2009 г, 8. Любовь и Смирение

Раиса Лебедева 2
   Читаю в Православной энциклопедии определение свойств любви, святителя Игнатия Брянчанинова:
-Любовь – изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию.
Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения.
Несказанное, сладостное влечение всего человека любовью к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице.
Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе.
Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела.
Несказанное наслаждение тела радостью духовною.
Упоение духовное.
Расслабление телесных членов при духовном утешении.
Бездействие телесных чувств при молитве.
Молитвенная сила, побеждающая грех.
Просвещение ума и сердца.
Разрешение от немоты сердечного языка.
Мир Христов.
Отступление всех страстей.
Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым.
Богословие.
Познание существ бестелесных.
Сладость и обильное утешение при скорбях.
Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения.

Я была приятно удивлена, что все свойства любви, открывающиеся в подвижничестве, перечислены в энциклопедии. Но вдруг увидела, что все эти свойства, обретаемые подвижником, являются сущностью Любви, включены в Любовь. То есть, Любовь состоит из этих свойств и являет их людям. Эти свойства имеют в себе Любовь. И явление каждого свойства, начиная от самого первоначального, есть явление Любви, обретение ее свойств и проявление в жизни.
«Изменение во время молитвы» - любовь постепенно, не является даже, а узнается, признается подвижником, распознается. Как новорожденный по запаху молока, по голосу, по ласке, заботе узнает свою маму среди прочих присутствующих и устремляет в том направлении свои глазки, туда поворачивает свою головку!
Мамочка наша Небесная – Любовь! Она всегда рядом, но мы ее не можем распознать, пока не начнем питаться словом Божиим, молитвой.
Мне захотелось посмотреть, как объясняется в энциклопедии слово смирение.
Определение свт. Игнатия Брянчанинова:
Смирение – Страх Божий. Ощущение его при молитве.
Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие.
Глубокое познание своего ничтожества.
Изменения взгляда на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях.
Явление простодушия от живой веры.
Ненависть к похвале человеческой.
Постоянное обвинение и укорение себя.
Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему мирскому.
Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом.
Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Отвержение премудрости земной, как непотребной для Неба.
Презрение всего, что в человеках высоко и «мерзость пред Богом» (Лк.16,15).
Оставление словооправдания.  Молчание перед обижающими.
Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

Видна картина сотворения нового человека. Любовь – питательница, хранительница. Смирение обозначено тождественно страху Божиему. Почему? Я считала смирение результатом действия страха Божьего. Свойства страха Божьего и смирения – есть одна сущность, одно естество? Страх Божий – воспитатель, путеводитель по путям Божьим. А смирение? Свойства нового человека, богоподобного.
Человек, в котором живет страх Божий – есть смиренный?
Смирение – с миром, мир, тишина Божия – естество Божие.
Приближаясь к Богу, подвижник начинает испытывать страх Божий что-то сделать не так, боится быть уловленным бесами, боится потерять милость Божью. Страх Божий – это свойство Отца Небесного наставлять, вразумлять?
И тогда питаясь любовью, исполняя наставления и вразумления Страха Божьего, подвижник становится чадом Божьим, миром, тишиной, смирением. Господь сказал – мир Мой даю вам…
Совершенно иначе раскрываются вроде бы знакомые понятия…
Любовь к ближним братская, зрение в ближних образа Христа…
Если Христос в ближнем нашем, в его дыхании дыхание Божье, во мне Христос и Отец, Который благ и милостив, и мирен – то и  я должна относиться к людям так, как из меня относится к людям Христос Своими свойствами. А я порчу имя Божие плохим отношением к людям, а, значит – к Богу, пребывающему в людях и во мне, т.е. я Его распинаю!  Прости меня, Боже.
Если я отношусь к людям по привычке старой слушать бесов, я мажу одежды Божьи, которые облачены на меня. Прости меня, Боже.
Каждый из людей должен относиться к другим с миром и любовью, зная, ощущая, что внутри нас Бог. Мы дышим Богом в минуты мира и тишины. Но мы дышим огнем змеиным, бесовским в гневе, ненависти, злобе.
Спаси меня, Боже от властолюбия, даруй мне, Боже, простодушие и исполнение советов Божьих.