2013-08-24 Титова Элла. Занимательное стихосложени

Виталий Иванов.Подборки
2013-08-24 Титова Элла. Занимательное стихосложение (глава 1 про стихоразлагателей). Обсуждение
Рифма.ру 24.08.2013 07:55
http://zeze.ru/userblog/post/1004937

Глава первая, в которой говорится о стихослагателях, стихоразлагателях и способе преодоления критического страха

Итак, начну с самого главного. Чем поэт отличается от рифмоплета?
Реакцией на критику.

Проделайте простой эксперимент: ткните пальцем в небо многострадального СИ,
зайдите в раздел своей жертвы (жертва должна чего-нибудь стихослагать) и,
не читая стихотворения, напишите небольшой комментарий от фонаря,
включающий легкую, абстрактную критику (ну там, к примеру, не совсем понятно отношение автора к происходящему, концовка несколько не адекватна и так далее) и посмотрите что произойдет.

Если услышите что-то типа "я специально применил такой прием... для меня очень важен именно этот смысл...это мое очень раннее стихотворение..." или любые другие оправдания -
скорее всего перед вами рифмоплет.

Поэт постарается принять критику к сведению.

Вообще мне не нравится разделение авторов на поэтов и рифмоплетов, поэтому в дальнейшем я буду называть первых стихослагателями, а вторых стихоразлогателями.

Видимо, вы догадались, что в этой главе я хочу поговорить о критике. К сожалению, даже незначительная критика стихотворений приводит нас порой к отчаянию. Оно и понятно, ведь стихи - это практически наши дети. Если моего ребенка начнут критиковать, я, скорее всего, брошусь на его защиту как пантера, даже если критикующий будет прав. Так мы устроены. Таковы особенности нашей психики. Мы боимся критики и как маленькие дети ищем только похвалы. Это идет из глубокого детства... ("Занимательную психологию" я бы тоже не отказалась написать.)

Наверное, стихоразлагатель становится потенциальным стихослагателем в тот момент, когда понимает, что критика может сослужить ему отличную службу.

Увы, не делать ошибок могут только гении. Что же касается нас, простых смертных СИшников, то давайте честно разделимся на умных и дураков. Умные это те стихоразлагатели и стихослагатели, которые учатся на ошибках других, а так же на своих собственных.
Дураки, соответственно, ни на чьих ошибках не учатся, потому что считают, что ошибок не совершают. А зря!

Кстати, чтобы никого не обидеть, я буду все последующие примеры приводить из своей жизни,а стихотворным разборам и критике подвергать свои собственные произведения.

Себя я без лишней скромности отнесу к умным стихослагателям и заранее поблагодарю всех,
кто особенно сильно и много меня критиковал и тем самым улучшил мое стихокачество.
(Не могу в связи с эти не упомянуть Антиобозревателя, а так же Егорыча, к которым, не смотря на наши многочисленные разногласия (в основном политические) продолжаю испытывать добрые чувства.)

Когда-то давно, в бытность моей СамИздатской молодости, я тоже очень болезненно воспринимала критику. Если в моих стихах и не находилось порой повода для критики с точки зрения стихосложения, то многочисленные описки и нелепые грамматически ошибки служили для некоторых Белинских источником саркастического критицизма. При виде критических заметок на полях своего раздела я готова была повеситься на первом суку.
Но... как сказал классик - не рубите сук, на которых сидите. И я начала искать выход.

Для начала русифицировала свой англоориентированный компьютер и установила на нем корректор. Потом начала заводить дружбу исключительно с филологами или журналистами
(не могу удержаться, чтобы не упомянуть Дину Лукоянову и Борю Борукаева), которые, в свою очередь, исправляли ошибки корректора. И даже приобрела и положила на видном месте грамматику русского языка...
Из всего этого напрашивается следующий вывод: при критике не нужно впадать в панику
и проделывать с собой вещи, которые проделал лирический герой небезызвестного поэта
Давида Паташинского:

"Я повешусь на заре, отрублю себе я голову,
выпью яды эти все, запалю себя дотла",

а надо начинать действовать.

