Святая Земля. Среда Светлой седмицы - 1

Галина Николаевна Николаева
                8 МАЯ 2002 год.     НАЗАРЕТ               

                РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
            
    Одухотворенные, мы возвращаемся в Назарет… Какое это счастье, что я нахожусь в городе, где прошла вся жизнь нашего Искупителя. Даже не верится, что буду ходить по тем же дорогам, по которым и Он ходил, и Богородица, и родители Ее, и Иосиф, и апостолы, смотрю на те же горы и долины. Все Евангелие оживает передо мной, как будто было совсем недавно, а не за две тысячи лет.
    В обетованной земле, данной Богом израильскому народу, в горах, окаймляющих с севера Ездрелонскую долину, находится город Назарет. Во всем Священном писании Ветхого Завета не упоминается о Назарете: он был так незначителен и мал, что евреи не ожидали от него ничего особенного и говорили: "От Назарета может ли что добро быть?" Эта страна была самая заглохшая и непросвещенная, истинно люди, седящие во тьме и сени смертной.
    Здесь, в Назарете жила благочестивая чета, Иоаким и Анна. Они происходили из древнего царственного рода Давидова. Цари из этого рода в течение нескольких веков преемственно занимали прародительский престол, пока Навуходоносор, не сокрушил царство Иудейское. Взяв столицу Иерусалим, он отвел лучшую часть народа в плен, известный под именем Вавилонского. Потомки Давида, находясь в тяжкой неволе, хотя и не имели скипетра в руках своих, но все еще сохраняли призрак величия. Наконец один из них, Зоровавель, получил в последствие дозволение не только возвратиться с народом своим в отечество, но и восстановить разоренную иудейскую столицу. Иерусалим был восстановлен, и народ, по возможности, собран и устроен. Зоровавель продолжал управлять иудеями, пока был жив; со смертью же его древние права царского дома Давидова до того затмились, что о них не упоминается ни в позднейших книгах Ветхого Завета, ни в других иудейских сказаниях. А когда израильский народ подпал под зависимость римлян и потерял свою самостоятельность, тогда потомки Давида совершенно лишились прежнего величия, и род их окончательно слился с народом.
    Таково было состояние славного рода Давидова, когда Иоаким происходил из колена Иудова и имел родоначальником царя Давида, а Анна была младшая дочь священника Матфана, от племени Ааронова, у которого были три дочери: Мария, София и Анна; у Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи.
    Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его и всем были известны не столько знатностью, сколько своим смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним: ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. Они были счастливы, но безчадие преисполняло скорбью их сердца: безчадие считалось тогда гневом Божиим, бесчестием и позором перед людьми, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода через рождение обещанного Мессии.

    Сколько по этому случаю было горя у Иоакима и Анны, сколько пролито слез, принесено Богу молитв, самых усердных, роздано милостыни, совершенно всесожжений и жертв при храме! Проходили годы за годами в усердных и неотступных молитвах, а детей все не было: Бог, как бы, не внимал их молитвам, не видел их слез и горя. Вот они достигли и старости, и для праведной Анны не оставалось уже никакой надежды быть матерью. А они по-прежнему продолжали молиться о чадородии.
    По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены, но он, муж праведный, любил и почитал жену свою Анну за ее необыкновенную кротость и ее высокие добродетели и не хотел разлучиться с ней. С сердечной скорбью, но безропотно они несли тяжесть испытания и продолжали вести жизнь свою в посте, молитвах и милостынях, укрепляя друг друга взаимной любовью и не теряя надежды, что Бог всегда силен помиловать рабов Своих.
    Раз в один великий праздник, когда благочестивый Иоаким хотел принести свою жертву Богу во храме Иерусалимском, он, как бездетный, жестоко и грубо был оскорблен архиереем и одним из простолюдинов, и так обезчестен перед всем народом, что не хотел и домой возвратиться, а ушел в пустыню оплакивать свое горе. Сорок дней и сорок ночей праведный старец провел в строгом посте и молитве к Господу, призывая на себя Его милосердие и омывая горькими слезами свое безчестие в людях. «Не вкушу пищи, - говорил он, - и не возращусь в дом мой! Молитвы и слезы мне будут пищей, а пустыня домом до тех пор, пока услышит и посетит меня Господь Бог Израилев! Боже, отцев моих! - молился скорбящий Иоаким, - Ты дал сына праотцу Аврааму в старости: удостой и меня благословения Твоего! Дай плод моему супружеству, чтобы я, хотя бы в преклонных летах, мог назваться отцом и не был отверженным от Тебя, Господа моего!»

