Благочестивые мологжанки

Коновалов Дмитрий Михайлович
БЛАГОЧЕСТИВЫЕ МОЛОГЖАНКИ
Есть в Нижегородской глубинке на живописном берегу реки Оки село Абабково, а в нем Никольско-Георгиевский женский монастырь, основанный в 1818 году по благословению преподобного Серафима Саровского. Этот монастырь уникален своими величественными архитектурными шедеврами – храмами, мастерскими, трапезными и келейными корпусами. Обитель известна и любима многими верующими; сюда приезжают богомольцы не только из разных уголков России, но и из зарубежья. Основательницей этого монастыря была монахиня Лампадия и монахиня Палладия уроженки города Мологи Ярославской губернии… 

ДВАЖДЫ ПОКИДАЛА РОДНОЙ ДОМ
Монахиня Лампадия – Лукия Евдокимовна Масленникова родилась в 1781 году в городе Мологе. Ее родители были коренными мологжанами; отец Евдоким Андреевич Масленников был из купеческой семьи, а мать Улита Федоровна из мещан.

С малых лет родители прививали в единственной дочери веру в Бога, преподавали азы чтения и правописания; воспитывали в духе христианской любви и благочестия. Лукия же в свою очередь к знаниям стремилась, и, более того, чувствовала в себе непреодолимое препятствие оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Но сильная любовь отца была большим к тому препятствием, и она в 17-летнем возрасте решилась тайно оставить родительский дом и поселиться в каком-нибудь отдаленном монастыре. Лукия понимала, что родители будут ее искать, поэтому вместо женской одежды она одела мужскую, назвала себя Лукианом и поселилась в одном из мужских скитов на острове Валааме.

Несколько лет Лукия несла здесь свое послушание, пока ее тайна о том, что она женщина, а не мужчина не была раскрыта; по законам того времени ее на год посадили в тюрьму, где она с христианским смирением вынесла все лишения. Пока Лукия находилась в заточении, канцелярия службы исполнения наказаний разыскала ее родных, и после освобождения передала в руки отцу, который желал выдать свою дочь замуж. Прожив дома в Мологе около года, Лукия все равно покинула отчий дом и ушла странствовать по святым местам России вместе со своей сомолитвенницей, насельницей Мологского Кирилло-Афанасьевского женского монастыря рабой Божией Наталией.

И ПРИШЛИ ОНИ В АБАБКОВО
Лукия и Наталия больше года странствовали по России от одного монастыря к другому, от одной святыни к другой; исповедовались, причащались и в своих молитвах просили Бога определить им место для своего Ему служения. Так идя в нижегородскую обитель в Дивеево, они остановились для отдыха на правом берегу реки Оки возле села Абабково. Эта живописная, уединенная местность очаровала Лукию и Наталию. Здесь на окраине большого села стояла старинная деревянная церковь, в которую однажды утром они пошли на богослужение. На службе было много народу, и как гласит предание, Лукия и Наталия познакомились в церкви с местной помещицей Натальей Яковлевной Прокофьевой, которая после богослужения пригласила странниц в свой дом отобедать.

Поблагодарив за радушный прием, Лукия и Наталия рассказали помещице о своем давнем желании поселиться в уединенном месте для молитвы. Помещица поддержала это желание, сказав, что батюшка Серафим Саровский давно благословил ее на помощь в устройстве женской богадельни. Лукия решила сходить в Саровский монастырь. Великие Саровские старцы Назарий, Иларион и Серафим благословили ее на устройство богадельни, а старец Иларион постриг Лукию в монахини с именем Лампадия. После чего мать Лампадия – бывшая Лукия вернулась к Прокофьевой в Абабково где они рядом с храмом Георгия Победоносца построили несколько келий, в которых и поселилась мать Лампадия со своей сомолитвенницей мологжанкой Натальей. Так образовалась богадельня для помощи всем страждущим и нуждающимся.

