Село Лацкое - торговое и славное

Коновалов Дмитрий Михайлович
СЕЛО ЛАЦКОЕ
В СЕЛО Лацкое Веретейского поселения можно проехать двумя путями. Первый путь стандартный по хорошо асфальтированной дороге, по которой от Борка до села всего семь километров. А можно проехать от поселка Некоуз через село Спас-Ильдь; по дороге окруженной дремучим лесом. Когда-то эта дорога была выложена булыжником, и местами он сохранился. Именно по этой дороге в начале 19 века через Мологу в Сибирь везли ссыльных декабристов; а с середины 19 века по начало 20-го по этому тракту тянулись груженые товарами обозы мологских купцов, везущих свой товар на в Красный Холм или железнодорожную станцию Некоуз, которая тогда имела не совсем благозвучное название Харино. Лацкое было серединой пути между этой станцией и богатым в ту пору городом Мологой… но, обо все по порядку!
ТОЧНОЙ даты возникновения села Лацкое нет. Согласно архивным документам оно возникло в середине 17 века, но есть мнение, что появилось гораздо раньше. Старожилы и некоторые историки рассказывают, что в Соколовском лесу монголо-татары бившиеся в этих краях с русскими в 13-м веке проложили так называемую Батарейную дорогу, когда шли к стану русского князя Юрия Ситского. И вот на этом пути в одном из живописных мест и появилось село Лацкое.

Название селу дала речка Латка, протекающая здесь. Имя речки пришло от угро-финских племен, обитавших здесь в седую старину; что тоже подтверждает версию древности села.
 Впервые описание Лацкого как сложившегося и развитого поселения встречается в документах Углической провинциальной канцелярии датируемых апрелем 1723 года; тогда селом владел некий дьяк Андреян Ротманов. По меркам того времени село считалось небольшим, но довольно богатым. Здесь было 7 жилых дворов, в которых проживало около ста человек, по 10-12 в каждом. У крестьян имелось 18 лошадей, 11 коров, 9 телят, 14 овец, 10 свиней, 96 кур. Правда к середине зимы в крестьянских закромах ржи уже не оставалось, только овес. Чуть позже село было отписано от дьяка Ротманова и перешло в руки нескольких помещиков. И уже, будучи в помещичьих руках, Лацкое стало активно расти и развиваться. Согласно «топографическим описаниям Ярославской губернии» за 1800-й год в разделе «О Мологском уезде» есть интересные сведения из жизни Лацкого. Например, повествование о том, что каждый год в уже большом и развитом селе одна из уездных ярмарок в праздник Вознесения Господня, а также проходили торги еженедельно по средам. Таких торговых дней в уезде было всего три – здесь в Лацком, в Некоузе, и в Прозорове.

Как правило, базары собирались «с октября по весну», а годовые, уездные ярмарки длились по три дня. «На сии ярмонки приезжают купцы из городов Углича и Мологи с разными суровскими товарами, а крестьяне из ближних селений с холстом, серыми сукнами и прочими своими изделиями, а особливо с коровьим маслом, говяжьим и свиным мясами, кои скупая купцы отпускают в Петербург»; «Жители упражняются вообще в хлебопашестве и лесных промыслах. Сверх того, многие отходят по пашпортам… для различных работ, а особливо для строения барок, так же нанимаются по Волге. В обычаях, нравах, поверьях, образе жизни, покрое платья и строении домов, от прочих никакой отмены не имеется». Мологский уездный исправник в это время сетовал, что «по платежу повинностей село Лацкое представляется самым последним по уезду». Он признаёт виной тому бедность и пьянство крестьян, «за исключением весьма немногих торговцев из крестьянской же среды».

