Святая Земля. Среда Светлой седмицы - 2

Галина Николаевна Николаева
                8 МАЯ 2002 год.  Среда Светлой седмицы - 2               

                ГОРА ФАВОР - Преображение Христово
            
       Из Назарета едем по Ездрелонской долине к горе Фавор,  высота ее 500 метров над уровнем моря. Гору эту видно еще издали. Из всех окрестных гор она самая высокая, правильной формы. Ее плавные очертания видны почти отовсюду, возвышаясь над долиной, как остров, поднимающийся из океана, покрытый лесом.
       Гора Фавор, находящаяся на границе владений трех колен Израилевых - Завулонова, Иссахарова и Нефалимова - упоминается в Ветхом Завете.
       Здесь произошли события, которые описаны в Книге Судей, где рассказывается о судье-пророчице Деворе и израильском военоначальнике Вараке, которому она передала веление Божие - взойти на гору Фавор с десятью тысячами человек из сынов Нефалимовых и сынов Завулоновых. Сопровождая и воодушевляя его, войско Варака одержало победу над сирийским войском Сисары и воспевали победную песнь Всевышнему (Суд.4, 4-22; 5, 1-11).
       Мы подъехали к подножию святой горы. У подножия Фавора расположено селение арабов-мусульман, названное по имени пророчицы Деворы. Мы пересели в «рафик» и поехали на вершину горы дорогой длиной 8 км, строительство которой было начато паломниками еще в прошлом веке. С чувством страха и благоговения едем к святейшему месту по петляющей крутой горе. Преодолев 21 поворот, мы увидели величественное зрелище: как будто видим с самолета всю Галилею. И вот мы на самой вершине - на святом месте Преображения Господня...
      
       Господь в сопровождении учеников и множества народа отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. День уже склонился к вечеру, когда Он достиг Галилейской горы Фавор. Имея обыкновение удаляться ночью от учеников для уединенной молитвы Богу Отцу, Иисус Христос и на этот раз, оставив под горою народ и взяв из учеников с собой только Петра, Иоакова и Иоанна, взошел с ними на вершину горы, чтобы помолиться. И здесь, отойдя от них на небольшое расстояние на возвышенный холм, предался молитве. Три же апостола, утомившись, уснули.
       Во время их сна, когда близился рассвет, Господь Иисус Христос преобразился, блистая Славой Своего Божества, По Его велению Ему предстали два пророка, Моисей от мертвых и Илия из рая; они беседовали о предстоящих Ему в Иерусалиме страданиях и смерти. Эта беседа и особенное проявление Божественной Силы пробудили апостолов, увидев неизреченную Славу Господа Иисуса - Лицо Его, сиявшее как солнце, ризы, блиставшие белизною как снег, и двух мужей, стоявших в этой славе и говоривших с Ним, апостолы пришли в ужас. По откровению Святого Духа, они тотчас в мужах узнали Моисея и Илию и поняли, что беседа идет о вольных Христовых страданиях; внимая ей, апостолы стояли с трепетом, наслаждаясь в то же время зрением Божественной Славы, насколько возможно было это для их телесных очей. И Сам Господь явил им Славу Свою в той степени, в какой может видеть земной человек и не лишиться зрения: для смертного человека недоступно лицезрение невидимого, безсмертного Божества. 
       
       Моисей некогда молил Господа, чтобы Он явил Свою Божественную Славу лицом к лицу. Господь на это ответил: не бо узрит человек лицо Мое, и жив будет (Кн.Исх.30, 20). Когда беседа Христа с Моисеем и Илией приходила к концу и апостолы, по внушению Святого Духа, узнали о скором отшествии их, апостол Петр проникся скорбью, что пророки хотят скрыться из глаз их: он желал бы непрестанно наслаждаться дивным зрелищем Христовой Славы и честных пророков. Проникшись дерзновением, он сказал: Наставниче, добро есть нам здесь быти: и сотворим сени три, едину Тебе, и едину Моисееву, и едину Илии (Лк.9,33). Во время этих слов апостола Петра светлый облак, представивший Христу обоих пророков, осенил апостолов, окружив верх горы, чтобы опять, по Божественному велению, взять пророков и отнести каждого в его место. Еще более убоялись апостолы, когда, приближаясь ко Христу, вошли в самый облак и услышали говорящий из него голос: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое Благоволение; Его слушайте! При этих словах свыше апостолы от великого ужаса окончательно утратили присутствие духа и в сильном страхе пали лицом на землю.
        В то время, когда они пали распростершись, Слава Господня, а вместе с нею и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: Встаньте не бойтесь! Поднявши глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Начался рассвет, и они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он, по страдании и смерти, не воскреснет в третий день из гроба. И они умолчали и никому не сказали за это время ни о чем из того, что удостоились видеть  (Мф.17, 1-13; Мк.9, 2-13; Лк. 9, 28-36).
        "Иисусе, превечный Боже, добро нам всегда быть под кровом благодати Твоей".
        Славное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, один из великих праздников, святой Православной Церковью празднуется 19 августа. В этот день на небе над горой Фавор появляется облако. Оно спускается на православный храм и покрывает его и людей, находящихся в нем. Это тем более удивительно, что летом в этой местности вообще не бывает облаков. Католики же отмечают Преображение Господне двумя неделями раньше.            
        "Господи, Своим преображением Ты показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир. Слава Тебе, Спаситель наш, за надежду идеальной нетленной красоты".
      