    Услышав о нанесенном безчестии и оскорблении и считая себя в том виновною, Анна еще более почувствовала свое несчастье. Чтобы скрыть свою скорбь, в саду она не переставала молиться с непоколебимой верой, что Бог силен и невозможное по-человечески сделать возможным! Подняв глаза к небу, она увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися еще птенцами – еще сильнее полились слезы, еще жалобнее изливались из ее сердца моления: «Горе мне, одинокой, все в мире утешаются детьми: и птицы небесные и звери земные плодородны у Тебя! Одна я как степь безводная, без жизни и растения! Ты, Который даровал Сарре сына в старости, и отверз утробу Анны для рождения пророка Твоего Самуила, возри на меня и услыши молитву мою! Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия». Как ни тяжело было ее горе и безнадежное положение, но дала обещание: «Да будет рожденное мною принесено в дар Тебе и да благословится и прославится в нем Твое милосердие!»
    Неплодная и поседевшая старица посвящает Богу дитя не только еще не рожденное, но судя по-человечески, которому уже и родиться невозможно. Какова вера и надежда на Бога праведной Анны, достойной быть дочерью Авраама!
    И Господь не замедлил утешить их, послав к ним Ангела известить, что у них родится дочь, которую ублажат все роды. И Анна, проживши неплодною пятьдесят лет в супружестве, зачала во чреве и родила дочь, нареченную по повелению Ангела Мариею, что значит по-еврейски "Госпожа". Велика была радость престарелых родителей о рождении дочери, забыты были все томившие их столько лет горести и печали, радовались и благодарили Бога с ними все их сродники и знакомые.
    Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия, Спасителя мира.
   
    «Радуйся, Пречистая, весь мир рождеством Своим возвеселившая».
   
    В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен церковью праздник: еще в IV веке равноапостольная Елена сооружила храм в честь и память Рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, установлен на 21 сентября; этот праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость.

                ВВЕДЕНИЕ В ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

    Когда Деве Марии исполнилось три года, родители Ее решились исполнить данный им обет - отдать на служение Богу рожденное ими дитя. К торжеству посвящения собралось в Назарете много родных и ближних Иоакима и Анны, а также множество юных дев, сверстниц Марии, для сопровождения Ее в храм; одели Ее в лучшие одежды, приготовили много свечей и окружили Пречистую Деву Марию царским благолепием. Все отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от Назарета.
    После вступления в святой город и семидневного очищения постом и молитвою, по обычаю, предписанному приносящим жертву во храм, праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождающими их приблизились к храму, ведя за руки свою трехлетнюю Дочь, Благодатную Марию. Лик непорочных дев предшествовал им; родственники и знакомые шли за ними. Шествие было торжественно: все шли, держа в руках свечи; весь сонм провожающих пел псалмы и священные песни. Соединившись с видимым хором непорочных дев, невидимый хор ангелов сливал райские голоса с земным славословием Богу, совводя Пречистую Деву Марию во Святое Святых, и, по повелению Господню, окружая Ее, как избранный сосуд Божий.
    В преданиях сохранились подробности введения в храм Пресвятой Девы. Когда Иоаким и Анна со всеми, сопровождавшими Святую Деву, приблизились с посвящаемой Дочерью к храму, навстречу этому славному введению Богоотроковицы вышли с пением из храма священники, служившие в храме и сам первосвященник.
    Крыльцо, ведущее к храму, состояло из пятнадцати ступеней, по числу степенных псалмов; эти псалмы священники и левиты пели, входя в храм для служения на каждой ступени по одному на каждой ступени.
   
    Праведные Богоотцы с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень. К изумлению всех присутствующих, трехлетняя Мария, никем не поддерживаемая, скоро и бодро взошла до самой верхней ступени, где ее принял первосвященник Захарий, окруженный священниками. При этом первосвященник совершил необычайное и для всех удивительное дело: приняв Марию, он не остановился с Нею там, где обыкновенно стояли молящиеся, но ввел Ее в самую скинию, называемую Святая Святых, которая была за второй завесой и где был Ковчег Завета, обложенный со всех сторон золотом, и Херувими славы, осеняющие очистилище, куда нельзя было входить не только женщинам, но даже и священникам, да и сам первосвященник мог входить туда только однажды в год, после продолжительного поста и молитвы, в день очищения с жертвенною кровью за себя и за грехи народа. Это было сделано по внушению Божию. Первосвященник, ведя Деву Марию во Святая Святых, по благодатному внушению, назначил Ей тут место для молитвы; другим же девицам, приводимым в отрочестве на служение Господу, строго воспрещалось приближаться к святилищу: им отводилось место между алтарем и церковью, где впоследствии был убит Захария.
    «Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райские нам отверзшая».
    «Иоакиме и Анно, веселитеся ныне, во храм приводяще Господень чистую Бога Матерь Христа Всецаря будущего».
    Престарелые родители, вручив Дочь свою воле Отца Небесного, принесли Ему благодарственные жертвы и, получив благословение от священников, возвратились со своими родственниками в дом, славя и благодаря Бога. Они не плакали в разлуке с возлюбленною Дочерью, не безпокоила их ни печаль одиночества, ни скорбь разлуки с предметом их радости: они благодарили Бога, ниспославшего им на старости лет Божественный дар, они радовались, что удостоились принести этот дар Тому, Кто дал им познать отраду и утешение рода человеческого.
    Трехлетняя Мария была помещена в обитель девственниц, существовавшую в самые древние времена. Старшие девицы обучали Ее чтению Священных книг и женским рукоделиям по назначению первосвященника. Она имела особое место для чтения, рукоделия; в святилище же входила только для молитвы. Святые родители часто посещали Ее. Следуя установленному порядку, она вставала с утренним рассветом и, по свидетельству предания, по три раза в день совершала молитву: утром (до девяти часов), в полдень (около двенадцати) и после полудня (около девяти часов вечера) и продолжала ее до тех пор, пока ангел являлся к ней с пищей.

