13 камней сада Стихиры

Сукины Дети
На площадке Сукиных Детей недавно проводился конкурс-маскарад. Участникам было предложено написать стих на тему "Тождество противоположностей".  Далее стихи были выставлены без  указания авторства,  последовало обсуждение,  отзывы, в  том числе и стихотворные, всякого рода веселая возня-флудилка  на тему и не в тему. В конце концов были подведены итоги.

Казалось бы, что тут особенного? Почему же мы решили выставить эти тексты с комментариями  на Главной?
Дело в том, что ВСЕ участвующие стихи (их 13!) можно  объединить в цикл - они удачно дополняют друг друга.  Кроме того, было интересно проанализировать, какие же скрытые критерии, характеристики текста управляют предпочтениями читателей - голосование-то было "слепое". Кто есть кто, знал только ведущий. 

Места распределились следующим  образом.
1. Я заскочу к тебе — Сара Бет Бернар
2. Пепел — Ян Бруштейн
3. Сад — Ангара (Гаэлина)
4. Что на земле В. Репин
5. Приходящее — Нэйл
6. Взобраться выше — Маргарита Шмерлинг
7. Вера — Гаэлина
8. Это ноябрь — Влада Зизак
9. Намедни за утюг схватилась я — Уайльд Кэт -
10. Компьютерра — Эфа
11. Венчание — Петр Кольцов
12. Телу любимому — Бабка Яга
13. Танцы скачущей диафрагмы — Омагодан О

Составитель подборки взял на себя смелость сопроводить  каждое стихотворение небольшим комментарием.

1. Сара Бет Бернар

Очень атмосферно и многоуровнево передана обстановка, антураж, момент - и отношение лиргероя (героини) ко всему происходящему.  Образы перетекают друг в друга без напряжения, рисуя картину непростых и открытых взаимоотношений двух людей. Непростых, потому что  присутствует страсть - или  присутствует ложь.  Открытых, потому что основное действие еще только произойдет - и результат его, пожалуй, непредсказуем. Хотелось, чтобы да, все сложилось )
Это не поглощающая страсть  первой  или роковой  любви, это чувства людей, которые  уже имеют серьезный опыт  в  противостоянии, извечном противостоянии двух полов - в своем вечном единстве...  Образы понятны, вместе с тем "мазки смысловой  кисти" обладают  определенной привлекательностью и новизной.
.

Я заскочу к тебе на свист твоих малиновок беспечных,
в ладонях долго буду греть бокал, беременный вином,
кивать, не слушая почти, смотреть, как заполняет вечер
эклер гостиной темнотой, горчащей дремой травяной,

как лепит мягкий, теплый свет твое лицо. - Искусный скульптор,
он выдаст то, что прячешь ты в недвижном омуте зрачка.
И будут виться над свечой неявных смыслов барабульки -
забавы ради их лови и ложь от правды отличай.

А впрочем, правда или ложь — язык, раскрывший створки-губы,
и поцелуя водопой, и стонов сорванная гроздь?
Я заскочу к тебе в четверг, проверить смысл ошибок трудных,
которых нам с тобой пока насовершать не довелось.
.

2.  Пепел — Ян Бруштейн.
По сравнению с предыдущим - более абстрактная картина.  Хотя  и здесь присутствует  встреча. Противостояние " Я - из травы, ты - с облака..."  со временем разрешается... Точнее, замыкается в кольцо.
Завуалированные ссылки на фразеологизмы ("С лица воду не пить", "Он ел с ладони у меня")  создают  соответствующий фон-настрой узнавания, сопричастности.
Игры  со  звучанием  и рифмами (вечно мы - вешними, постели нам - потерянным) добавляют своеобразия к этой картине цикличного возрождения.

Ну что, моя красавица,
Ты лучше, чем тогда была.
Не выпито с лица винцо,
Не съедена с ладошки мгла.
Затеряны давно века,
В которых этот свет мерцал...
Я - из травы, ты - с облака,
Ну как сумели встретиться!
Казалось, будем вечно мы,
Но стало много толку ли -
Крича грачами вешними,
Мы годы перещелкали.
И пеплом дни последние,
Засыпали постели нам.
Не оставляй во зле меня
Погасшим и потерянным!
Спугнет однажды утро вой,
Стирая блики облика...
Пока я прорасту травой,
Ты растворишься в облаке.
.

3. Сад - Ангара (Гаэлина)
Триптих (тристих) образует уже немного иную геометрию связей. Однако здесь также присутствует "мы" - как пара. Явственно прослеживаются  смысловые ударения в каждой из частей. В начале - довольно безрадостный и безжизненный сад печали.  В середине - переход, некий квантовый скачок, в котором все же  темная, готичная  сторона берет верх,  но сквозь разбитые зеркала проступают очертания иной, хотя и пугающей, реальности.
 Третья часть  наполнена символами возрождения, знаменуя тем самым выход из "опасной зоны" в область  любви и прощения.
Религиозные оттенки смыслов образов  добавляют своеобразия и некоего сакрального  "послевкусия".

