Что такое Махпела? часть третья

Барух Житомирский
Давид процарствовал в Хевроне семь лет, покуда не отвоевал у иевусеев Иерусалим и не пере
нес в него свою столицу. Но, так или иначе, Град Праотцов не утратил своей изначальной роли,оставшись одним из центральных городов Израиля. Около двух тысяч лет назад царь Иудеи Гордус (Ирод) выстроил монументальное здание над пещерой Махпела, сохранившееся до сих пор и выполняющее свою первоначальную функцию. И, что самое главное - Хеврон на протяжении веков, вплоть до ХХ столетия,практически никогда не был полностью свободным от евреев,хоть несколько семей, да оставались, несмотря на войны и гонения.
Во 2 веке н.э. Хеврон стал центром борьбы против римского владычества. После разгрома восстания Бар-Кохбы римляне истребили либо изгнали большинство евреев со Святой Земли. Однако небольшая часть все же осталась, в том числе, и в Хевроне, сохранившемся, в первую очередь, благодаря могилам Праотцов. С распадом Римской империи страна оказалась под властью Византии, отличавшейся крайним  антисемитизмом, так что евреи вздохнули с облегчением, когда Эрец Исраэль вошла в пределы Арабского халифата. Все это время им был
открыт доступ в Махпелу, а некоторым удавалось проникнуть и во внутреннюю часть пещеры,
и удостоиться увидеть своими глазами древние надгробья с высеченными именами Праотцов и Праматерей.
 В начале ХII века Хеврон был захвачен крестоносцами, превративших здание над пещерой в церковь "Сент Авраам". Во время их владычества в Хевроне не осталось ни евреев, ни ара
бов.Лишь в ХIII веке после победы Саллах-ад-Дина над крестоносцами евреи стали потихонь
ку возвращаться, однако Махпела отныне стала для них недоступна. Арабы надстроили над ней минареты, сохранившиеся по сей день, а евреям разрешили молиться лишь снаружи, поднимаясь не выше седьмой ступени. Такой порядок сохранялся на протяжении 700 лет вплоть до освобождения Хеврона израильской армией в ходе Шестидневной войны 1967г и пер-
вым, помолившимся в ней после столь длительного перерыва стал Главный раввин Армии Обороны Израиля рав Шломо Горен (благословена память праведника). Древняя столица Израиля вновь стала еврейской, казалось, бы, благодари Б-га и радуйся, но...
Сразу же после освобождения Хеврона министр обороны Моше Даян (хотя никто его об этом и не просил) заверил арабов, что Махпела по-прежнему останется мечетью. Аналогичный "жест доброй воли" был проделан им же и в отношении Храмовой горы. Евреи, правда, могли посеща
ть могилы Праотцов, но только как туристы в строго определенные часы. Это не могло не вызвать недовольство и вплоть до середины 70-х гг. нам пришлось с огромными трудностями
отвоевывать себе право на свободный доступ к одной из главных Святынь Израиля. В конеч
ном итоге, мы своего добились, только молиться, вот беда, случалось вместе с арабами, что было весьма небезопасно.
В 1993 г. в Осло были подписаны печально знаменитые мирные соглашения между Ицхаком Рабиным и Ясером Арафатом, предусматривающие создание Палестинской автономии и дальней
ший "мирный процесс" с территориальными уступками в пользу арабов. Мирный-то мирный, однако по-настоящему миром даже и не пахло, скорее наоборот. Окрыленные капитулянтской политикой Израиля, арабы очень быстро подняли голову и террор забушевал по всей стране.
К февралю 1994 г. обстановка в Хевроне раскалилась добела, началось с обстрелов на дорогах, а в преддверие праздника Пурим зазвучали и призывы к погрому, подобного тому,
что случился в 1929г. И беда, не дай Б-г, разразилась бы, если бы Всевышний не послал нам спасителя и защитника в лице рядового жителя Кирьят-Арбы, репатрианта из США, врача "скорой помощи" Баруха Гольдштейна.
                (продлжение следует)