Небесный кровельщик

Коновалов Дмитрий Михайлович
НЕБЕСНЫЙ КРОВЕЛЬЩИК
В списке выдающихся уроженцев Ярославской земли редко можно встретить имя Петра Телушкина, смелостью и находчивостью которого в середине 19 века гордилась вся имперская Россия, а имя его написано на самом верху, самого главного символа Петербурга. 

БЫЛ СТАХЕЕВ, СТАЛ ТЕЛУШКИН
Подробных сведений о жизни Петра Телушкина нет. Доподлинно известно, что он родился в 1806 году деревне Мягра Мологского уезда Ярославской губернии и был выходцем из простой крестьянской семьи Михаила Стахеева. Из-за скудости жизни семья Стахеевых накопила много долгов, и помещица Трусова продала молодого Петра купцу Телушкину из села Вятское Даниловского уезда, а полученными деньгами расплатилась с долгами семейства. Прожив несколько лет в купеческом доме Телушкина «мальчиком на побегушках» Петр в 1829 году ушел в Петербург на заработки. Имея специальность «мастера кровельных дел» и опыт высотных работ по ремонту куполов церквей и колоколен молодой Телушкин-Стахеев быстро нашел себе применение в столице.

АНГЕЛ С КРЫЛОМ И КРЕСТ ПОКОСИВШИЙСЯ
Летом 1830 года на шпиле Петропавловского собора, самого знаменитого символа Петербурга от сильного порыва ветра и ударившей молнии от креста оторвало листы и крылья ангела обвивающего его. Высота от земли до шпиля собора составляет 122,5 метра, это примерная высота современного 40-этажного дома, и потому ремонт повреждений на кресте требовал астрономических затрат львиная доля которых отводилась на сооружение лесов. И по срокам примерный план проведения работ растягивался на долгие годы. Чиновники и архитекторы заседали, спорили, подсчитывали расходы, а ангел по-прежнему болтался на шпиле всего лишь с одним крылом и покосившимся крестом.
 
И тут со своим новаторским, смелым предложением отремонтировать повреждения без существенных затрат предложил Петр Телушкин. Его предложение, как всем казалось, было бредовым. Он предложил с помощью веревок, на одних руках добраться до верхушки шпиля и все отремонтировать. Естественно учитывая геометрию шпиля и условия для подъема, мало кто верил, что будет возможно работать на столь огромной высоте, притом, что высота самого шпиля составляет 55 метров гладкой поверхности, по которой взобраться практически невозможно. Однако знающие Телушкина люди дали на него хорошие рекомендации, и соборное и городское начальство дало свое добро – пусть чинит.

ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Для соблюдения необходимых формальностей и снятия ответственности за возможный несчастный случай Телушкин написал заявление-предложение, в котором изложил суть и технику ремонта повреждений. Как бедный мастеровой, не имея залога необходимого для подрядчика на строительные работы, Телушкин «заложил, - как выразились «Санкт-Петербургские ведомости», - жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела». За свой труд определённого вознаграждения он не назначил, а просил лишь о выдаче 1471 рубля на материалы, которые потребуются ему при производстве починки. Предложенные Телушкиным условия вследствие их выгодности были приняты, хотя на благоприятный исход его предприятия мало кто надеялся.
8 октября 1830 года, получив все необходимое, Петр Телушкин приступил к работе.
Петербургские и московские газеты октября-декабря того года, впрочем, практически и всего следующего года ныне сохранившиеся в архивах, пестрят обилием информации с подробным описанием этого мероприятия. В кратких чертах обстоятельства этого подъема таковы.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ 
В 1831 году газета «Санкт-Петербургские ведомости» подробно описала весь процесс подъема Петра Телушкина на шпиль собора.

 «…В колокольном шпиле Петропавловского собора имеются слуховые окна и два небольших люка, открывающихся наружу, - верхний из них на расстоянии приблизительно 8,5 м от слуховых окон. По деревянным укреплениям во внутренности шпиля он добрался до верхнего люка. Шпиль собора покрыт медными позолоченными листами, в горизонтальных спаях непосредственно наложенных друг на друга, в вертикальных же – загнутых ребром; загибы выступают на 9 см от поверхности и образуют полосы по длине шпиля. Этими выступающими рёбрами Телушкин и воспользовался для того, чтобы обвить верёвкою шпиль. Прикрепив конец верёвки к внутренним деревянным укреплениям шпица, и опоясавшись ею, он вышел наружу, значительно спустился вниз и затем, поддерживая корпус верёвкой, стал передвигаться от ребра к ребру вокруг шпица и вверх по нему. Передвижение это стоило неимоверных усилий, ибо выступы позволяли хвататься за них только двумя пальцами большим и указательным, и у Телушкина от напряжения из-под ногтей нередко показывалась кровь. Нужна была исключительная физическая сила, чтобы на четырёх пальцах подыматься всем корпусом вверх. В таких неимоверных условиях Телушкину удалось окружить шпиль и подняться вместе с тем до люка, от которого он опустился. Обвитая вокруг шпиля верёвка могла уже плотно придерживать его к шпицу, а вместе с тем стягиванием свободного конца веревки, продетого сквозь особую петлю, он получил возможность укорачивать верёвочное кольцо на шпиле, что было необходимо, потому что последний утончался кверху. Поддержка корпуса таким образом была обеспечена. Но нужны были ещё средства для подъёма. От верхнего люка до самого яблока, на котором находится крест с ангелом, расположены по длине шпиля железные крюки, один от другого в 3,2 м, с выступом от крыши на 9 см. Ими Телушкин и воспользовался для дальнейшего поднятия. Из двух верёвок остроумным применением сложных петель и ямского узла он устроил подвижные стремена, которые и накинул на ближайший крюк. С помощью этих-то стремян, затрачивая страшные усилия и прибегая к разным, иногда весьма находчивым уловкам, Телушкин от крюка к крюку добрался до самого яблока.