Безлиствен, бесприютен и горбат,
Чернеет над землёй наш бедный сад –
В грехе зачат, на ненависти взрощен.
Древесный сок – печали солоней,
И мёртвою росою соловей
На ветке горло тонкое полощет…

---
Мы вброд с тобою перешли ручей,
И смерть, сверкая связкою ключей,
Нас проводила в дом вселенской скорби.
И мы узрели в трещинах зеркал,
Как сытый демон, обнажив оскал,
Сжимал в когтях твоей любви подобье.

---
Минует сеть паучью лёгкий пух,
И прошлое меняет очертанье,
Когда любовь, преодолев недуг,
Как сад цветёт в ладонях мирозданья.
Питает корни гибкие родник –
Зачат в любви, прощении и вере.
И в облачном просвете чей-то лик
Глядит на сирых грешников смиренно.
.

4. В. Репин
В отличие от предыдущих, здесь основной акцент делается на духовных ценностях - религии, культуры, истории.
Лилейный платок - судя по всему, шелковый, нежный и белый, как лилия. Новгородский кодекс - самая древняя из дошедших до нас книг  древней Руси, написанная, как это ни удивительно, на вощеных дощечках.
Искусное противопоставление образов  присутствует в каждой паре строк.  Последний  катрен является  "сплетенным" антагонистами,  землей и растениями, живым и мертвым, приметами и знаками, прошлым и будущим, сохранением  и разрушением. Ассоциации - вязь времен, узор на булатном клинке или древнем перстне...

Что на земле равно булатной стали,
Платок лилейный на весу секущей?
Но ржавчиной клинки с веками стали,
В земле сырой, не для оружья сущей.

Что может быть податливее воска,
Свечи, плывущей в ликах богородиц?
Но сохранились восковые доски,
И мы читаем "Новгородский кодекс".

На месте древних гнёзд - поля и кущи,
Но бережёт в себе земля, поверьте,
На удивленье нам, на ней живущим,
Приметы жизни, а не знаки смерти.
.

5. приходящее. Нэйл.
Мотивы  одиночества, развития, загадки бытия - и красоты мира,  эзотерика  первопричин и следствий, музыка полета и опять же - цикличность  существования... Похоже на молитву или речитатив напевностью.

приходишь, уходишь – как ночь, за которой день
в единственном роде записанный на воде
на глади небесной заоблачным молоком
в немыслимой бездне – и зреешь как снежный ком

и звёздная россыпь – вот всё, что тебе дано
как якорь вопросов – бросай и иди на дно
где гроздья хоралов, соцветия красоты
из сердца начала безмолвия пустоты

растут и ветвятся – и длятся за годом год
потоки вибраций, свершая круговорот
и тёмным глубинам, рождающим новый свет
не важны причины различия ‘да’ и ‘нет’

мажоры-миноры, падение и полёт –
кротовые норы проточат огонь и лёд
а жизни рапсодии время уносит прочь
уходишь, приходишь – как день, за которым ночь.
.

6. Маргарита Шмерлинг
Человека тянет в небо, наверное, с того момента, как он себя осознал - и сравнил себя с птицами, и отождествил себя  с облаком - или падающей звездой. Нечто очень глубинное  -  забытое умение. Которое хочется вспомнить - и включить... Кто знает, может, когда-нибудь так и случится.

Взобраться выше... выше облаков.
Не выйдет - так на крышу небоскрёба.
Там, наверху, и жутко, и легко, -
так жутко, что шершавым станет нёбо,

а воздух загустеет киселём,
выталкивая в небо звёзд колечки.
Забыть, что ты в полётах не силён,
Расправить руки, чтоб ломило плечи,

шагнуть, не глядя, за предел, за край,
где нет дорог, порогов и пределов,
а там - вверх, вниз ли, - вольно выбирай
и не шепчи - "ты этого хотела", -

не в этом дело. И конец един,
потом или теперь... Но отчего-то
не страх, не боль оставишь позади,
а торжество паденья - и полёта.
.

7. Вера.  Гаэлина
Отчетливая и яркая религиозная тематика - и ее передача изосредствами слова.  Линии  материнства, самопожертвования, очищения , отчаяния- и надежды,  мистически переплетенные с  проявлениями природы и сверхъестественным.
"Красна вода Иордана" - аллюзии с избиением младенцев?
Не слишком распространенная схема рифмовки способствует  определенному, торжественно-патетическому  настрою.

