комсомольское крещение

Петр Кунцевич
Как я вступал в комсомол

1964-й год. Группа  достойных 14-летних семиклассников готовилась вступить (как тогда говорилось) в ряды ВЛКСМ. Только несколько 7-классников были лишены такой чести из за недобросовестной учебы или по другим причинам. Комитет комсомола школы обсудил кандидатуры претендентов, кого можно рекомендовать райкому комсомола. Вот здесь я почувствовал первый удар судьбы. Я не был самым лучшим учеником, но был нормальным хорошим учеником, но мне было отказано в рекомендации, т.к. мне было только 13 лет (пошел в школу на год раньше, с 6-летнего возраста). Благодаря стараниям пионервожатой мне в порядке исключения позволили поступать в 13-летнем возрасте.
Вот и настал долгожданный день. На грузовой бортовой машине 7-классников школы д.Мамаи повезли в г.Глубокое (примерно 4-5 км) в райком комсомола на утверждение. Стояли в очереди в кабинет к «большим начальникам», с которыми даже сама наша пионервожатая разговаривала с почтением, и в спешке продолжали доучивать Устав ВЛКСМ. Готовились отвечать на неожиданные вопросы начальников, которым уже было лет даже все 20 может быть. Больше всего боялись вопроса «почему ты  решил вступить в ВЛКСМ?» Мы были предупреждены что нельзя отвечать «потому что все вступают». Какие мне там достались вопросы не помню, помню только, что был счастлив от своих ответов.
Добираться домой машину уже не выделяли, маршрутных автобусов не было (не ходили они в те годы совсем). Расходились маленькими группками. Я и мой друг Колька Шмырев отправились вдвоем пешком с г.Глубокое в д.Озерцы (примерно 7-8 км) по проселочным дорогам, вдоль леса.
Полевые дороги, солнце к закату, а мы поем патриотические песни: по дорогам и по взгорьям шла дивизия вперед… и комсомольское  сердце пробито… и упал с вороного коня… Вдруг, видим из-за горки на лошади с кнутом в руках выезжает дяденька, устремляется к нам и начинает хлестать. Мы разбегаемся в разные стороны. Мужичонка на лошади быстро догоняет одного, отхлестал и тут же в погоню за другим. В коротких промежутках между ударами кнута пытаемся выяснить причину, за что новоявленные комсомольцы получали не патриотическое крещение. БУДЕТЕ ЗНАТЬ - мы слышали в ответ на наши вопросы.

Прошло время. Сюжет стал понятен. Конюх выгоняет в ночное лошадей, которые отработал день на колхозных полях, устали, изголодались и должны отдохнуть, травку пощипать. А какие-то городские подростки взялись по вечерам приходить вылавливать лошадей и устраивать скачки для развлечения. Вот конюх и решил подкараулить их. Вот в один прекрасный день, сидя на лошади в засаде, он увидел как двое подростков «в наглую» не таясь, открыто, идут и песни орут, как бы говоря, что мы тебя, конюх, не боимся. Откуда ему было знать, что идут не хулиганистые подростки, а идут счастливые патриоты своей страны, которым он тут же выдал комсомольское крещение.
P.S. И сегодня мой друг Колька живет в тех краях, после крещения этого конюха встречал. И сегодня на седьмом десятке растит внуков и помнит об этом случае, правда, в его воспоминаниях нам было не так уж и больно. Мне же очень болела душа и тогда хотелось с комсомольским билетов в кармане и с лошадьми уйти в партизаны и бороться за справедливость.Сегодня находятся и иные пояснения. убегая мы прятались кустарниках, зарослях лозы. Спрятаться  возможности не было, но уберечься от ударов кнута, который цеплялся за ветки лозы удавалось кому -то лучше, кому -то хуже. И этим объясняется реальная разница в восприятии ударов