О так называемой уральской поэтической школе

Интернет-Журнал Родина
                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
                «Если оное со спермой твёрдых птиц соединить».
                или
                «ПО ОСОБОМУ ДИНАМИЧНОМУ СЦЕНАРИЮ»

Первые закавыченные строки в подзаголовке принадлежат перу Виталия Кальпиди, и Вы, уважаемый читатель, ещё получите возможность прочесть весь фрагмент или даже все это стихотворение. Хотя не у всех такое желание возникает.
Но обо всем по порядку.
Пришло приглашение на помпезный вечер – цитирую:

«Энциклопедия. Уральская поэтическая школа».
Презентация пройдёт по особому лаконичному и динамичному сценарию, в котором не останется места официально-пустым речам и формальным поздравлениям; основное внимание будет уделено поэзии. Зрители познакомятся с поэтическим видео-артом Уральской поэтической школы, получат уникальную возможность приобрести издание «Энциклопедии» (уже сейчас становящееся библиографической редкостью), а также архивные издания УПШ и книги некоторых поэтов. Также на сцене Камерного театра пройдут мультимедийные чтения, в которых примут участие Вадим Балабан (Троицк), Сергей Ивкин(Екатеринбург), Александр Петрушкин (Кыштым), Наталья Санникова (Каменск-Уральский) Ирина Аргутина, Евгения Изварина (Екатеринбург), Николай Болдырев, Янис Грантс, Виталий Кальпиди, Елена Оболикшта, Константин Рубинский,Александр Самойлов (Челябинск) и другие.

Подробности : и: http://mv74.ru/blog/archives/my-zhivem-v-epoxu-kalpidi/

Конец цитаты.

Вызвало оно недоумение.
Есть такая уральская школа? Не ведал. Знаю ярких поэтов – Анатолия Головина, Сергея Семянникова, Владимира Курбатова, Сергея Борисова, Вячеслава Богданова, многих знаю, а школы такой – нет. И кто её основатель? Оказывается, Кальпиди.

Не тот ли это Кальпиди, который написал строчки:

«всюду память потому что...
Потому что ты - змея,
ты лежишь на дне подушки,
сука нежная моя,
пялишь зенки в крестовину,
на которую втекла,
скажем, лужа (а не льдина)
несъедобного стекла;
если оное со спермой
твёрдых птиц соединить,
не перчить сухой люцерной
(или даже поперчить),
а добавить в память нашу
и немного подогреть,
из неё совсем не страшно
испарится слово "смерть"

Вам смешно?
Мне было бы тоже весело.
Если бы не подавалось с таким многозначительным придыханием и претензией на НАСТОЯЩУЮ ПОЭЗИЮ.
Если бы не собирали в залы юных, думающих, «сделать бы жизнь с кого».

                ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ БОРНА

Классик сказал: «Зависть – геморрой сердца».
По-хорошему завидую ярким строкам Бродского, Хлебникова, Ахматовой.
И нисколько не завидую строчкам Кальпиди:

«За что ты её не обнимешь, старик,
за то, что она тонкорука,
за плечи прямые, за пальцы, за крик,
когда ты кончаешь без звука,

что маловолшебна её нагота,
что женские влажные складки
использовать будет твоя пустота
в попытке стать плотной и гладкой?

А девушка, сильно глотая слюну,
всё трогает, трогает грубо
твоё теплородное тело, во тьму,
как трубочку, вытянув губы,

как будто взялась она высосать сок
из мальчиков будущей жизни
затем, чтобы дать тебе этот глоток,
пока ты, седой и капризный,

Покуда она за тобою следит
в подсказанной лужами позе,
сквозь вас прорастает спрессованный стыд,
как иней растёт на морозе...»

или это: 

вверх животом всплывает, что Она
оповестила собственной кончиной:
куску мужчины женщина верна,
а девушка - касанию с мужчиной?

И, что спиною хлюпая, плывёт
Она внутри неряшливой фактуры,
что нарисован выпуклым живот,
указывая: были шуры-муры"

и вот эти:

Она была беременна и плод
травила пакостью, шпионом Фортинбраса,
Горацио сготовленной, и вот
Она плывёт не кролем и не брассом...»

 а еще вот это:

«А браки происходят в волосах...
Пока сия бессмыслица маячит,
мужчины просыпаются в слезах,
створоженных в паху, и быстро плачут.