В КОНЦЕ 18 века Лацкое стало крупным торговым селом, в котором проживало 350 человек. И естественно такое большое поселение не могло жить без церкви – как обязательного атрибута жизни людей того времени. И потому в 1780-м году Антипатр Петрович Коновницын – коллежский асессор и в недавнем прошлом прокурор Вологодской области, владелец усадьбы в соседнем селе Воскресенское и живший со своей супругой Феодосией Ивановной Мусиной-Пушкиной в соседнем селе Воскресенское обратился в Ярославскую епархию с просьбой строительства церкви в Лацком. Ярославская епархия прошение Коновницына удовлетворило, и, более того, предложила перенести деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери из села Красное-на-Сити где в то время заканчивали строительство нового большого пятиглавого каменного храма. В тот же год с места мученической кончины сотен воинов Ситской битвы в Лацкое был перевезен и поставлен на местном погосте, на левом берегу реки Латки храм Казанской иконы Божией Матери. Естественно, небольшая по размерам церковь не могла вмещать всех лацковских и приезжих богомольцев, особенно по праздникам, и потому возникла необходимость строительства нового, большого каменного храма. Так, буквально за несколько лет на правом берегу Латки в самом центре села, в окружении торговых площадей вырос пятикупольный храм с двумя приделами – холодный, так называемый летний в честь Вознесения и теплый для зимних богослужений в честь Богоявления Господня. В строительстве храма приняли активное участие не только сами Коновницыны, местные крестьяне, но и приезжающие торговать купцы. Храм был полностью готов к богомолью и освящен в 1801 году. Вот как его красоту и величие описывает известный мышкинский краевед и писатель Владимир Гречухин «Церковь в облике своём сохранила немало примет века более раннего, ещё 18-го. Должно быть, строительная традиция долго жила в этих местах, а поэтому основное ядро храма выглядит старше грани двух веков».
 
С тех пор в Лацком стало две церкви – деревянная Казанская и каменная Вознесенская. В обоих постоянно совершались богослужения, в обоих постоянно было много народу, как местного, так и приезжих торговцев. В праздник Пасхи местная молодежь особенно любили трезвонить в колокола на обеих церквах сразу, и потому звон разливался далеко-далеко над округой. Была такая на Руси древняя традиция – в праздник Воскресения Христова пускать на колокольню звонить всех желающих, и отбою в Лацком никогда не было, звонили по 40 дней кряду до самого Вознесения.

В рапорте церковного смотрителя Мологского благочиния в Ярославскую епархию за 1815 год об обоих храмах написано следующее: «… деревянная церковь состоит в твердости, … каменная во имя Вознесения с приделом Богоявления утварью церковной снабжены довольно, притом к благолепию ни в чем недостатка не имеет, на что и опись церковная имеется. Земли имеет 36 десятин, селений приписано 14».

В 1882 году на юго-восточном углу ограды Вознесенской церкви, тобишь с правой стороны была построена каменная часовня «В память о Бозе почившем императоре Александре II».
ТАК и жило село Лацкое из года в год своей размеренной жизнью. Летом от зари до заката работа да забота; зимой съезжались в село торговцы и покупатели; а круглогодично из Мологи на станцию Харино и обратно шли обозы с товарами, купцы, да и простой люд ездивший по свои делам, но обязательно и те и другие останавливались на ночлег в Лацком как в самом удобном в географическом плане месте в пути от Мологи до Харино или Красного Холма. После отмены крепостного права в Лацком как грибы после дождя стали появляться частные трактиры, гостиницы, чайные и иные торговые лавки. В начале 1900-х годов в селе было восемь двухэтажных чайных, трактир, пивная, «казенка», где торговали водкой, гостиница с заезжим двором. Имелись две бараночные пекарни, две кузницы, пять магазинов. На реке Латке стояла механическая мельница. Все заведения принадлежали частным лицам, в недавнем прошлом – местным крестьянам.

В сентябре 1887 года в Вознесенскую церковь был направлен служить один из лучших выпускников Ярославской духовной семинарии отец Николай Любомудров. Его трудами в 1895 году селе была открыта первая в округе библиотека-читальня для крестьян, где имелось достаточное количество классической литературы, газет, журналов и, конечно же, книг духовного содержания. Для того чтобы укрепить нравственность народа, повысить культуру и грамотность, привить интерес к рациональному ведению сельского хозяйства, отец Николай организовал публичные чтения литературы, иллюстрируя их диапозитивами при помощи проекционного устройства – редчайшего и дорогостоящего агрегата того времени. Эти так называемые «народные чтения с туманными картинами» проводились по воскресеньям осенью и зимой в 1900 - 1915 годах.

