Так и киснет память о Мологе

Коновалов Дмитрий Михайлович
Больше пятнадцати лет, с того самого дня как в Рыбинске был открыт музей Мологского края заинтересованная в развитии туризма и сохранении культурного наследия города общественность бьется за спасение бывшего дома купчихи Тюменевой в Преображенском переулке. Это грустная переписка рыбинских краеведов с областной властью, в которой первые просят сохранить историческое здание, вторые считают это нецелесообразным.
Итак, обо всем по порядку.

ПОДАРОК РЫБИНСКОЙ КУПЧИХИ
В дореволюционные годы в Рыбинске в Преображенском переулке, там, где сейчас расположен музей Мологи, была часовня – подворье Мологского Кирилло-Афанасьевского женского монастыря; монастыря который сейчас затоплен водами Рыбинского водохранилища. В 2011 году этой часовне исполнилось 140 лет. А в доме №6, который расположен рядом с часовней, почти впритык – была гостиница подворья.

Это двухэтажное здание было построено в 1830-м году, а в 1912-м его подарила Мологскому Кирилло-Афанасьевскому монастырю супруга купца Тюменева. В архивных документах и списке памятников истории и культуры Рыбинска здание до сих пор так и значится «Дом Тюменевой».

ХОТЬ И ПАМЯТНИК, НО ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ НЕ ПОВОД
В 1990-е годы Постановлением Главы правительства Ярославской области «Дом Тюменевой» был признан памятником истории и архитектуры регионального значения. В советские годы в доме были обычные жилые квартиры, которые в начале 2010 года рыбинские власти расселили. С тех пор здание оказалось брошенным. Там обосновались бомжи, алкаши и наркоманы которые содрали с печей редких форм Аксеновские изразцы, выбили окна, срезали трубы и батареи, местами содрали доски с полов. Летом 2010 года после обращения Общественного совета «Мологский край» к городским властям вход в здание был заколочен, правда, не капитально – гнилыми досками на ржавые гвозди, что собственно и не стало для непрошеных постояльцев препятствием, которые окончательно разворовали остатки внутреннего убранства дома. А осенью, с первыми холодами в доме случился, что и следовало ожидать пожар, в результате которого выгорела почти вся внутренность второго этажа – межэтажные перекрытия, полы и лестница. И даже это для депутатов и чиновников разных мастей не стало беспокойством и поводом для действий по спасению здания. Бомжи с наркоманами пользовались святым местом как туалетом и забегаловкой по распитию спиртного, а власть имущие на это не обращали никакого внимания, зато сколько как раз в то время было проведено форумов и совещаний по развитию туризма…

БЬЕТ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ В КОЛОКОЛА
Первым кто заговорил о проблеме дома № 6 по Преображенскому переулку, был Николай Макарович Алексеев – известный краевед и основатель Рыбинского музея Мологи. Именно он со своими единомышленниками Галиной Бобковой и Надеждой Солнцевой поставил перед чиновниками и депутатами вопрос о необходимости сохранения этого объекта культурного наследия, о расширении в нем музея Мологского края и о развитии туризма. Почему именно музею Мологи предлагается передать старый и уже почти никому не нужный особняк в центре города? Да потому что, во-первых, действующий музей Мологской земли не вмещает в себя всю экспозицию, и часть экспонатов приходится держать в запасниках. Во-вторых, опальное здание находится рядом, почти впритык к действующему музею. В-третьих, этот дом исторически принадлежал Мологскому краю. В-четвертых, этого просят сами мологжане, тем более что никому другому здание не нужно. И, впятых, директор музея Сергей Черкалин официально заявлял о том, что в случае передачи здания в оперативное управление ему, он готов приложить все усилия к расширению в нем музея Мологи. Таким образом, как никак, а правда оказалась на стороне краеведов и мологжан! Так началась сложная и пока еще неоконченная переписка с властями.