ИЗ БОГАДЕЛЬНИ ВЫРОС МОНАСТЫРЬ
Около пяти лет мать Лампадия возглавляла богадельню в Абабково, более известную по документам того времени как Свято-Георгиевская пустынь. В эту пустынь шли люди ищущие тишины для молитвы, мира и покоя для души. За пять лет, что мать Лампадия вместе с Натальей под духовным окормлением Саровской обители возглавляла богадельню, здесь нашли приют и утешение сотни людей. Неустанно присылали материальную помощь со всей России, а неизменным благодетелем оставалась помещица Прокофьева. Уважение к монахине Лампадии рос, о ее заслугах знало все большее число людей, но в 18 мая 1823 года сорока двух лет от роду после сильной и мучительной горячки мать Лампадия скончалась. Ее похоронили за алтарем церкви и еще очень долго, пока ее мощи не были перенесены на другое место, на могилке ежедневно совершали панихиды, а сестры обители читали молитвы.

Согласно сохранившемуся в монастырских летописях преданию мать Лампадия была нравом тихая, кроткая, характера общительного, ласкового, но малоразговорчива. Одевалась в крестьянский чёрный чапан, подпоясавшись ремнём, на голову надевала не платок, а монашескую шапочку. К довершению всего носила довольно чувствительные вериги, которые в целости сохранились до сих пор, как немые свидетели тайных великих подвигов блаженной подвижницы. К прискорбию, время уничтожило ещё одно вещественное доказательство подвигов блаженной, это ту пещерку, в которую она удалялась для молитвы в ненастные и зимние дни и ночи. Пещерку эту хорошо помнили долгое время не только поселяне села Абабкова, но и многие сестры обители.

Несмотря на столь короткий для жизни отрезок времени мать Лампадия сумела сплотить вокруг себя круг солидный круг насельниц обители, несколько из которых были с ее малой родины из Мологи. Одной из них была родственница матери Лампадии Евдокия Титова в обители ставшая игуменией Евпраксией. Именно под ее началом Абабковская богадельня была обустроена, были построены храмы, трапезные, келлии и указом Священного Синода от 19 декабря 1848 года обитель была преобразована в монастырь.

МАТЬ ЕВПРАКСИЯ
Игумению Евпраксию от рождения звали Евдокия Титовна Андреева. В метрических книгах церкви села Веретея (ныне Некоузский район) Мологского уезда написано следующее: «У крестьянина деревни Сысоево – Тита Андреева тысяча восемьсот шестого года февраля месяца 28 числа родилась дочь Евдокия, крещена четвертого марта; восприемницею у ней была того же Веретейского прихода деревни Острог вдова Олимпиада Андреева».

О детстве, отрочестве и юношестве будущей игуменьи Евпраксии ничего неизвестно. Ее следы обнаруживаются только в 1826 году, когда она пришла в Абабковскую богадельню, которую основала ее родственница из Мологи Лукия Евдокимовна Масленникова – мать Лампадия.
В первые годы жизни в богадельне Евдокия Андреева зимой несла послушание ткачихой, а летом огородницей. В 1831 году она поступила в Николаевский женский монастырь в городе Арзамасе. А чуть позже с разрешения игуменьи этого монастыря отправилась в Саровский монастырь взять благословение на иноческую жизнь у преподобного Серафима Саровского. «...Мир тебе, раба Божия, - сказал ей старец, - молись больше Господу, и у тебя будут детки, и много будет детей, ты должна быть Саррой!».

