Ярослав Смеляков. Девять поэм

Василий Дмитриевич Фёдоров
ДЕВЯТЬ ПОЭМ


     Среди поэтических сборников, выходящих у нас, к сожалению, немного таких, которые привлекают внимание читателя и служат предметом дискуссий и обсуждений. К числу этих немногих принадлежит изданная "Молодой гвардией" книга маленьких поэм Василия Фёдорова "Белая роща".

     Небольшая лирическая поэма в нашей современной литературе появляется нечасто. И вполне понятно, что книга, включающая девять таких поэм, вызывает интерес. Тем больший интерес, что её автор наделён своеобразным талантом, талантом того склада, какой присущ выходцам из толщи народной.

     Именно это определяет творчество Фёдорова. Герои его поэм - обычные люди города и деревни, одухотворённые трудом и пронизанные поэтическим ощущением мира. Из этого же народного источника возник язык писателя. Его словарь ощутимо пахнет просторами Сибири, несёт приметы и особенности этого края. Раскройте "Белую рощу" на любой странице, и вы сразу же узнаете и определите автора по его языку. Обладать таким языком может только писатель, долго проживший среди народа.

    Возьмём хотя бы одну строфу с 30-ой страницы:

Молодой,
Лицом и телом ладный,
Лошадь зашибавший кулаком,
То, что величаем мы кувалдой,
Называл он просто молотком.

     Попробуем разобраться в языке этой строфы. Мне, например, очень нравится строка "лицом и телом  ладный". На поверхностный взгляд может показаться, что нельзя сказать "ладный лицом", но сказано это лаконично и точно. Это определение исчерпывающе заменяет портрет человека. Вдумается в две последние строки, кратко и выразительно говорящие о рабочей силе  Харитона. Здесь важно не только сопоставление молотка и кувалды, но и очень значительны подсобные слова: "величаем" и "называем".

     Сказанное мною, однако, не надо понимать как безоговорочный панегирик языку поэта.
Василий Фёдоров переживает период становления. У него есть неудачи и срывы, сказывающиеся и в области языка. Впрочем, эта тема специальная, а сейчас хочется говорить о другом.

     Герои девяти поэм Фёдорова принадлежат к разным поколениям русского народа. Мы знакомимся и с людьми сибирского революционного подполья, и со строителями первых лет Советской власти, и с молодыми целинниками.
в девяти маленьких поэмах эпизодически дана как бы небольшая история нашей Родины. Этой истории пока не хватает многого и в первую очередь - широких обобщений, многоголосого фона.

     Но писатель, влюблённый в людей, изображаемых им, заставляет нас, читателей, пристально вглядываться в духовный мир его героев, читателей, проникаться любовью к людям, встающим со страниц его книги. Нам близки и понятны горести таких колоритных и цельных людей, как Харитон и Глаша из поэмы "Золотая жила", как Дуся Ковальчук из одноименной поэмы, как Надя из поэмы "Ленинский подарок".
    
     И мы благодарны Фёдорову за то, что он взял их из жизни и познакомил с нами, мы благодарны ему за то, что он обрисовал их с любовью и немалым мастерством.

     Не все поэмы Василия Фёдорова равноценны. Мне кажется наиболее сильными и законченными "Золотпя жила" и "Проданная Венера", особенно последняя. Здесь примечательны самый сюжет, само столкновение живой красоты русской девушки Наташи Граевой и тициановской Венеры.
 
     "Проданная Венера" - поэма большого гражданского звучания, звучания современного. Она написана совсем недавно, и это обстоятельство позволяет утверждать, что талант Фёдорова развивается в нужном направлении.

     Я нарочно не разбирал сюжетов и положений книги "Белая роща". Поэзию бессмысленно излагать и пересказывать.
Мне остаётся рекомендовать читателю эту книжку и прочитать её. 
     Надеюсь, что его ожидания не будут обмануты.


ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ.   1959.


Собрание сочинений в 3-х томах. Москва. - "Молодая гвардия". 1978.
Том 3. с. 196-198

*
Обложка книги "Белая роща": Поэмы.  Москва. - "Молодая гвардия", 1958. - 135 с.
Четвёртая поэтическая книга поэта Василия Фёдорова...