Джигит и альчики

Людмила Киргинцева
Легенда о рождении Темуджина — будущего Чингисхана актуализирует в «Сокровенном сказании монголов» ментальный компонент: „Явился он, сжимая в правой руке сгусток крови, величиной с альчик” [16, 24], т.е. готовым к игре в новом жизненном пространстве, определяя себе роль активного игрока с Судьбой и миром, где платой за победу станет кровь.
"Когда, поссорив руку с пальчиком,
 Вы дым в себя вдохнули строго,
 Казалось, мир, играя в альчики,
 Прошел вблизи, как ветер бога " инвариант(‹Три Веры›) [20, V, 152] Велемир Хлебников 1915-1916 гг.http://www.ka2.ru/nauka/khaninova_2.html

===============================================



Настоящий джигит люльки не признаёт,
он при альчиках* спит, вместе с ними встаёт.
Настоящий джигит лишь борьбою живёт
и играет на смерть чаще, чем на живот.

Он прекрасный стрелок, и его глазомер
Слишком точен и строг - игроку не в пример.
Настоящий джигит не глядит из кустов,
он не будет побит, он к победе готов.

Он в игральную кость верит, как в талисман,
как слепец в свою трость, и не терпит обман,
Он боец и игрок, победитель толпы,
К проигравшимся строг. Так сметают столпы.

Он пока - Темуджин, но предвидит судьбу,
Дух его - исполин, что вещает в трубу:
Хан на свете - один, и ему не перечь,
Он всему господин и карающий меч.



==============================================

Альчик* - альчики (каз . асы; , карач . - балк . ашык , кирг . ч ; к; , монг . шагай , тадж . ошу ; , тур . a ; k, узб . oshiq) — надкопытная кость (бабки) овец (в основном баранов), и реже другого мелкого рогатого скота, предназначенная для игры.

---------------------------------------------------
Тёрёгелдиева Аманбюбю: игра в альчики
http://traditionalknowledge.org/?page_id=5256&lang=ru