       В память об этом событии царицей Еленой здесь был возведен храм, который постигла участь множества церквей Святой Земли - он был разрушен. Православный монастырь на горе Фавор был построен в 1911 году. Алтарь церкви находится на том самом месте, где совершилось Преображение Христово. Камень, на котором совершилось Преображение Господне, вырезан и находится в храме под сенью. Одна из стен алтаря, как предполагают, осталась от древнего храма IV века. Князь Сергей Александрович, путешествовавший по Галилее, подарил дорогой образ Преображения, который и теперь хранится в алтаре. Меня поразила Акафистная икона Божией Матери, вся увешанная приношениями исцеленных (часы, кольца, браслеты, дощечки серебряные, из воска в форме ног, и множество фотографий). История иконы такая. Один больной человек по ночам спускался из своей квартиры к ящику за почтой. Однажды там была вложена газета с иконой Божией Матери. Он стал молиться перед этой иконой и исцелился. Он захотел, чтобы с Божией помощью от болезни исцелились и другие, запечатал изображение иконы в бутылку и опустил в Средиземное море... Кто-то нашел, исцелился, и так икона попала на Фавор...
          За забором расположен еще католический храм, но он был закрыт. Здесь тихо, солнце уже припекает. Спускаться было страшно. На крутых поворотах машина как бы зависала над бездной, а из окна машины дороги не было видно.

                ГОРА КАРМИЛ
            
          Едем в Хайфу, расположенную на горе Кармил. Это одна из самых красивых гор в Святой Земле. На древнееврейском - "Кармель" в переводе означает "виноградник Господень". Ее отроги тянутся почти на 30 км от Средиземного моря вглубь материка. Она упоминается в Ветхом Завете у пророка Михея: "Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего, обитающих уединенно в лесу среди Кармила" (7, 14), а на красивый вид в Песне Песней: "Голова твоя на небе, как Кармил, а волосы на голове твоей, как пурпур" (7, 6). На вершине горы, которая выдается в Средиземное море, как нос корабля, находится пещера, где скрывался пророк Илия от царицы Иезавель. Мы зашли в эту пещеру.
          В ней пророк Илия скрывался три с половиной года во время бездождия, которым Бог, по молитве Пророка, наказал нечестивого царя Ахаву и скверную жену его Иезавель за служение Ваалу. Над этой пещерой стоит католический Кармелитский монастырь, построенный в 1883 году. Из пещеры открывается чудесный вид на Средиземное море. Отсюда, с этого места Илия посылал своего ученика Елисея смотреть на небосклон - не появились ли тучи, несущие дождь, по которому так истосковалась земля.
          На этой горе Пророк совершил знаменитый "холокост" - так называется по-гречески библейская жертва "всесожжения". Пророк Илия устроил состязание с лжепророками, смущавшими народ Израилев и заставлявшими поклоняться Ваалу. Здесь, где хребет начинает спускаться постепенно вниз, были сооружены два жертвенника и, по пламенной молитве Илии, Господь послал огонь на его жертву, а жрецы Ваала остались посрамленными. Народ, видя чудо, воскликнул: "Господь есть Бог! Господь есть Бог!" (3Цар.18, 19-39). После этого Илия Пророк велел схватить всех жрецов Ваала и заколол их возле потока Киссона, который протекает внизу, в долине.
         