 или может, про Курскую дугу:
Хотя меня могут упрекнуть, мол, не понимаю тонкого смысла и изыска метафор.
Возможно. Но объясните, как следует понимать вот эти строки Кальпиди:

«...одиннадцать танков, упавшие с Курской дуги,
валяются рядом; под взмахом ленивой руки
снижаются ватки с остатками от макияжа,
их бросила золушка, вставшая с левой ноги...»

Я не ханжа, но настоящая литература ничего общего со стишками выше не имеет. 
Давайте спорить. Могу камня на камне не оставить ни на одном из стихов Кальпиди.

Только вот время ли для этого?

Время – собирать камни, а не разбрасывать.

Но продолжим идентификацию.

Не тот ли это Кальпиди, который ненавидит приютивший его город - даже по одному названию видно:

«ВАМПИРЫ ПОЗОРНОЙ ЧЕЛЯБЫ

Крутят кровь вокруг Челябы,
разогнавши маховик,
не четыре мёртвых бабы,
не скукоженный старик:
не буксует на орбите
крови  жидкое кольцо,
вы ей вены не найдите,
не придумайте лицо,
всюду память потому что...
Потому что ты - змея,
ты лежишь на дне подушки,
сука нежная моя..."

(с) Виталий Кальпиди

Тот! Теперь вопрос: это поэзия?
Прочтите полностью, если не противно:
 
http://modernpoetry.ru/main/vitaliy-kalpidi-zapahi-styda

Простите, психически здоровый человек обойдёт это сторонкой, чтобы не запачкаться.  Но это мое личное мнение.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. А В ЧЁМ, СОБСТВЕННО, ТРАГЕДИЯ?

А может, преувеличиваю. Разные вкусы - разная поэзия.
Мне могут сказать – составь свою энциклопедию, включи в неё имена поэтов, которые тебе нравятся, всего-то делов.
 
Наверное, это путь. И так надо поступать. Разъяснять, потому что поэтическая молодёжь дезориентирована.

Твердят ей, что есть «уральская поэтическая школа» в лице Кальпиди, и многие верят. Читают про то, как «кончают без звука», про «женские влажные складки» не понимая, насколько далека от всего этого настоящая поэзия.

Хотя одним из лауреатов II Южно-Уральской литературной премии в номинации "Поэзия" (категория «Талантливая молодёжь») Елена Егорова из г. Копейска (Челябинская область) – за поэтическую экспрессию в книге стихотворений «Камни в горле» . Стихи её - пример того, как можно обойтись без эпатажной похабщины в поэзии. 

Она далека от авангарда Кальпиди. И её творчество, и признание её мастерства ответ тем, кто подразделяет поэтические вкусы по возрасту.

А почему, могут спросить, тебе не нравится то, что пишет отец-основатель самопровозглашенной школы? Я не ханжа, но мне не по душе смещение нормальных общечеловеческих ценностей и создание новой системы дурно пахнущих поэтических координат.

А ещё трагедия в том, что ныне любой может выпускать любые «энциклопедии» и кто громче заорал и придумал нечто, чего не было, тот истинный поэт, новатор, поэт новой волны. А если крикнет ещё громче - на весь театр - мол я - демиург нового направления, то поведутся ведь некоторые. Ладно бы, новый пастырь идентифицировал свою паству скромно, мол, школа имени Кальпиди, но ведь вещает о себе с претензией на географический охват: уральская!

Между тем, в регионе много литературных объединений, члены которых не имеют к кружку сторонников Кальпиди никакого отношения. И не хотят иметь ничего общего! Не думаю, что им понравится вольное или невольное причисление к новообразованной Уральской школе Кальпиди. 

Я не против новых направлений, но возражаю против того, чтобы слова "Урал" и "Кальпиди" стояли рядом. За что Уралу такое наказание? Он заслуживает лучшей доли, поверьте.

Трагедия в том, что на фоне падения престижа отделений союза писателей России, которые, потеряв государственный статус, финансирование, систему книгоиздания и критики, не служат в той мере, как раньше, интересам настоящей литературы и перестали сплачивать поэтов, на пустом месте возникают такие вот «энциклопедисты» и «энциклопедии».

Интересная мысль пришла: отношение к поэзии Кальпиди - своеобразный тест для любого.
По нему можно сказать многое о человеке.

Вот и все мысли. Остаётся надеяться, читатели у нас не растеряли литературный вкус и выскажутся.


Александр Кожейкин, неравнодушный читатель