Тонет в буре ходиков мерный стук,
По стене белёной ползёт паук,
Мать поит молоком младенца.

Неуёмный ветер в ночи гудит.
Было б вдоволь соков в её груди,
Да хватило бы крови сердцу.

Солона щека, тяжела щепоть –
Сколько дней до срока отвёл Господь?
Обмелела река надежды…

Печь в углу зияет несытым ртом,
А на снежной насыпи, за окном,
Кто-то в белых стоит одеждах.

Он идёт навстречу ей налегке,
Он во сне приводит её к реке,
Где заката отверста рана,

И струится влага с её волос,
И нагое тело саднит от слёз,
И красна вода Иордана…

Десять дней метели и холодов,
А под утро ровен и чист покров,
В небе месяц горит ущербный,

Дальний лес в глубокое небо врос,
И дорожкой санной проложен мост
От отчаяния до веры.
.

8. Это ноябрь.  Влада Зизак.
Если рассматривать  этот стих как противопоставление отчаяния и надежды - все-таки побеждает отчаяние. Хотя и скрашенное устроенным бытом лиргероя.  Впрочем, ключевое слово - кариес : если все хорошо,  не слишком ли это плохо?  "Уноси-ка ноги, дед-ка..." Короче, мы тут не прохлаждаться - а воевать, так что, дедка, давай-давай!  Пока не замерз еще. Осень - лучшее время года. А не успел чего - так  в следующий приход, ага. Вот и цикличность.

Переморожен воздух в транспортный перегар,
Ветер пронзает лёгких розовый пеньюар,
Поздняя осень злая пуще других старух,
Осень бредёт по краю кладбища белых мух -

Там, поперёк сезона, перебивая плешь,
Астры торчат с газона серо-бордово-беж.
Бодрая енка-летка , даром маэстро пьян.
Это ноябрь, дедка, выкинь уже баян,

Спрячь до весны ли, жизни следующей за ней.
Мёрзко с утра в отчизне, пой за неё ли, пей,
Бейся в смертельных схватках в гибельных ****ях…
У кого, дедка, сладко – кариес на зубах.

Глупо червонец звякнул мелочью в пустоту.
Хуже ещё собакам, а я домой иду –
Прятаться в сень уюта, в сумерки одеял,
В мир, что укрыт, закутан и безопасно мал,

Мягок, пастелен, нежен.
В нём на свечах горят
Снежные мухи – те же –
Стылого ноября,
В радио летка-енка, в раме оконной тьма.
Изморозью по стенке в сердце ползёт зима.
.

9. Уайльд Кэт
Легкая бытовая зарисовка,  иронично  стилизованная под философский экзерсис.
От вопля из груди бежит гусявкой кожа...
"И холод ледяной ожёг мои персты" - к слову, жидкий азот с температурой минус 195 градусов по Цельсию  может вызвать ожоги, похожие на ожоги от кипятка.  Если, конечно, не  держать  палец в чашке с жидким азотом слишком долго. 

Намедни за утюг схватилась я случайно,
И холод ледяной ожёг мои персты,
Сгустился свет до яркой черноты,
И вопль из груди исторгла я отчаянный...

Очнулась на полу. На пальцах волдырищи, -
Утюг был раскалён, я гладить собралась.
Омыв ожог слезой, скатившейся из глаз,
Утешила себя: и для ума есть пища,

Ведь так постигла я без философских сложностей
Идею тождества двух противоположностей!
.

10. Компьютерра. Эфа
Попытка анализа футуристического  бытия человеческого  на этапе технологий компьютерных бурного развития... Вочеловечивание машин - впрочем, все к тому идет. Игра слов, неологизмы, инверсия и оксюмороны - вполне подходящий инструментарий для засветки абсурдного мира, в котором окажутся наши потомки... Если  рельсы прогресса и дальше будут  столь параллельны.

Душеразмывающий инфракрасный гул,
внутренняя канонада – надо, надо…
Мой компьютер, чудотворец, я бегу!
убегаю из тропического ада.
Мой спаситель, властелин и соглядатай,
ты всегда со мной, всегда слегка поддатый,
подзаряженный и защищённый фаерволом..
Спой мне!
Фантастических птиц йодлер, модуляции симулякра…
Богоподобная пустота!
В каждом убогом кристалле – биллионы вольных акров,
мириады пасущихся стад.
О, Компьютерра, ты мечта, утонуть бы в твоих просторах –
не знать, не сметь.
Даже если называется это очень странно: смерть.

Обилие ветра – выдох без вдоха, несуществующие люди…
Когда это будет?
.

11. Венчание. Петр Кольцов.
Снова религиозная тематика, теперь уже в связке с парой "мужчина-женщина".  Стихотворение написано в классической манере. Венец - венчание - вечность... Простые и незыблемые человеческие ценности - отношения, любовь, семья, дети.