          На горе Кармил пророк Илия опалил огнем двух пятидесятоначальников с их отрядами, посланных нечестивым царем Охозией взять пророка. Третьего пятидесятоначальника пророк помиловал за его смирение и пошел с ним к Охозии.                После святого пророка Илии на горе Кармил жил его ученик - святой пророк Елисей. По древнему преданию, в пещере, где жил пророк Илия, останавливалось Святое Семейство с Богомладенцем по пути из Египта.
          В христианское время на горе в многочисленных пещерах обитало много отшельников. Святую гору сравнивали с ульем, а отшельников, здесь живущих, с пчелами, собирающими духовный мед подвигов и добродетелей для вечности. Ниже пещеры пророка Илии находилась другая пещера, называемая "школой пророков". По преданию, пророки обучали в ней юношество, приготовляя служителей истинному Богу. Сейчас эта пещера принадлежит магометанам.
          В этой части горы раскинулся город Хайфа. Сам город возник в 18 веке, как арабский город, а в 19 веке появились еврейские кварталы, особенно много переселилось из нашей страны. Едем по улицам Хайфы: современный город туристов с множеством магазинов, рекламой, в нем находятся 20 церквей разных конфессий. Из всего этого бросилось в глаза великолепный ухоженный сад и мавзолей, сверкавший золотом. Зоя предложила здесь остановиться, но отец Владимир категорически запретил. По дороге он объяснил причину. Оказалось, что это место демонопоклонения. Здесь похоронен основатель религии бахаизма и сюда стекаются его последователи. Стало тоскливо на душе: сколько же людей попали в сети диавола, ходим, не ведая, по острию ножа, не ведая Бога истинного.
          В нескольких километрах от католического монастыря мы остановились на участке Русской Духовной Миссии. Среди высоких сосен, как бы на зеленом островке посреди каменного города, стоит небольшой русский православный храм Пророка Илии. Зоя не хотела сюда ехать. Матушке Нине пришлось настоять и настроить о. Владимира. Храм весь снаружи расписан. На алтарной части храма икона пророка Илии, цветы. Отец Владимир отслужил молебен перед иконой пророка Илии. "Пророк Илия, моли Бога о нас".
          Пророк Илия нас утешил. Отец Милослав с детьми пришел на вечерю и мы вошли с ними в храм. Внутри храм расписан; редкая иконография - Иона во чреве кита. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное спасение его было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя. На стенах висят большие иконы, изображающие сцены из жития святого пророка Божия Илии - Явление ему ангела и огненное восхождение на колеснице. Здесь хранится главная святыня храма - список с чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской, написанной евангелистом Лукой, и много старинных икон, привезенных сюда еще до 1917 года, образы святых Серафима Саровского, Тихона Калужского, Иоасафа Белгородского, Ионы пророка.         
          Выезжая из Хайфы, со смотровой площадки мы любовались безкрайним блеском бирюзовой голубизны Средиземного моря, белые гребни волн, ласкающий человеческий взор, а в жару так хотелось искупаться в море, но мы едем дальше. Едем в Натанию по долине дубрав, Саронской долине; с одной стороны Средиземное море, с другой - горы Самарии. По трассе ехали одни. Израиль будто вымер.
               
                НАТАНИЯ
            
          В Натании, оставив вещи в гостинице, мы радостные поспешили к Средиземному морю с намерением искупаться, но с моря дул ветер и оно уже не казалось таким ласковым. Гребни волн вздымались и с силой накрывали берег, убегая опять в море, оставляя на берегу пену и водоросли. Никто не рискнул искупаться. У нас было много времени, и мы с матушкой Ниной провели его у моря. Народу, к удивлению, было немного. Гуляя по набережной, я неожиданно встретила Елену, соседку по самолету. Она рассказала о том, что произошло с ней в храме Воскресения в субботу, в день сошествия Благодатного Огня.      
          Накануне, когда я встретилась с ней у Гроба Господня, она и несколько человек из ее группы остались на ночь в храме, чтобы утром быть поближе к Кувуклии, и в первых рядах принять Благодатный Огонь. На следующий день, в конечном итоге, она оказалась в давке: полиция отталкивала толпу назад от центра. "Я чувствую, - говорит она, - что мне становится плохо, я  ухватилась за полицейского и стала его умолять, чтобы он вывел меня из толпы, сняла с пальца золотое кольцо и отдала ему. И он вывел. А твой пакет с сувенирами пропал в этой давке". Елена на несколько дней осталась на море, а мы на следующий день должны были уехать на Синай. Она дала мне несколько советов и в придачу свой свитер, сказав, что он мне пригодиться на вершине Синая.