Можно, для начала, воспользоваться приведенным мною примером с корректором и филологами,
а так же ссылкой, упомянутой во вступлении. Но можно и пойти другим, более трудным путем,
о котором позже.

В заключение этой главы хочу поделиться простым упражнением по преодолению критического
страха.

1. Зайдите в свой раздел.

2. Поставьте ноги на ширину плеч, а руки на клавиатуру.

3. Закройте глаза и откройте рот.

4. Скажите 'Господи, помоги!' (атеисты могут сказать 'Черт бы вас всех подрал!')

5. Представьте, что ваше новое стихотворение, которое вы считаете шедевром,
раскритиковано в пух и перья.

6. Не закрывая рта и не отрывая рук от клавиатуры, нарисуйте картину страшных последствий,
к которым может привести эта критика:
от вас отворачиваются родственники, друзья вычеркивают из телефонной книжки,
собственная собака лучше умрет с голоду, чем примет из ваших рук презренную кость,
соратники по перу и клаве разрывают с вами дипломатические отношения.

7. Дайте себе прочувствовать ощущение надвигающейся катастрофы.
Разрешите волосам встать дыбом, глазам (которые для этого нужно предварительно открыть)
выпятиться, коленкам задрожать, ладоням вспотеть, голове пойти кругом,
мурашкам побежать по коже, а кошкам заскрестись на душе.

8. Через три дня после упражнения убедитесь, что друзья при виде вас не переходят
на противоположную улицу, а земля не сошла с орбиты.

9. Скрестите руки на груди, обратитесь к небесам и громко проговорите ''Черт бы вас всех подрал!'

10. Повторяйте упражнение не менее двух раз в месяц.

УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
Богатова Наталья, Владыкин Андрей, Иванов Виталий, Титова Элла, Галь Дмитрий, Мартинович Геннадий
Ах, Элла, где ж вы пропадали с января 7 года по июль 13-го? Сколько за эти пять лет копий и прочего по поводу критики переломано... И сколько людей ушло с сайта, не договорившись именно по этому поводу!...

Первая глава вашего "Занимательного..." написана внятно, симпатично, без надрыва. Всегда приятно почитать.
Один вопросик: "... и постарается принять к сведению." Принимать во внимание критику, написанную не читавшим вас? - ну, не знаю, стоит ли.

Богатова Наталья 24.08.2013 10:29
--------------------------------------------

))))))))))))))))))0

занятно - буду ждать продолжения.

Спасибо))

Владыкин Андрей 24.08.2013 13:17
--------------------------------------------

Стихослогатели, стихоразлогатели...
А что делать гениям, которых не понимают?
:-)

Иванов Виталий 24.08.2013 13:48
--------------------------------------------

Наталья, меня долго не было на этом сайте, так как я забыла пароль и думала, что меня из-за неактивности давно удалили, но по какой-то причине, я все еще здесь висела. Вообще я всегда околоачивалась на СамИздате (lib.ru)для которого, собственно, и написано мое "Занимательное стихосложение", но здесь находиться намного приятнее - здесь много хороших стихов и хороших, талантливых авторов. Что касается критики, но все очень и очень сложно, ведь мы всегда считаем что правы именно мы.

Титова Элла 24.08.2013 20:34
--------------------------------------------

Андрей, спасибо что прочитали. Продолжение будет, но я так поняла, что должно пройти 24 часа с момента последнего сообщения в блоге. :)

Титова Элла 24.08.2013 20:35
--------------------------------------------

Виталий, мне кажется, что гениальность определяется не самим индивидом, а обществом. Если человек уверен в своей гениальности, то это уже смахивает на шизофрению. С другой стороны, вы абсолютно правы, ведь есть куча примеров, когда гениев не признавали при жизни... Остается только надеяться, что нам возведут нерукотворный, и к нам не зарастет тропа. :))))