Евдокия тогда подумала, что старец предсказывает ей мирскую семейную жизнь. Однако смысл слов преподобного Серафима стал ей понятен спустя много лет, когда в 1846 году мать Ксения, перенявшая бразды правления богадельней от матушки Лампадии, отказалась от управления Абабковской богадельней и все сестры, которые помнили и любили Евдокию, стали просить назначить ее к ним настоятельницей.  Евдокия к тому времени была в рясофорном постриге и носила имя Палладия. С ее приходом число сестер стало расти, что заставило заниматься строительством обители. Этот сложный крест матушка не решалась понести и потому решила перейти в Дивеево, на что старец Серафим Саровский ей ответил: «...нет тебе на то благословения грешного Серафима! Тебя ждет свой Дивеев. Возвратись к Егорию (Георгию), где ты прежде жила. Тебе Бог даст благодетеля, не барина, не крестьянина». Вскоре у обители появились благодетели, в том числе некий купец Николай Акифьев на средства, которого на территории обители был построен и освящен большой каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы; позже больничный корпус с церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», затем трапезная, просфорная и прочие монастырские постройки. В 1855 году территория обители была обнесена величественной каменной оградой, за которой были построены дома для священнослужителей, гостиницы для паломников и хозяйственные постройки. Община быстро росла и крепла; из сорока человек сестер обители семеро были из Мологского уезда ярославской губернии. 2 августа 1859 года мать Палладия была возведена в сан игуменьи монастыря с именем Евпраксия.

МОНАСТЫРЬ БЛАГОЧЕСТИВЫХ МОЛОГЖАНОК
С каждым годом под руководством матери Евпраксии монастырь расширялся, количество насельниц росло, а известность обители выходила далеко за пределы Нижегородской губернии. Средства на обустройство обители шли отовсюду…
 
В 1861 году в обители были построены еще два храма, один из которых взамен того самого деревянного, что был в селе при появлении там матери Лампадии – храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Все храмы обители были богатыми. Многие иконы, которые писали здесь же, имели серебряные оклады, и были украшены драгоценными камнями. Перед иконами горели красивые серебряные и фарфоровые лампады. Богослужебная утварь была из позолоченного серебра и украшена финифтью. В ризнице хранилось много комплектов церковных облачений, была и церковная библиотека. Для паломников был построен большой дом на каменном фундаменте. Для сестер двухэтажный жилой корпус. А за оградой монастыря стал корпус церковно-приходской школы для местных жителей. Трудами игумении Евпраксии монастырь продолжал развиваться и строиться.

Монастырский ансамбль был столь гармоничен с окружающей его природой, что казалось он, был тут всегда, являясь рукотворным украшением этого живописного места; а высокая духовность и трудолюбие монахинь снискали ему уважение и любовь паломников.
Всего же обустроенная территория монастыря занимала по нынешним меркам больше трех гектар.
 
Великих трудов стоило матери Евпраксии собирать средства, договариваться с рабочими, изучать чертежи и решать вопросы строительства. Именно поэтому в 1862 году она заслуженно была награждена наперсным золотым крестом.

В 1865 году мать Евпраксия заложила строительство большого каменного пятиглавого трехпрестольного собора во имя Святой Троицы. Длилось строительство больше 20 лет, и было завершено в 1886 году. К тому году в монастыре проживало около 100 сестер, которые занимались сельским хозяйством, разнообразными ремеслами и церковными рукоделиями. До полного освящения всех приделов Троицкого Собора матушка Евпраксия не дожила. В начале 1885 года она почувствовала упадок сил и перестала выходить из кельи. 16 января собрав вокруг себя насельниц обители она всем дала указания, наставления, а затем мирно отошла ко Господу. Можно без преувеличения сказать, что благодаря воле Божьей и энергии данной свыше матушке Евпраксии, Россия получила еще одну жемчужину в виде замечательного монастыря.
 
А история монастыря после ухода основательниц в иной мир была неутешительной. В 1928 году монастырь был окончательно разорен и закрыт. Долгие годы на его месте было запустение и разорение, лишь с 8 февраля 1995 года там вновь зазвучали слова молитвы, в том числе молитвы об упокоении двух благочестивых мологжанок – монахини Лампадии и игумении Евпраксии.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "Мологжане"