Отец Николай очень любил музыку, самостоятельно научился играть на скрипке. Эта любовь помогла ему создать в Лацком слаженный церковный хор, тогда как до его приезда хора как такового не было.

В 1912 году протоиерей Николай Любомудров был избран благочинным первого благочинного округа Мологского уезда. И в том же году архиепископом Тихоном – будущим Патриархом был награжден наперсным крестом. А за просветительскую деятельность по ходатайству Земской управы – государственным орденом Святой Анны.

Отец Николай был знаком с протоиереем Иоанном Кронштадтским, который не раз бывал на Мологской земле. Хорошо знал и ценил отца Николая архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий патриарх Московский и всея Руси. Объезжая приходы своей епархии в августе 1912 года, владыка Тихон был в Лацком и провел в гостях у отца Николая целый день, познакомился с его семьей и благословил детей.

Но, в мятежные революционные годы отец Николай не поддался на уговоры о сотрудничестве с новой властью и 2 ноября 1918 года был расстрелян. Лишь спустя много лет он был реабилитирован, а в 2000 году на архиерейском Соборе Русской православной церкви был причислен к лику святых как священномученик.
 
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ волнения не обошли стороной и патриархальное торговое село Лацкое. Как и многим, других российским провинциальным селам ему была уготована участь колхозоизации, разорение храмов, и иные «прелести» новой жизни.

Церковно-приходская школа была преобразована в обычную светскую. Люди согнаны в колхозы. Вознесенский храм после расстрела отца Николая разграблен и закрыт, а деревянный Казанский и вовсе разобран на дрова. Некогда славное торговое село стало превращаться в типичный советский колхозный поселок.

В конце 1930-х годов в Лацкое переехало огромное количество людей с затопляемой водами Рыбинского водохранилища территории. Со своими домами и скарбом они селись и в окрестных от Лацкого деревнях. Село тогда выросло вдвое, и потому в марте 1940 года исполком Лацковского сельсовета принял решение о строительстве здания новой школы, путем переброски здания Кочеринской начальной школы из зоны затопления. Строительство было закончено в январе 1941 года, а в сентябре в нем разместилась школа, проработавшая до 1970-х годов. В 1976 году в Лацком была построена типовая двухэтажная советская школа, в которой учились сотни ребят. Тогда же в новой школе начал создаваться местный музей, который открыли в 1986 году. В этом музее бережно хранят экспонаты истории этого села – старинные книги, предметы домашней утвари, собран богатый материал о ветеранах второй мировой войны и тружениках тыла, хранится материал об истории села Лацкое и колхоза «Страна Советов». Есть даже экспозиция, посвященная войне в Афганистане. Но самым интересным музеем в Лацком сегодня является музей льна, находящийся в отдельном помещении. Там представлен процесс ручной обработки льна, изделий из льна, собраны русские народные песни, загадки и пословицы о льне. Именно лен в советские годы был одним из главных отраслей сельскохозяйственного производства в Лацком и округе.

С НЕ меньшими потерями для материальных богатств прошли для села и 1990-е перестроечные годы. Многие местные жители остались без работы и хоть каких-то средств к существованию и потому вынуждены были покинуть родные просторы.

Сегодня в Лацком проживает всего несколько десятков человек больше преклонного возраста. Несколько лет назад в Вознесенском храме начали совершаться богослужения. 2 ноября 2013 в день 95-летия со дня расстрела священномученика Николая Любомудрова на месте его казни был установлен и освящен большой поклонный крест в память о том трагическом событии. А рядом, на кладбище сохранился до наших дней загороженный кованой решёткой в виде часовни склеп. На этой решётке надпись: «Вечная память. Пётр Яковлевич Шувалов». Шувалов – незаконнорожденный и не признанный потомок двух дворянских фамилий – Мусиных–Пушкиных и Коновницыных. Но его жизнь с Лацким почти не была связана, Шувалов жил в соседнем селе Воскресенское поэтому об этом человеке и его предках я написал разделе о селе Воскресенское на Корбухе.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, автор книги "Летопись Мологских сел и деревень".