Титова Элла 24.08.2013 20:39
--------------------------------------------

Элла
Как Вы могли подумать, что я о себе? :) Вопрос шире. Безотносительно персоналий.
Но это вот реальная проблема, Вы понимаете? :)
И у неё нет разрешения. Или есть? :)

Иванов Виталий 24.08.2013 21:09
--------------------------------------------

Да, я понимаю, о чем вы говорите, Виталий. Мне кажется что когда гения не понимают, то это все-таки проблема общества. Гений может быть на столетие выше своего поколения, и тогда оно действительно его не поймет. Но тогда есть вероятность, что его поймут и оценят следующие поколения. Но в поэзии, думаю, о гениальности говорить не правильно. Для меня гений, к примеру, Архимед. Оказывается, он умудрился открыть в математике то, что потом переоткрыли через много-много лет (его труды были потеряны и найдены совсем недавно). Архимед непонятно каким образом, буквально из воздуха доставал нужные ему формулы. Его мозг как будто на машине времени в будущее путешествовал.

Титова Элла 25.08.2013 01:23
--------------------------------------------

Про Архимеда интересно... А откуда информация? СМИ? Я бы им не особо доверял... Ради сенсации - удавятся.

Галь Дмитрий 25.08.2013 07:27
--------------------------------------------

Элла,
неувядаемо пробился новый росток разговоров о критике! - эка живучесть... здорово.
Написанное вами – абсолютно верно, голосую обеими руками. Только ничего не меняет в ситуации. Такое впечатление, что каждый, на самом деле, в курсе, и всех все устраивает.
Реален только индивидуальный подход: здание-то едино, но одному оно – мастерская, а другому – сауна. Не по способностям, так сказать,а по потребностям. :)
Трудны поиски истины заочно - не видя выражения глаз, не слыша интонации… Все оканчивается выяснением "кто что имел ввиду" вплоть до полного бреда.
Ну да ладно,
У меня появилась совершенно новая, как мне кажется, идея воплощения Критики в жизнь (в нашу с вами сайтовскую историю)!
На эту мысль навел сериал «Дживс и Вустер» (приключения заложника классического английского аристократического воспитания среди людей).
Это ж любо-дорого: обругать усы другого так, чтоб тот остался чрезвычайно доволен!
Вывод:
Не сама критика ранит автора, а отсутствие у критика классического английского аристократического воспитания. :)

Богатова Наталья 25.08.2013 10:36
--------------------------------------------

...
"как вы могли подумать..." :)
Как же не подумать, Виталий? - скажешь "гений", он тут же на зов и появится!
Как олень или утка на звук манка.
Или ошибаюсь? :)

Богатова Наталья 25.08.2013 10:49
--------------------------------------------

Видишь ли, Наташа, называть себя гением неудобно. Это понятно. Но странно было бы любому из авторов и исключать такую возможность, потенциальную – и в отношении себя, в первую очередь. Иначе, каков мотив сочинительства?
Верит и нет, боится и отважно устремляется вперед… к читателям, критикам! На раздачу. :)

Иванов Виталий 25.08.2013 12:06
--------------------------------------------

"Иначе, каков мотив сочинительства?"

А что, не банально - сочинять, чтобы стать гением!... :)))
Виталий, а куда ж девать человеческую способность сравнивать свои произведения с достижениями Мировой Культурки? Там же есть что-то близкое по духу, только лучше?

... только способность не понимать, что "это - лучше" может заставить играть с самим собой в лотерею ...

