное до 18 лет сжег. Первый раз я увлекся философией в 18 лет, то есть 25 лет тому назад. Далее, испытал увлечение живописью».

И потому, как человек небесталанный в возрасте 16 лет Николай Глебов из Верхне-Никульского уехал в Санкт-Петербург, где в 1887 году с отличием окончил Петербургский институт путей и сообщения, а потом устроился инженером на Николаевскую железную дорогу, но проработал там недолго и вскоре стал компаньоном по бизнесу своего старшего брата Андрея Глебова. Вообще Андрей Николаевич Глебов сыграл огромную роль в становлении Николая Глебова как личности, как предпринимателя, как ученого. Он вложил в него весь свой опыт, знания. По-сути сделал его человеком и вывел в люди… 

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Еще в годы своей учебы в Институте Николай Николаевич Глебов женился на двадцатиоднолетней Марии Сергеевне Барыковой дочери известной в ту пору писательницы Анны Павловны Барыковой, правнучке художника и графа Федора Толстого. В 1897-м в их молодой семье родилась дочь Анна, в советские годы более известная как поэтесса Анна Михайловская. Через год родился сын Андрей. А в 1900-м году у Глебовых родилась еще одна дочь Татьяна, которая дожила до 85 лет, и написала много воспоминаний о своих родителях, о Ярославской и Мологской земле, и как художник нарисовала портрет своего отца, который всего лишь несколько лет назад пополнил фонды Ярославского художественного музея-заповедника, но об этом позже.

Спустя несколько лет женитьбы Николай Глебов в своих дневниках написал о роли семьи в своей жизни: «11 лет тому назад я сделался семьянином, и в семье моя объективность упрочилась. Я отчетливо сознаю на себе влияние близких». 

ОТ РУДНИКОВ К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ
Осенью 1895 года старший брат, компаньон, и, по-сути работодатель Николая Глебова Андрей был случайно застрелен на охоте и все его золотопромышленные дела были за несколько мучительных часов смертного одра переданы в управление Николаю Николаевичу.
В первое время после смерти брата Николай Глебов тянул на себе все предприятия. Но дела шли не особо хорошо. И потому сложные и малодоходные разработки он продал, а на вырученные деньги в 1897 году учредил более выгодное и интересное предприятие – Государево-Байракское товарищество по строительству и добыче угля у села Государев Байрак; сегодня это широко известная в Украине шахта имени Михаила Калинина в городе Горловке Донецкой области. На эту разработку еще при жизни положил свой глаз Андрей Глебов, но заняться ею не так и не успел. Погиб.

В развитие бизнеса Николай Глебов вложил немало сил, средств и энергии, но жить между работой в Украине, семьей в Санкт-Петербурге и имениями в Ярославской губернии было сложно, и потому предприятия начали потихоньку разваливаться – рабочие халтурили, управляющие воровали. И потому, Глебов решил вложиться в развитие электротехнической отрасли. В то время в конце 19, начале 20 века это было довольно-таки перспективное направление, ведь электрификация страны набирала стремительные обороты, да и стоило недешево, что сулило немалые барыши предпринимателю. И потому, продав гибнущие рудники, Николай Глебов уехал получать образование инженера-электрика в Париж в электромеханический институт.

«Н.Н.ГЛЕБОВ И КО»
Проучившись почти 4 года во Франции, в 1904-м году Николай Глебов с редкой и диковинной в ту пору профессией электрика вернулся в Россию, и на следующий год учредил в Петербурге свое первое личное ни от кого независимое электротехническое предприятие «Н.Н.Глебов и Ко», с филиалом в Москве. Это предприятие стало одним из первых электротехнических компаний в России. Задачей этого предприятия было конструирование и создание машин по выработке электроэнергии.
      
Имея опыт руководителя промышленных предприятий, Глебов понимал, что без грамотных и ответственных заместителей и помощников не обойтись, и потому его правой рукой стал выдающийся изобретатель Валентин Петрович Вологдин. Уже в советские годы этот инженер, гений научно-технического прогресса станет лауреатом двух Сталинских премий, член-кором Академии наук СССР. А пока, в 1907 году он, молодой специалист, выпускник Технологического института становится заведующим испытательной станции и инженером по расчетам и конструированию электрических машин «Электротехнического завода Н.Н.Глебова». Кстати сказать, Валентин Вологдин был единственным русским инженером, работающим на этом предприятии Глебова, остальные были в основном немцами.

АО ДИНАМО
Сам же предприниматель Николай Глебов не отставал от своих инженеров, а вкупе с ними проектировал, изобретал машины, изучал атомную и молекулярную физику, электромагнитные волны, магниты и все то, что впоследствии могло помочь в создании новых электромашин.
В 1912 году на Петроградском заводе Глебова случился пожар и почти все, что было создано – цеха, аппаратура, архивы – все сгорело. Об этом пожаре была даже написана детективная повесть журналиста Александра Романова, опубликованная лишь в 1986 году как художественное произведение в приложении к журналу «Вокруг света». В этой повести подробно рассказывается о том, как предприниматель Николай Глебов с инженером Валентином Вологдиным долгое время разрабатывал сверхмощное электромагнитное устройство, из-за которого собственно и произошел пожар.
 
