Оноре де Бальзак - господину

Натали Ривара
Оноре; де Бальза;к (фр. Honor; de Balzac

Horace de Saint-Aubin, Lord R’Hoone и Viellergl;
Дата рождения 20 мая 1799г.
Место рождения Тур, Франция
Дата смерти 18 августа 1850(51 год)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство (подданство)
Flag of France.svg Франция
Род деятельности прозаик
Годы творчества с 1829
Направление реализм
Язык произведений французский
***************




Промурлыча про досаду - в мысли осаде -
Трезво, но накануне кофейной пьянки,
Воображая - получит всё же награду,
Когда сумеет добраться до иностранки.

Прихлёбывая напиток по вкусу,
В той тысяче романов - очень подробно
О том, как внезапно поддался искусу,
Расписывал восхищённый - бесподобной.

Хитрить - всегда не в его правилах было
И рука сцены и картины выводила законно,
А мечта - жизнью правила ежеминутно,
Но - он улыбался - с радостью исступлённой.

Оставим его на время,
Пусть себе трудится упорно,
В сказочность действительности свято веря...
Мы за ним понаблюдаем с завистью, возникающей - невольно.







 17.03.2013   23:55:17б
*****************************************

Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746—19.06.1829[5]). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597—1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778—1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном[6].

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807—1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816—1819 — в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский колледж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо, Монтескье, Гольбаха, Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других.[7]

После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825—1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга — исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Sc;nes de la vie priv;e, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L';lixir de longue vie, 1830—1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (фр.) (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832—1837) — ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (S;raph;ta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.

Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг — результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал напряжённо трудиться, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя от 3 до 6 книг.

В созданных первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы — купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты — семья, государство, армия.

В 1845 году писатель был награждён орденом Почётного легиона.

Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти — гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, — предположительно, артериита.

Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез. «Хоронить его вышли все писатели Франции». От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были Александр Дюма и Виктор Гюго[8].

Бальзак и Эвелина Ганская[править | править код]
В 1832 году Бальзак заочно познакомился с Эвелиной Ганской, которая вступила с писателем в переписку, не открывая своего имени. Бальзак встретился с Эвелиной в Невшателе, куда она приехала со своим мужем, владельцем обширных поместий на Украине, Венцеславом Ганским. В 1842 году Венцеслав Ганский умер, однако его вдова, несмотря на многолетний роман с Бальзаком, не выходила за него замуж, так как хотела передать наследство мужа своей единственной дочери (вступив в брак с иностранцем, Ганская лишилась бы своего состояния). В 1847—1850 годах Бальзак гостил в поместье Ганской Верховня (в одноимённой деревне Ружинского района Житомирской области, Украина). Бальзак обвенчался с Эвелиной Ганской 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары, после свадьбы супруги уехали в Париж. Сразу же по приезде домой писатель заболел, и Эвелина ухаживала за мужем до последних его дней.

В неоконченном «Письме о Киеве» и частных письмах Бальзак оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец и др. Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.

Творчество[править | править код]
Состав «Человеческой комедии»[править | править код]
Основная статья: Человеческая комедия

Иллюстрация к роману «Евгения Гранде». ПСС, 1855, т.5
В 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение — «картину нравов» его времени — огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака, «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции — как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни; он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей:

«Этюды о нравах»,
«Философские этюды»,
«Аналитические этюды».
Наиболее обширна первая часть — «Этюды о нравах», в которую вошли:

«Сцены частной жизни»
«Гобсек» (1830),
«Тридцатилетняя женщина» (1829—1842),
«Полковник Шабер» (1844),
«Отец Горио» (1834-35)
и пр.
«Сцены провинциальной жизни»
«Турский священник» (Le cur; de Tours, 1832),
«Евгения Гранде» (Eug;nie Grandet, 1833),
«Утраченные иллюзии» (1837-43)
и пр.
«Сцены парижской жизни»
трилогия «История тринадцати» (L’Histoire des Treize, 1834),
«Цезарь Биротто» (C;sar Birotteau, 1837),
«Банкирский дом Нусингена» (La Maison Nucingen, 1838),
«Блеск и нищета куртизанок» (1838—1847),
«Сарразин» (1830)
и пр.
«Сцены политической жизни»
«Случай из времён террора» (1842)
и др.
«Сцены военной жизни»
«Шуаны» (1829),
«Страсть в пустыне» (1837)
«Сцены деревенской жизни»
«Лилия долины» (1836)
и др.
В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon, 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette, 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Pons, 1847), а также, по-своему подытоживающим цикл, романом «Изнанка современной истории» (L’envers de l’histoire contemporaine, 1848).

«Философские этюды»
Представляют собой размышления о закономерностях жизни.

«Шагреневая кожа» (1831)
и пр.
«Аналитические этюды»
Циклу присуща наибольшая «философичность». В некоторых произведениях — например, в повести «Луи Ламбер», объём философских выкладок и размышлений многократно превышает объём сюжетного повествования.

Новаторство Бальзака[править | править код]
Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).

Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии.

«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив — победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.
*********************




*****************************************
*********