"Не исключать, что ты гений" - чудесная лотерея, Виталий! Хотя и явный лохотрон, конечно :)
Вот интересно, если сам организовал - всегда в выигрыше? или все еще хитрее? :)

Виталий, называть себя гением вполне удобно.
Как чувствуешь, так и надо говорить.
Вон художник Олег Кулик называет же себя человеком-собакой. А ему под выставку в прошлом году выделили аж два этажа в Центральном доме художника. И растяжка-реклама над Крымским мостом висела.
И какая, в сущности, разница - собака он или нет? :)

Богатова Наталья 25.08.2013 12:39
--------------------------------------------

Нет, не сочинять, чтобы стать гением, а именно потому, что внутренне ощущаешь себя гением, понятно, непризнанным.. толпой посредственностей :))) - что-то записывать, сочинять…
А если заранее знаешь, что ординарен, такой же, как все, а то еще хуже – зачем же тогда? Нет никакого мотива. :) Нет перспективы, пусть и обманной. :)

«Автор» - не человек, не собака, а дух бестелесный. :) СЛОВО.

Иванов Виталий 25.08.2013 16:34
--------------------------------------------

Дмитрий, про Архимеда недавно посмотрела фильм на youtube показанный BBC - можно его легко найти, если интересно.

Титова Элла 25.08.2013 17:44
--------------------------------------------

Наталья! Совершенно верно! Критики, как правило, не обладают (или не удосуживаются обладать) хорошими манерами. Я, кстати, сама этим грешу. Но это не всегда происходит от того, что я такая уж плохая, просто вечно не хватает времени – хочется много сказать, а успеваешь лишь указать на ошибки. Недавно мы проводили конкурс «Три вечных подруги», так я каждую критическую заметку по отдельным авторам начинала с похвалы (даже если там нечего было хвалить). Хорошо если стихотворение было действительно написано хорошо (хоть и с недочетами). А если совсем бездарно? Неужели и в этом случае надо придерживаться хороших манер? Может быть надо честно сказать человеку правду в глаза, ведь кто-то должен это сделать. Человек может быть бездарным поэтом, но при этом обладать другими способностями. Вот я не пойму, почему все лезут именно в поэзию? Я, к примеру, люблю рисовать, но рисую ужасно. Я же не строи из себя художника.

Титова Элла 25.08.2013 17:55
--------------------------------------------

Почему народ любит пойти постихослагать? - дык чистый сопромат: ссопротивление среды "никакое" (не камень же тесать), а расход материалов и того меньше (бумага-какрандаш). Притом - лежа :)

Элла, ну зачем же хвалить, "даже если там не"?... Не стоит. Фокус в том, что и ругать - не надо тоже.
А вы думаете, почему все бросаются обсуждать сюжет и сочувствовать Лирическому Герою? :)))
Нет...
Моя ошибка была в том, что я считала свои соображения по поводу чужих стихов очень полезными авторам. Мне казалось, это ценность безусловная, если кто-то дал себе труд вникнуть, наблюсти и посоветовать.
К счастью, это не так. То есть - так, о далеко не всегда! :)))
То, что я сама благодарна за критику - любую! - мои личные предпочтения.

В заключение пример.
Не буду говорить, что на одном из конкурсов, сидя в жюри - в прошлом году только! - отчетливо поняла, что людям этим можно и нужно этим заниматься, потому как - отдушина.
А вот как раз сегодня, обдумывая на ходу наш разговор, я вдруг вспомнила, как в одном южном городе человек подсунул читать свои рассказы. И сколько я не уворачивалась, ссылаясь на то, что "не пишу прозу" - он настаивал.
Ну и призналась: не понравилось.
Да, отсутствие денег, хвори его доставали, и через три дня он погиб - летел из окна.

Очень надеюсь, что его рассказы непричем.

...
"ты дай мне соломинку, Боже,
уж я за нее удержусь".

...Но какого ж рожна советовать, если вообще не спрашивают, а как бы надеются: "правда, я - все не зря?..."

Да по-любому народ пишет не зря - уверена.