Самым трудным было подняться по дуге яблока к кресту, где и требовалось сделать починку. Шпиц имеет у яблока в диаметре несколько более 0,7 м, в то время как диаметр яблока достигает 2,8 м. Непосредственно по яблоку, следовательно, подниматься не было возможности. Телушкин привязал к шпилю две новые верёвки, сделал в них петли близко к поверхности шпица и просунул в эти петли ступни ног так, чтобы можно было упираться ими в шпиц под самым яблоком, а конец той веревки, которая была обвита вокруг шпица и до того плотно его к шпилю придерживала, он несколько опустил. Благодаря этому он занял наклонное положение и повис в воздухе почти горизонтально, обращённый лицом кверху. Вися в таком положении, Телушкин имевшуюся при нём веревку длиною в 13 м привязал одним концом к верёвке, обвитой вокруг шпиля, а другой собрал кругами и сильным размахом бросил вверх, дав направление по дуге справа налево. Верёвка, описав в воздухе дугу, обвилась вокруг основания креста, и размотавшийся конец её свесился к Телушкину. На нём Телушкин сделал глухую петлю, продел в неё другой конец и передёргивал верёвку до тех пор, пока она не затянулась на кресте. По этой верёвке, на которой предварительно сделаны, были узлы, он взобрался к кресту…».

Весь подъем, Телушкин выполнил за два дня: первый был потрачен на подготовку и на обход шпица у люка, а второй на дальнейший подъём. Сделать верёвочную лестницу для постоянных подъёмов уже не представляло трудностей, раз её можно было укрепить у креста. С того времени Телушкин каждый день в течение двух месяцев – октября и ноября, поднимался на высоту для починки повреждений, таща в сумке через плечо мастеровой инструмент. Сложность работе добавляла и погода, осень не самое лучшее время в Петербурге – с Невы постоянно дул холодный ветер, часто шел дождь порой вперемешку со снегом, и рано темнело.
В ходе работы Петр закрепил оторванные листы, поправил фигуру ангела, укрепил крест. Нередко на него специально приходили посмотреть горожане. Через 110 лет верхолазы проверяли шпиль и на дубовом переплёте рамы, которая сохранилась и при позднейших переделках, они нашли сделанную краской роспись Телушкина. Таким образом, простой мологжанин стал первым известным русским промышленным альпинистом. Возможно, он не был единственным, но стал первым, чей подвиг заметили и оценили по достоинству. Сегодня высотные работы стали явлением обыденным, но многие ли из нынешних умельцев согласились бы повторить работу Петра Теплушкина без страховок, альпинистских связок, крепких синтетических тросов и прочего оборудования промышленного альпиниста?

НАГРАДЫ ГЕРОЯ
За всем ходом работ внимательно следил президент императорской Академии художеств Алексей Николаевич Оленин. Он наблюдал за работой из подзорной трубы из окна своего дома расположенного на Дворцовой набережной напротив собора. После окончания Телушкиным всех работ, Оленин в журнале «Сын Отечества» напечатал статью о Телушкине, после чего о мастере заговорила вся Россия, он даже получил в народе прозвище «небесный кровельщик». Вскоре Оленин представил Телушкина Государю императору Николаю I, который наградил мастера  серебряной медалью на Аннинской ленте «За усердие» и заплатил за работу 5 тысяч рублей. В довесок к этому, Телушкину была подарена грамота, по которой владельцы питейных заведений были обязаны бесплатно наливать в любом кабаке. Но вскоре Петр грамоту потерял, и тогда ему было поставлено особое клеймо под правой скулой, по которому Телушкин, приходя в питейное заведение, щёлкал пальцами, показывая о том, что надо налить – отсюда якобы пошёл характерный жест, обозначающий распитие алкоголя.

Петербургский художник Григорий Чернецов выполнил небольшое по размеру маслом на картоне изображение Телушкина, единственный образ по которому мы можем судить о внешнем виде нашего героя – низкорослый, чуть курносый, стриженый «под горшок», с рыжеватыми усами и бородой; одет в коричневый длиннополый до пят кафтан. Этот портрет – эскиз для картины «Парад на Марсовом поле в 1831 году», где Телушкин изображён в числе 223 петербургских знаменитостей.   

Став популярным в стране «небесным кровельщиком» Телушкину стало поступать много солидных хорошо оплачиваемых заказов, в частности почин кораблика на шпиле Адмиралтейства.
В мае 1831 года Петр был обвенчан с крепостной девицей Ираидой Фёдоровой. Но слава и посыпавшиеся кровельные заказы не пошли ему впрок, Он скоро спился и осенью 1833 года умер. Вскоре и слава о нем забылась, а на родине в Ярославской губернии о нем практически никогда и не знали.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "Мологжане"