А 50-й школе - уже 50!

Лишевская Людмила Мирославовна
Памяти 50-й

16.06.2008 

В редакцию «Столицы» (Таллинн) свои воспоминания прислала Людмила Мирославовна Лишевская, педагог, посвятивший себя 50-й школе и написавший ее летопись.

Первого сентября 2008 года самая первая в Мустамяэ школа — № 50 отметила бы свой 45-летний юбилей. Отметила «бы», так как четыре года тому назад она была закрыта из-за недостаточного количества учеников.

Задумывалась она как дву­язычная, однако в этом качестве просуществовала недолго, и вовсе не по причине межнациональных отношений.
 Напротив, отношения были вполне дружелюбными. Однако педсоветы затягивались порой до полуночи (делался перевод с эстонского языка на русский и наоборот), были и другие объективные трудности.
 Поэтому через год произошло разделение: эстонцы перешли в новую школу, а русские остались в пятидесятой.

Первыми руководителями были Эльфрида Плоом и Махта Животникова. Именно под их руководством школа уже с лета готовилась к приему первых учеников.

Поначалу  было по одному классу — с первого по восьмой: ведь школа стояла в окружении всего 5-6 домов, остальные строились, но через пару лет она превратилась в  десятилетку, порой с переполненными классами.

В памяти начинавших учиться в пятидесятой 1 сентября 1963 года , конечно, остались их первые учителя и классные руководители: Налиухина, Корнышова, Горбачева, Петрова, Шакалова, Ицекзон, Юрида, а также школьные нянечки Айя Яановна и Клавдия Васильевна.
Расцвета своего школа достигла в период тринадцатилетнего руководства директора Зои Степановны Чайкиной.

   Мы, учителя, старались поровну делить с семьями  наши поражения и победы. Поэтому по праву поровну разделяем с ней гордость за бывших учеников.

Журналист Николай Мейнерт, кандидат химических наук Марина Гринчак, адвокат Вера Баскин, юристы Светлана Жукова и Евгений Твердохлебов, учитель русского языка Елена Леонтьева, врачи Елена Кирильчик и Марика Пауметс, преподаватель петербургского университета Татьяна Невьянцева — они ведь  из пятидесятой!

А сколько просто порядочных людей, что ничуть не менее (а часто — более!) важно!

Вспомню некоторых своих первых учеников.

 Помню крошечную девятилетнюю девчушку Нину Васечкину , неутомимо тянувшую руку на уроках.
 Помню не по-детски рассудительную Тамару Губанову и еще одну Тамару — Кривенкову, которая проплакала, лежа головой на парте, все три часа, пока шел заключительный классный час по окончании школы...

В  руководимых мною классах практиковались сочинения на тему «Что я думаю о...» (называлась фамилия ученика, о котором следовало написать). Он (ученик) писал о себе. Эти сочинения, без оглашения имен писавших, зачитывались на классных часах и родительских собраниях и, по мнению большинства, шли на пользу.


Можете представить себе то чувство тревоги и даже страха, которое могло охватить классного руководителя, рискнувшего предложить своим ученикам написать сочинение на тему «Что я думаю о своем классном руководителе».
 Такое чувство страха пережила я, когда перед уходом на пенсию предложила ученикам написать обо мне... Подписей авторов не было, сочинения сдавались не мне, а ученице, она их и зачитывала на классном часе, и они, как было условлено, так и  остались у неё.

Примерно так мы, учителя пятидесятой школы, и работали.
Конечно, далеко не обо всех своих бывших учениках мы все знаем. Конечно, не у всех жизнь сложилась гладко.
Однако закончить все-таки хочется словами Елены Кирильчик (ныне врача): «У меня было счастливое школьное детство!»
 И мы, учителя пятидесятой школы, осмеливаемся думать, что к «счастливому школьному детству» наших учеников мы тоже приложили свою руку.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://www.stihi.ru/2012/11/11/3964