Доброго вечера :)

Богатова Наталья 25.08.2013 21:45
--------------------------------------------

Виталий! :)
Смею предположить, что "толпа посредственная" - ну вся состоит из гениев. :)

Богатова Наталья 25.08.2013 21:46
--------------------------------------------

Наталья. Каждый - Первый и Избранный. В чем-то своем.
Но это СВОЕ найти самое сложное.
И вот тогда люди пытаются сделать что-то в чужом. Неудивительно, что не получается ничего хорошего.
Стихи прорастают из сердца. А рифмованные тексты из... Места, на котором сидят.
Откуда произрастают критики.. Мне не понятно. :-)))

Иванов Виталий 25.08.2013 21:59
--------------------------------------------

Слова Бени Крика:

" - Папаша, - ответил Король пьяному отцу, - пожалуйста, выпивайте и закусывайте, пусть вас не волнует этих глупостей...
И папаша Крик последовал совету сына".

(И. Бабель. Одесские рассказы)

Мартинович Геннадий 25.08.2013 22:04
--------------------------------------------

Виталий, совершенно с тобой согласна, что у каждого - свое облако, и личное облако никто не займет, можно не волноваться.
Убеждена совершенно, рада, что совпали.

Если можно, отвечу на твой вопрос: откуда произрастает критика.

- Из стремления к совершенству.
- Из болезненного отношения к полной чепухе, неважно за что ее выдают.
- Из желания помочь ближнему.

- Из понимания, что все можно поправтить, в конце концов! -
а вот это уже ошибка, которая ведет к сжиганию критиков аки ведьм на пылающих кострах авторской инквизиции :)

..да что ж! авторам все мало! -
уж и на косточках наших сплясали, и пепер по ветру развеяли, а стихи-то - все никак не лучше...

Удачи огромной, как говорящая рыба!

:)

Богатова Наталья 25.08.2013 22:14
--------------------------------------------

И я с тобой соглашусь, Наташа. :)
Действительно, если где-нибудь непорядок, охота прибрать совершенно естественна.
Но есть нюанс. Одни убирают сами, другие же норовят чужими руками. Вот таковы - критики! :)
Они не у себя ищут несовершенства и не сами исправляют то, что негодно, но желают Учить. Других учить тому, чего сами не могут. И вот это уже, на мой взгляд, не совсем правильно. :)
Недаром профессиональная критика – вымирающая профессия. Впрочем, может быть, я не в курсе, и где-то есть много критиков. :)
Но, вообще, ощущение, что нечто большое раздробилось на множество маленьких. Единичные настоящие критики раздробились на множество критиканчиков, время от времени выскакивающих откуда-то.. из интернетных глубин. :)
Что, может быть, и неплохо. Нечто типа вечного броуновского движения, в котором иногда что-то рождается вдруг. Или же совпадает. :) Но это не то, что произрастает из сердца и даруется Богом, а…
В общем, что-то я заговорился, наверное :)

Я, кстати, рыба.. по гороскопу. :)

Иванов Виталий 25.08.2013 23:33
--------------------------------------------

Очень интересная беседа у нас получается. Правда не знаю, что значит
«Текст не отображается по инициативе 890»
Прокомментирую некоторые понравившиеся мне места разговора.
«Моя ошибка была в том, что я считала свои соображения по поводу чужих стихов очень полезными авторам.”
Вот именно так и я считаю. И в 90 процентах случаев это будет ошибкой. А вот в 10 – нет. Те, кого я критиковала, потом приходят ко мне спустя какое-то время и говорят спасибо. Пусть их не много, но они есть.
«Они не у себя ищут несовершенства и не сами исправляют то, что негодно, но желают Учить. Других учить тому, чего сами не могут»
А я вот в «Занимательном стихосложении» решила пойти другим путем – я в нем даю критику на основе своих собственных произведений, я критикую сама себя. Естественно, что в своей жизни я прислушивалась лишь к той критике, которая исходила от людей которые сами могут (это касается и поэзии и жизни вообще)

«Я, кстати, рыба.. по гороскопу. :)» Знакомый знак – мой муж рыба. А я козерог.


«Если можно, отвечу на твой вопрос: откуда произрастает критика.

- Из стремления к совершенству.
- Из болезненного отношения к полной чепухе, неважно за что ее выдают.

Блестящее определение! (насчет двух последних можно поспорить)

Титова Элла 26.08.2013 18:51
--------------------------------------------