Роман с Гомелем

Ольга Сафронова Таганрог
(СЛАВЯНСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДОЖИНКИ)
31.10 – 2.11.2013 г.

ПРОЛОГ

Приехали в два часа ночи. Дождь, полоскавший усердно наш поезд, уже закончился – город был чисто вымыт, шары-фонари цепочкой уходили вдоль сквера по ул. Победы, как бы приглашая следовать за собой. И мы проследовали - 10 минут до гостиницы «Цирк» по тихому ночному Гомелю. «Первый белорус»: одинокий прохожий, молодой парень вызвался проводить, по пути поинтересовался: - Артисты? (Подумалось: а и правда…) Вот так приветливо и немного таинственно встретил нас Гомель.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

И был бал! Именно такое ощущение осталось от открытия фестиваля в Гомельской областной универсальной библиотеке им. В.И.Ленина. Наверное потому, что были приколоты участникам банты с кленовым листом и надписью « Гомельская літаратурная восень 2013», и была парадная лестница, и были зажжены свечи… и встречи, долгожданные встречи, и подарки, и речи, и стихи, и песни  на трёх славянских языках.  И еще – розы, субтепличные розы, выращенные в Гомельском районе. 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

И было продолжение… Была дорога сквозь лес, в гости к поэту Гречаникову*, в Шарпиловку. И встречали нас там в школе, как дорогих гостей, и показывали, и рассказывали, и пели и танцевали, и писательское слово слушали. А сама Шарпиловка к приезду гостей принарядилась, разулыбалась цветными резными наличниками. Вот и дом писателя – все в нём памятью полно, но без ощущения музейной строгости. Вспомнился наш Таганрожский дом-музей писателя И.Д.Василенко – чем-то они неуловимо похожи…   

*) - Гречаников, Анатолий Семенович (деревня Шарпиловка, 1938 - 1991), белорусский поэт, лауреат Государственной премии Белоруссии (1984) и премии Ленинского комсомола Белоруссии (1974), переводчик, публицист, автор книг для взрослых и детей. Один из интересных и самобытных поэтов послевоенного поколения.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

И была сказка… И как положено в сказке – был дворец с несметными сокровищами, и волшебный парк с висячими мостами и укромными беседками, где глубоко внизу таинственно мерцала вода и отражались в ней белые лебеди (не те ли, что по ночам превращаются в принцев?) А провела нас по этой сказке, «Гомельскому дворцово-парковому ансамблю», бывшему владению Румянцевых-Паскевичей  «царица Тамара» .

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

И была минута молчания... на Мемориале. И не было слов.  Кроме одного:

ПОМНИТЕ, ЛЮДИ.
ВСЕГДА.

Справка:
28 июня 2007 г. в н.п. Красный Берег (Беларусь, Гомельская обл.) открыт мемориал "Памятник детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг."
Здесь  располагался один из крупнейших детских донорских концлагерей. Дети в возрасте от 8 до 15 лет с первой положительной группой крови становились полными донорами - кровь у них забирали до последней капли. Дети с другими группами крови - частичными донорами, кровь у них брали многократно. Всего в Беларуси в годы фашистской оккупации было создано 14 детских донорских концлагерей.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

И была встреча с будущим. Там же, в Красном Береге, в зале Аграрного колледжа, учебного заведения с 90-летней историей, крепкими традициями и замечательным директором. И снова концерт, где на сцене со стихами, песнями и танцами сменяются гости и хозяева. А под потолком вокруг хрустальной люстры испуганно кружилась живая бабочка...может, чья-то душа?

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

И была встреча с настоящим. Потому что видели мы прекрасные дороги, гигант промышленности БМЗ (Белорусский Металлургический Завод), обработанные поля, чистые леса и обочины дороги, ведущей нас в город Жлобин, рассыпавший нарядные многоэтажки, будто ребёнок разноцветные кубики. Стелла Памяти на площади перед городским центром культуры снова напомнила о войне: трижды город Жлобин был в 1941 г. освобождён от захватчиков, заслонил собой на время эвакуирующийся Гомель. И надо ли говорить, что был ещё один концерт! Сколько же благодарных ушей и глаз нашлось в Беларуси в эти два дня. Сколько прекрасных воспоминаний вместе с надеждами на новые встречи увезли мы с собой.
 
ЭПИЛОГ

Прощание было длиною в день. Было сказано много хороших слов. Было немного грустно, как всегда в конце – никак не могли попрощаться окончательно, все что-то хотелось еще сказать, записать ещё один адрес... но все-таки расстались в конце концов и дальше пути-дороги повели всех отдельно. Надо было успеть наглядеться на город Гомель, надо было встретиться и проститься  с Сожем, и солнце тянуло к нам прощальные лучи, как руки, сквозь деревья парка.
К вокзалу шли по той же улице Победы сквозь вереницу фонарей, только окружающее уже не было таким незнакомым... А в голове уже бабочкой расправляла крылья строка: «Почему-то я верю, что снова сюда вернусь...»