Но, в связи с утратой Петроградского завода Николай Николаевич не отчаялся, и в 1913 году он купил в Москве Русское электротехническое акционерное общество «Динамо», ранее со дня основания в 1897 году принадлежавшее бельгийцам. А потом у своих бывших в Питере конкурентов он выкупил электротехническое предприятие «Электросила» и «Нарва», став по-сути олигархом и единоличным владельцем крупнейших электротехнических компаний Российской Империи. Эти его предприятия были объеденены в так называемый альянс под названием не как раньше «Н.Н.Глебов и Ко» а просто – «Электрон», о чем пестрят материалами Петербургские газеты того времени, сохранившиеся в архивах.

ОБЩЕСТВЕННИК
Все годы своей работы в Москве и Петербурге Николай Глебов не оставлял без внимания и свою малую родину Мологский уезд Ярославской губернии. Ведь еще бы – здесь он вырос, здесь находилось несколько его личных имений, могилы родных и брата Андрея, здесь в усадьбе Андрейцево неподалеку от города Мологи на берегу Волги жила его мать Варвара Николаевна.

В истории Мологского края сохранилось немало добрых дел Николая Николаевича. Так, он неоднократно жертвовал на содержание детского приюта в Мологе, богадельням, больницам, храмам, в том числе Верхне-Никульскому. Вообще принимал активнейшее участие в жизни Мологского края. И потому, в 1902 году он был избран земским гласным Мологского уезда, по нынешнему типу депутатом районного значения. Немало о жизни родного края хлопотал Глебов и в столице, так, например, в изданных в 1903 году в Петербурге «Трудах местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности в Ярославской губернии» есть несколько его записок и докладов.

В 1905 году Глебов вступил в Конституцинно-демократическую партию, а с января 1906-го года избран постоянным членом ее Центрального комитата под председательством князя Павла Долгорукова. Тогда же он был избран и членом Государственного совета России.
Много Николай Глебов размышлял о будущем Российской Империи; подтверждением тому служат написанные им труды, основанные на личном опыте и знаниях: «Заметки об искусстве администрирования», «Как нам обустроить Россию» и другие. В своих трудах Глебов затрагивал вопросы политэкономии, организации губернских городских органов самоуправления и мелких земских единиц.

Немало на экономические и политические темы Глебов рассуждал со своим другом, влиятельным в ту пору политическим деятелем князем Дмитрием Ивановичем Шаховским, внуком декабриста Федора Шаховского. Целых 33 года с 1917 по 1941-й Николай Глебов состоял в переписке и даже несколько раз встречался с академиком Владимиром Ивановичем Вернадским, который в одной из своих дневниковых записей отметил: «…Философия Н.Н.Глебова неудобочитаема из-за языка…, мне представляется слишком абстрактной, чтобы в нее входить». Вся переписка Глебова с Вернадским хранится в АРАН (архив Российской академии наук).
   
За три недели до отречения царя Николая II, в феврале 1917 года Николая Николаевича Глебова за заслуги перед жителями родного края избрали почетным гражданином города Мологи. Он стал последним в дореволюционной истории Мологи, кто получил это столь высокое в то время звание.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
Незадолго до известных октябрьских событий 1917 года у Глебова родилась третья дочь Людмила, которая прожила до 1990-го года всю жизнь, отдав искусству – поэзии и живописи.
После октябрьского переворота многие из друзей, коллег-предпринимателей Николая Глебова эмигрировали; у кого-то уже отобрали все имущество, кого-то уже расстреляли, и потому Глебов понимая неминуемый предстоящий крах своего электротехнического детища, добровольно отдал все свои заводы большевикам в обмен на гарантии сохранения своей жизни, и потому отказался от эмиграции.

Весной 1918 года он вместе с женой и детьми переехал из бунтующего нешуточными страстями Петербурга в родное и тихое Мологское имение Андрейцево где прожил на старых сбережениях до 1924 года. Все эти 6 лет Глебов не сидел без дела. Он много размышлял, философствовал о чем свидетельствуют его, потом изданные труды, а также он много изобретал и конструировал. Так например он изобрел небольшой огородный комбайн, патент на серийное производство которого датируется 1936-м годом. Он постоянно музицировал и изготавливал скрипки, пытался разгадать исключительное звучание скрипок Страдивари.

В 1924 году Глебову из Питера пришло предложение занять должность управляющего на одном из тех заводов, которым он раньше владел, и Николай Николаевич понимая, что дальнейшее безработное будущее в родной тиши ему больше не светит – согласился и переехал в обратно Петербург.

ЗАКАТ И СУДЬБЫ ДЕТЕЙ
В Ленинграде Глебов ожидал, что с его техническими знаниями и опытом административно-кадрового управления его назначат директором или каким-либо научным руководителем предприятия. Оказалось, нет, Николаю Николаевичу, талантливому человеку с двумя высшими образованиями и дворянским воспитанием, изобретателю, выпускнику Парижского электротехнического университета, основателю крупнейшей в России электротехнической империи было предложено работать простым электриком. Как патриот эмигрировать он не пожелал, так и, прожив до самого начала войны в Ленинграде трудясь на заводе.
В 1941 году Ленинград попал в блокаду, один за другим от голода, холода и болезней умирали люди. Голодал вместе со всеми и бывший миллионер Николай Глебов. 31 декабря 1941 года в возрасте 77 лет перед самым новым годом лежа в холодной постели не отапливаемой квартиры он скончался.

Его тело обнаружили несколько дней, и похоронили на Смоленском кладбище Ленинграда, хотя его желанием было быть похороненным в родовом склепе Глебовых у Троицкой церкви родного села Верхнее-Никульское Ярославской области.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "Мологжане"