ХОТЬ ПИШИ, ХОТЬ КРИЧИ, А ЧИНОВНИКИ НЕ СЛЫШАТ
Первые письма к властям с предложением расселить дом были еще в далеком 1995 году. Тогда Мологская тема была как никогда актуальна, интересна и популярна, но не было денег на эти проекты. Даже само открытие музея Мологи в то время было весьма амбициозным. Более-менее свободные деньги в бюджетах появились лишь спустя несколько лет, и тогда в 2002 году мэр Рыбинска Борис Степанов издал постановление, которое так и называлось: «О передаче Рыбинскому музею-заповеднику под музей Мологи здания по адресу: Рыбинск, Преображенский переулок, 6». Вроде бы вот оно – привалила удача, потирай руки и готовься расширять экспозицию музея, ан нет; что-то там, в коридорах власти повернулось не так, и процесс с выселением жильцов встал. Потом мэр Степанов ушел, а его кресло занял Евгений Сдвижков у которого до культурного наследия в свете известных событий кем Рыбинску быть – городом или селом, не доходили руки. Да впрочем, и не рук Сдвижкова это было дело. Для того чтобы в этом доме расширить Мологскую экспозицию его надо передать из муниципальной собственности в областную, поскольку музей Мологи является структурным подразделением Рыбинского музея-заповедника который в свою очередь подчиняется региональным властям. Нужно было только расселить людей, подготовить документы и согласовать формальности с областью, которая в лице губернатора Анатолия Лисицина была готова дом принять и музеем заняться. Но, конфликт Сдвижкова и Лисицина в этой печальной истории, вероятно, тоже сыграл свою роль.

А обеспокоенные судьбой Мологского наследия активисты все ждали – когда же все таки обещание Сдвижкова-Лисицина и постановление Степанова будут выполнены, и, не дождавшись 19 февраля 2007 года вновь написали коллективное письмо не только с напоминанием но и с требованием решить вопрос. Письмо подписали председатель «Землячества мологжан» Надежда Солнцева, директор музея Мологи Николай Алексеев и председатель Общественного совета «Мологский край» Галина Бобкова.
 
В письме они указывали на престижность и перспективность развития музея Мологи. А именно: «…наличие в Рыбинске уникального музея затополенной земли с ежегодной посещаемостью туристов шесть и более тысяч человек, могло бы здорово повлиять на развитие въездного туризма в городе».

Но письмо ни на кого из чиновников не произвело впечатление – подписанты получили на руки типичную отписку – мол, подождите полгода, год до лучших времен. Но ждать не пришлось. В июне мэра Сдвижкова арестовали, в июле директор музея Алексеев умер, а в декабре перестал протирать губернаторское кресло Анатолий Лисицин.

ПРИШЛА НОВАЯ ВЛАСТЬ
Вскоре вакантное место директора музея заняла некая Снежанна Евсеева, больше предпочитающая жевать орбит с диролом нежели заниматься работой. В мэрии еще не остывшее после Сдвижкова кресло занял некий Владимир Хмелев, который, кстати, проблемой заинтересовался и в письменном виде пообещал все вопросы с передачей здания решить в наикратчайшие сроки. Было это уже в июне 2008 года. Хмелев тогда написал областным чиновникам письмо с просьбой принять подарок – двухэтажный дом в центре Рыбинска, только странные дела, это письмо было адресовано почему-то не губернатору Сергею Вахрукову или его заму по социальным, в том числе культурным вопросам Виктору Костину, а Михаилу Боровицкому курировавшему тогда вопросы сельского хозяйства и экологии. Михаил Васильевич ничтоже сумняшеся отправил письмо подальше от себя директору департамента недвижимости области Константину Устюгову, который в свою очередь хитрым образом предложил рыбинским властям, прежде чем дарить особняк выселить из него людей. Некоторые из моих знакомых прочитавших ту бумажку, поняли ее так, будто Константин Валентинович испугался – неужто Хмелев вместе с домом подарит области и дюжину жильцов.

Да, дом расселить не мешало бы давно, не ахти там проживало и народу. Из восьми квартир шесть были в муниципальной собственности, и соответственно две приватизированы. Вроде как из той переписки было понятно, что область дом себе на баланс взять готова, город жаждет отдать все и безвозмездно, да только во что все упиралось – одному Богу известно. Так и длилась эта эпопея, пока в Рыбинске мэром не избрали Юрия Ласточкина.

ДОМ РАССЕЛИЛИ, ДА ТОЛЬКО ВСЕ НЕ ВПРОК
Уже уставшие от переписки краеведы и общественники не пожалели бумаги и отправили очередное письмо очередному градоначальнику с очередным напоминанием проблемы! Ласточкин, как того и ожидали, тоже много чего наобещал, в частности в письме от 29.01.2010: «… по окончании расселения квартир здания администрацией городского округа город Рыбинск незамедлительно будут выполнены мероприятия для перевода объекта в нежилой фонд с последующей передачей в государственную собственность для размещения экспозиций музея Мологского края». И как это ни странно Юрий Васильевич обещание выполнил – весной дом расселил, и перевел его из жилого в нежилое. Вроде бы пришла очередь писать челобитную губернатору Вахрукову – мол, дом как изволили, расселен, документы готовы, люди желающие заниматься музеем тоже. И тут Сергей Алексеевич в августе 2010 года собственнолично посещает скромненький музей Мологи и лицезреет рядом стоящий убогий и никому не нужный, разваливающийся особнячок, за который горой стоит рыбинская общественность. После в одном из интервью губернатор всех заверил: вот сейчас мы это сделаем, то закончим и примемся за музей Мологи – особняк приведем в должный вид, и на экспозицию денег дадим сколько потребуется. Тем более заместитель Ласточкина Лариса Крылова тоже не осталась в стороне, и написала о том, что город готов участвовать в софинансировании проекта по музею. Тут бы нам радоваться, открывать одну за другой бутылки с шампанским, да только прошел год, а о доме, будто все забыли. От области ни ответа, ни привета!

