Жили-были три японца

Астилла
  Новый преподаватель в школе – всегда событие, хоть не всегда приятное. Ольга Олеговна, будучи молодой и привлекательной, понравилась и коллегам, и ученикам. Возможно, дело было не только в миловидности и дружелюбии новенькой. Все, от директора до первоклашек знали, что у нее недавно погиб  муж. Попал в аварию. Молодая вдова с малолетним сыном вызывала сочувствие,  сочувствие рождало симпатию. И все обитатели средней школы №…, не скрывая, эту симпатию демонстрировали. Даже самые хулиганистые старшеклассники на уроках истории тихо млели, любуясь Ольгой Олеговной. Ученики помладше с увлечением писали сочинения на тему «Один день из жизни фараона» и «Один день из жизни средневекового горожанина». Кривая успеваемости по предмету резко пошла вверх во всех класса, не исключая лизиного 9 «А».

  Лиза училась хорошо, ее оценки по истории не изменились, но настроение улучшалось, когда в дневном расписании присутствовал урок истории. Ей нравилось слушать Ольгу Олеговну, вспоминалось пушкинское: «а как речь-то говорит, словно реченька журчит». Нравилось наблюдать, как шевелится кончик слегка вздернутого носа. Нравились женственность и девичья застенчивость новой учительницы. Даже нравилось, когда Ольга Олеговна сердилась и ручеек ее речи превращался в смешной индюшиный клёкот. Лизе казалось, что между ней и учительницей возникла симпатия. Хотя бы потому, что они с Ольгой Олеговной оказались соседями по парадной: Лиза жила двумя этажами выше.  Но не только поэтому, конечно. Многие учителя хорошо относятся к отличникам, особенно, если это не зубрилы, а просто неглупые люди. Лиза зубрилой не была. К занятиям готовилась, но без фанатизма, на уроках руку не тянула, но когда вызывали к доске – отвечала спокойно и не без юмора. Видимо, это импонировало Ольге Олеговне. Она, кажется,  даже приберегала Лизу, как берегут последний патрон – вызывала, когда в классе воцарялось уныние от заковыристого вопроса по теме урока. Лиза, не зная ответа, начинала думать вслух, выдавая одну остроумную версию за другой, пока не добиралась до правильного решения и наградной учительской улыбки. Но сегодня одноклассники легко справлялись с домашним заданием, поэтому Лиза, сидящая у окна, смогла потихоньку открыть под партой книгу, специально для нее выпрошенную Мишкой у приятеля на пару дней.
 
  Мишка… Думая о нем, Лиза невольно улыбнулась. Он замечательный. Она хотела бы иметь старшего брата, такого, как Мишка. Хотя зачем ей старший брат при существующем Мишке? Лиза даже тихонько фыркнула от этой мысли. Кажется, он был всегда, хотя они познакомились, когда первоклашка Лиза волокла свой набитый книгами ранец домой. В тот день она записалась в школьную библиотеку и из всех имеющихся там сокровищ ухватила двухтомник сказок любимого Андерсена. Мишка, тогда уже взрослый, – в третьем классе учился, пожалел малявку и помог донести ранец. Им всегда было интересно вдвоем, они читали одни и те же книги, их интересовали одни и те же темы, они часто спорили, обсуждали прочитанное и продуманное. Благодаря Мишке Лиза не испытывала потребности в подругах, с ним было гораздо интересней, чем с любой из сверстниц. Мишка, будучи старше, зная больше, был ведущим в их отношениях. Он давал Лизе читать книги, которые казались ему полезными и важными, водил в кино, на спектакли, в музеи и на выставки. Лиза, порой не без усилий, вгрызалась в тексты сложных для нее книг, стараясь их понять, чтобы соответствовать уровню своего старшего друга.  Их дружба была настолько давней и для всех привычной, что даже не провоцировала традиционных дразнилок типа тили-тили-теста. Все знали: если Лиза тут, значит, и Мишка где-то рядом. Как минералы-индикаторы, - пошутил кто-то в классе после того, как географ рассказал о поиске полезных ископаемых по присутствию рядом минералов-спутников. Жаль только, что через два месяца Мишка заканчивает школу. Готовится поступать в университет, станет студентом. И как она будет без него каждую переменку?

