Портрет Марии Машук

Сергей Псарев
          Писать о Марии Наклейщиковой (Машук) легко и трудно одновременно. Легко, потому что давно слежу за ее творчеством и прочитал  почти все, что было опубликовано ею в разное время. Трудно, потому что знаю ее не только как автора рассказов, очерков, стихов, исполнителя авторских песен, но и как близкого мне человека. В таких случаях все написанное автором  воспринимается уже совершенно иначе.
           Мы познакомились в Петербурге летом 2013 года на одном из творческих вечеров, посвященных выходу первого номера социально-культурологического журнала «Вдыхая жизнь» проекта «Оса».
           Вообразите себе полумрак подвала арт-бара «Нико» в Коломенском переулке, где  длинные тени скользят по арочным перекрытиям и старой кирпичной кладке. Крохотная сцена с ударной установкой и  микрофонами. Кто-то из музыкантов пробует свою гитару перед выступлением. В углу стоит старое разбитое пианино. Мария Машук тогда представляла новый творческий проект, как один из его руководителей и редактор журнала. Я увидел на сцене невысокую молодую женщину, чем-то похожую на задиристого мальчишку. Черты лица ее показались мне немного крупными, что однако не портило его, поскольку все это сочеталось  с удивительной женственностью. У нее была короткая  стрижка и радикальный, почти фиолетовый цвет волос. Мария Машук вела вечер легко и непринужденно, с непосредственностью ребенка, который получил в руки свою самую любимую игрушку. Она могла находиться на сцене сколь угодно долго. Читать свои стихи, прозу или исполнять авторские песни под гитару доставляло ей огромное удовольствие. Вначале ее слушали несколько рассеянно. Потом зал медленно въехал в заданную тему и стих.
           Тогда мне подумалось, что творческие люди часто бывают, незаметны в будничной суете. Стоит им только выйти на сцену, как они изменяются удивительным образом. Мария Машук прекрасно смотрелась на сцене, потому что в этот момент раскрывалась ее душа. Особенно хороши у нее были глаза. Они огромные, добрые и по-детски наивные, серо-голубые, как петербургское небо. В них постоянно что-то отражалась, любая мысль или чувства пробегали словно облачко. Было очень легко попасть под их обаяние.
            Сказать, что Мария Машук талантлива и многогранна в своем творчестве будет верно, но не это здесь главное. Есть у нее особая авторская чувствительность к окружающему миру. Это, когда людские горести мучают тебя, прорываются к тебе беспрепятственно, скребут по сердцу. У Марии Машук низкий болевой порог, ко всему, что болит и вызывает боль. Ее легко ранить, она тогда непременно отзовется строкой. Все, что пишет Мария Машук глубоко ею пережито. Без этого не бывает настоящего художника, писателя. Правда, тогда мы изнашиваемся скорее, раньше седеем, тогда в нашей жизни нет покоя, но жить иначе в нашей профессии не имеет смысла.
            У нее много близких друзей,  а в Интернете они вообще, исчисляются тысячами. Мария Машук постоянно заточена на оказание какой-то помощи своим друзьям  и совершенно незнакомым ей людям. Она всегда что-то ищет для этого, добивается, работает волонтером. Новые идеи и проекты рождаются в ее голове стремительно, как ураган. Потом из этого хаоса что-то иногда обретает реальные формы, и тогда она отдается этому делу до самого конца.
            На этом фоне сама Мария Машук часто оказывается совершенно незащищенной перед напором бесконечных проблем социума. Она об этом не кричит во весь голос, не жалуется и сохраняет достоинство человека не желающего добиваться для себя каких-то особых материальных благ.
             Ее жизненный путь не назовешь легким. Мария Машук родилась в маленьком поселке Лесной Пушкинского района Московской области. Школу заканчивала в Буденновске Ставропольского края. Здесь она впервые столкнулась с ужасом войны на Северном Кавказе. Потом появятся ее рассказы «Война 1. Буденновские каникулы»,  «Война 2. Опасайтесь этих!». Правда о войне, которая пришла в этот маленький городок. Никто не был защищен от насильственной смерти. Когда на войне друг друга убивают солдаты, то все это воспринимается несколько иначе, легче. А там не было фронта и  тыла, но каждый дом с людьми мог превратиться в новую ловушку. Страх проникал в души мирных людей.
            Мария Машук продолжила свое образование в Петербурге. Закончила  РГПУ имени Герцена, потом училась в аспирантуре. Испробовала на себе с десяток самых различных профессий. Объехала автостопом всю Северную Европу. Везде находила время для путевых заметок, которые потом легли  в основу ее будущего цикла рассказов «Небо Финляндии».
             Часто задаешься вопросом: зачем человек приходит в литературу, для чего он пишет? У авторов часто присутствуют какие-то свои цели и амбиции. Для Марии Машук здесь все очень просто. У нее никогда не было другого выбора. Она не может не писать, это часть ее самой. В своих очерках и рассказах Мария Машук часто иронична. Можно сказать, что самоирония и меланхолия стали чертами ее характера и творчества. «Я не умная, я Маша», сказала она о себе уже в четыре года. И так всегда и везде, умение смеяться над собой. Такое под силу не каждому автору. У Марии Машук цепкий взгляд фотографа. Она умеет наблюдать жизнь и находить социально значимые темы.
              Иногда мне кажется, что она одна такая в нашей современной русской литературе. С хорошим и понятным языком, на котором сегодня говорят городские улицы, ночлежки, социальные центры, больницы и родильные дома. С увлекательным стилем изложения и знанием психологии. Мария Машук всегда искренна с читателем, даже в своих бесконечных исканиях и заблуждениях. Здесь всегда и во все веришь. Потому, что все написанное ею до самого последнего слова –  это правда. Это всегда дорого стоит.
              Скорее всего, самое близкое для творчества Марии Машук – это публицистика. Профессиональная и социально значимая. Очерки, путевые заметки, повести и рассказы – их у нее сегодня много. В центре ее произведений всегда человек. Это очень важно и правильно. Именно о людях нужно думать и писать в первую очередь. Не о вещах, метрах и деньгах. Для Марии Машук всегда первичны человеческие отношения, чувства. Часто в центре рассказа оказывается она сама, ее собственные переживания. Безусловно, ей еще есть, в чем расти и прибавлять. Творческий рост Марии Машук сегодня очень заметен.
               Сколько еще прольется замечательного из этого ручейка? Хочется от души поздравить Марию Машук с выходом новой прекрасной книги и пожелать не останавливаться в своем творческом поиске. Выражу уверенность, что эта книга будет интересна самому широкому кругу читателей.


   Страница ее творчества     http://www.proza.ru/avtor/mawuk