А тем временем расселенный дом облюбовали бомжы с алкашами, украли из него все, что только можно превратив его в вертеп разгула и помойку. Лишь спустя год после губернаторского визита рыбинские депутаты поняли, что их просто кинули, и 13 сентября 2011 года они рассмотрели эту проблему на комиссии по социальным вопросам. Как оказалось, в бюджете на 2011 год был заложен один миллион рублей на консервацию здания и предпроектные работы, однако 900 тысяч остались неосвоенными. Сто-то тысяч потратили на гвозди с железом, чтобы заколотить окна с дверями. И тогда депутаты взяли вопрос по зданию под контроль и поручили администрации разработать проект и конкурсную документацию по приватизации дома.

ОХ УЖ ЭТИ ОБЕЩАНИЯ ИЛИ О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
Поставили многострадальный дом в план приватизации. Думали депутаты с чиновниками, что найдется среди олигархов тот, кто решится выкупить этот уже всем надоевший особняк. Да только таковых не находилось, а тут еще краеведы с мологжанами чуть ли не на коленях стоят и просят музей Мологи сделать больше. Делать нечего и депутаты из прогнозного плана приватизации дом исключили. Потом не прошло и полугода как его снова туда сюда включили, исключили, как свет в туалете – включили-выключили.

Сколько еще можно было ждать милости государя-губернатора – неизвестно. И тут снова мы – Общественный совет «Мологский край» обратились к Вахрукову – до отставки ему тогда оставалась два понедельника, о ней все говорили, но когда произойдет, не знали. И Вахруков ответил, вернее, ответил его заместитель Виктор Костин, который в большущем письме так красиво обрисовал необходимость развития музейного дела, что мы грешные еще не дочитав его до конца, стали мечтать о том, на каком этаже дома будет экспозиция, посвященная ВолгоЛАГу. Но конец письма был очень грустным: «…на реконструкцию здания необходимо порядка 8 миллионов рублей… учитывая дефицит регионального бюджета … передача здания, расположенного по адресу Рыбинск, Преображенский переулок, 6 в областную собственность нецелесообразна».

Итак, оказывается все, что обещал губернатор, все, о чем мечтали краеведы и что планировали активисты общества охраны памятников истории и культуры, оказалось нецелесообразным! Не прошло тогда и трех месяцев с момента получения этого письма как федеральная власть посчитала нецелесообразным дальнейшее губернаторство господина Вахрукова. Целесообразным посчитали назначить Сергея Ястребова тоже рыбинца по месту рождения. Насколько мне известно, Рыбинский департамент земельных и имущественных отношений почти сразу обратился к нему с просьбой таки наконец-то принять дом к себе на баланс. Чего его замы и помощники написали в Рыбинск мне неизвестно, но когда Общественный совет «Мологский край» через депутата Госдумы Анатолия Грешневикова – одного из немногих заинтересованных в спасении русской старины законодателя обратился к Ястребову, то тот слово в слово письменно повторил слова Виктора Костина. Единственно в чем была разница писем – это то, что последнее письмо Ястребов подписал собственноручно, не утруждая делать этого своих заместителей. Сергей Николаевич Ястребов посчитал развитие музея Мологского края нецелесообразным!

Вот и весь итог 15-летней переписки. Вот оно отношение власти к историко-культурному наследию старого и несколько наивного волжского города Рыбинска. Вот она забота о развитии туризма, который мог бы стать в свете последних веяний времени наиболее приемлемым для власти источником пополнения своих дырявых бюджетов. Кстати, не от того ли эти бюджеты дырявые, что когда-то мы легкомысленно отнеслись к чему-то очень важному?
… А тем временем дом Тюменевой в самом центре Рыбинска продолжает пугать горожан и туристов своим страшным и угрюмым видом, больше напоминающем руины после бомбежки…

Дмитрий КОНОВАЛОВ, председатель Общественного совета "Мологский край".