Храм полупуст. В нём – таинство. Венчание.
Негромкая молитва в тишине.
Венчающихся робкое молчание,
Расплывчатые тени на стене

От пламени свечей. Дымок от ладана,
Несущий пряность в восковую гарь.
Венцы над головами, и загадана
При прохождении через алтарь

Мечта о том, чтоб, одолев все сложности,
Что жизнь готовит, выжила любовь,
И чтоб сложились противоположности,
Свою продолжив в общих детях кровь.

Венчание. Прикосновенье к вечности.
Святая клятва пред святым отцом.
Отныне места нет пустой беспечности:
Свершился брак перед Его лицом.

Храм опустел. Цветы, улыбки праздные,
Шампанское! На брудершафт! До дна!

На входе в храм сошлись судьбы две разные.
На выходе – судьба уже одна…
.

12. Бабка Яга
Уух, сколько тут всего по части игры словами - омофония, гомофония, плеоназмы, неологизмы и пр.! "И пр." заплетает извилины в косички.
Однако, если начать закапываться в смысл -  получим... Еще один футуристический прогноз, стих-апокалипсис?
Парез - ослабление мышц. Антитеза - противопоставление, синкопа - урезание, отсечение.
Ближе к концу  смысл все более размывается.
Телеантроп, судя по всему - человеческое существо, обладающее рядом экстраспособностей - телекинез, телепортация, телепатия.  Человек как продолжение телевизора... Интернет- ячейки... мобильного телефона...
Одитерпимость - вообще неологизм, которого я не нашел в Инете. Ближайшее созвучное - одитинг, процедуры "извлечения " подсознательного в секте сайентологов.  Соответственно получим - терпимость к  прослушиванию чего- или кого-либо.
Однако цельная картина уже не  складывается. Мир  стиха  распадается на части.

Телу любимому сладостно в теле
теленедели,
телепрограммы,
телеэкрана,
телеканала.
Телекинезом меня доконало
тело в парезе,
лезвий железней
и бесполезней
воли протеза.
Есть антитеза вместо синкопы:
по гороскопу
выйду в окопы,
там, под укропом,
выброшу скопом
взгляд эндоскопа,
одитерпимость с телеантропом.
.

13. Танцы скачущей диафрагмы.  Омагодан О
Вообще-то  описывать впечатления о собственных стихах по меньшей мере нескромно...
Ну да ладно.
Первый катрен - ассоциативная привязка музыкальных стилей к детскому и взрослому, жестокому и наивному, к жизни и смерти. Музыка хаоса - и мелодии жизни в своем неразрывном единстве.
Второй  катрен - противоречие между многочисленными порождениями разума - и "простыми"  телесными радостями жизни, опирающимися как на новое, познаваемое - так и на старое, догматичное.
Однако разгадка тайн мира одним сухим разумом невозможна... потому что в языке разума  отсутствуют понятия,  на которых основан этот мир.  Точнее, присутствуют далеко не все.
Лишь дополнив его чувствами, чувственным восприятием, чувственным мышлением - возможен выход за пределы плоского мирка  обывательского счастья.  Но это должны быть высокие чувства, не только  животные (те, что диктует тело ) - голода, холода, похоти, желание властвовать или... Или.
Чувство собственной уникальности и сопричастности со всеми процессами во Вселенной, гордость за свою расу, поиск и стремление к чему-то действительно значимому - трепет в груди и жажда жизни, вера в  сакральный смысл сущего... Желания, возносящие душу...

...так дарк вэйвово, амбиентно так - импульсивное, беззащитное,
непосредственное по-детски, смерти к жизни наивно магнитное...
И так роково-металличное, беспощадное и фалличное -
кадуцеем имперских амбиций, цвета хаки, войсково-элитное.

Разрывается сердце, разум загружается парадигмами,
парадоксами, солипсизмами, эзотерикой и прагматикой.
Тело требует удовольствия - полон мир чудесами-энигмами,
в нем гармонии исчисляются неометрией, тотематикой.

Но настроить мозги на вечное в быстротечности эфемерностей
невозможно без аберраций, переходов с личин на личности,
обнажения референтностей, сублимаций сухого рацио -
без трансгрессии эксклюзивности на аффектные энергичности...

_____________________________

Подводя итоги, хочется поблагодарить участников за возможность вглянуть на мир их глазами - и за приятно проведенное время.
А также выразить надежду, что подобный коллективный труд выходит за границы  очередной "местечковой" тусовки,  которыми  так славится наш  небезызвестный  литературный портал.
Желающие прочитать "сырой" материал - милости просим!  http://www.stihi.ru/2013/10/20/8798

Ведущий маскарада Омагодан О