  – Ну, пожалуйста, Ольга Олеговна, ну, пожалуйста! – ныл и канючил класс. Лиза не заметила, что урок подошел к концу.  9 «А» требовал свой любимый «десерт» - скороговорку о японцах. Ольга Олеговна фантастически быстро проговаривала этот совсем некороткий текст. Ее недосягаемая скорость речи неизменно приводила девятиклассников в такой восторг, что редкий урок заканчивался без этого сольного номера. Вот и сейчас, смущенно улыбаясь, что означало уступку настойчивым просьбам, Ольга Олеговна поглубже вдохнула… класс замер… и застрекотала цикадкой:
– Жили-были три японца – Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрони. Жили-были три японки – Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лимпомпони. Они поженились: Як на Цыпе, Як Цидрак на Цыпе Дрыпе, Як Цидрак Цидрони на Цыпе Дрыпе Лимпомпони. У них родились дети: у Яка с Цыпой – Шак, у Як Цидрака с Цыпой Дрыпой – Шак Шарони, у Як Цидрака Цидрони с Цыпой Дрыпой Лимпомпони – Шак Шарони Лимпомпони. 


  – Лиза, открой! Кто это мог быть так рано? – удивилась мама, когда в лизин день рождения в дверь позвонили. За дверью никого не оказалось. Только на дверной ручке висел подарочный пакет. Томик Блока, заложенный веточкой фрезии.
 Лиза сразу поняла, чей это подарок. Мишка, если бы решил дарить стихи, во-первых,  вряд ли бы выбрал Блока, скорей - Анненского. Во-вторых, вряд ли бы заложил цветком страницу с «Незнакомкой», скорей уж - «И вечный бой! Покой нам только снится/ Сквозь кровь и пыль…».В третьих, Мишка знает, что Лиза мечтает о двухтомнике Крусанова «Русский авангард». Так что сомнений не было – только Ольга Олеговна могла придумать таким образом поздравить Лизу. Лизе было немного конфузно, но приятно. Не каждого ученика поздравляет любимая всей школой учительница, да еще и так - по-тимуровски, одновременно романтично и по-детски. И Лиза стала готовить симметричный и достойный ответ. День рождения Ольги Олеговны был не за горами.

  Из белой полимерной глины Лиза вылепила олененка. Подставку для фигурки решила сделать из найденного в лесу трутовика. В нем аккуратно просверлила четыре отверстия, капнув в них клей, вставила ножки олененка. Получилось симпатично и даже изящно – грациозный олененок поднялся на замшевый холмик и чутко прислушивается – нет ли опасности?, готовый в любую секунду умчаться прочь.  Мишке понравилась поделка,  но когда Лиза сказала, для кого она готовит сюрприз, на мишкином лице появилось странное выражение.  Лиза этого не заметила, довольно разглядывая свой подарок.
 
  Накануне дня рождения Ольги Олеговны Лиза привезла с дачи  огромный букет белой сирени.
Ранним утром следующего дня, спускаясь по лестнице на два этажа вниз,  не видя ступенек из-за охапки сирени,  Лиза чувствовала именинницей себя. Она была уверена, что Ольге Олеговне понравится ее подарок. 

  У квартиры учительницы Лиза стала прикидывать, как бы половчей пристроить на ручку входной двери свой подарок. Вдруг дверь медленно распахнулась. В неосвещенной прихожей Лиза увидела стоящего спиной к ней мужчину. Не успела Лиза понять, в какую неловкую ситуацию она попала, как вспорхнувшие  из-за плеч мужчины женские руки обняли его шею. Лиза поняла, что выражение «хочется провалиться сквозь землю» не является гиперболой. И тут мужчина повернулся и шагнул в открытую дверь.
–  Мишка… - беззвучно прошептала Лиза.
–  Лиза?! – ахнул Мишка.
Из-за его плеча выглянула Ольга Олеговна. Увидев Лизу, зажала рот ладонью.
– Жили-были три японца… – глупо пробормотала Лиза. – С днем рождения… Руки ее разжались, ветки сирени белыми факелами тяжело и глухо  упали между Лизой и Мишкой. На лестничной площадке стало светло и празднично.

***

Ольга Олеговна сменила квартиру и место работы.

Мишка уехал поступать в Москву.

А Лиза с тех пор возненавидела японцев. Хотя они ни в чем не виноваты.