    В скором времени Пресвятая Дева совершенно обучилась чтению, чем и пользовалась для возможного большего познания закона Божия. Она имела острый ум, любила учиться, часто читала Священное писание и размышляла о нем. Благоразумие Ее удивляло всех. Из рукоделий Она занималась прядением льна и шерсти, любила вышивать шелками, принадлежащие к священническому служебному облачению; Она рукодельно так этому научилась, что им могла впоследствии, при Сыне Своем, добывать Себе пропитание. Большую часть жизни Своей Она проводила в храме в святилище на молитве, редко выходила в свое помещение. Потому всеми учителями Церкви согласно говорится, что Пречистая Дева до двенадцатого года, всю Свою жизнь провела во Святом Святых, так как оттуда редко выходила в свое помещение.
    Один из древних учителей Церкви, Георгий Никомидийский, так описывает ангельские явления Пресвятой Деве:
    "По мере того, как Пречистая ото дня возрастала, в Ней росли и дары Духа Святого. Она пребывала в общении с Ангелами, о чем узнал и Захария. Однажды, исправляя в святилище свое служение, увидел он кого-то, с виду странного, похожего на Ангела, подающего Ей пищу. Захария весьма удивился и думал, что это за необыкновенное и новое видение? По-видимому, Ангел говорит с Девой; безплотный приносит пищу, питающую плоть естеством, невещественный подает Деве нечто вещественное. Явление ангелов бывает лишь одним священникам, и то весьма редко, а чтобы Ангел пришел к девице, и притом столь юной, - это необыкновенно. Если бы она была замужняя и молилась о разрешении своего неплодства, как Анна, я не удивлялся бы видению, но девица об этом молиться не может. Ангел же всегда, как и теперь вижу, является к Ней, отчего прихожу в еще большее удивление, ужас и недоумение, что будет из этого? Что приходит возвещать Ей Ангел, и какая эта приносимая им пища? Откуда взята и кто ее изготовил? Ибо Ангелы не заботятся о телесных нуждах наших. Конечно, были люди, которых питали они, но и тогда руки человека приготовляли пищу: Даниила питал Ангел по повелению Вышнего, но он взял Аввакума с кошницей хлеба для того, чтобы странное явление Ангела и необыкновенная пища не устрашила питаемого. Здесь же к Отроковице приходит сам Ангел - дело полное таинственности. Она в младенчестве сподобилась таких даров, что Ей служат безплотные. Что это такое? Чистотой нравов Она превосходит все бывшие роды. Не над Ней ли совершаются предсказания пророков? Не Ею ли исполнятся вековые ожидания наши? Не от Нее ли примет естество человека Тот, Который придет спасти род человеческий? Эта тайна предсказана еще давно, и Слово ищет Ту, Которая послужила бы к исполнению тайны. Не эта ли, видимая мной Дева, предизбрана в орудие великой тайны Вышнего? О сколь благословен ты, корень Давидов, произрастивший ветвь, на которой расцветет цвет спасения миру! Как славна память родивших Ее, и как я счастлив, наслаждающийся таким видением и приготовляющий эту Деву в невесту Слову". Пребывая таким образом с Ангелами во Святом Святых, Пречистая Дева пожелала вечно жить в ангельской чистоте.
    Лишившись любимых родителей, Мария испытала горькое чувство сиротства и сознала, что ничто уже не привязывает Ее к земле. Всем сердцем Она предалась Единому Богу и питала одно желание - остаться до конца жизни рабою Господа, всегда покорною святой Его воле. Она дала обет Богу сохранить девство Свое Богу. Дух Божий и святые ангелы охраняли Божественную Отроковицу.

                БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

    Когда Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, по закону уже нельзя было Ей дольше оставаться при храме. Нужно было или возвратить Ее родителям, или выдать замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о Своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Архиереи удивились новости такого обета, так как не было еще на земле ни одной девицы, обещавшей Богу навсегда сохранить свое девство, и Она явилась в мире первою в этом отношении. Тогда священники, по внушению Божию, обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Иосиф жил в Назарете. Он также происходил из царского рода Давидова, но человек он был небогатый и по занятию был плотник.
    В доме Своего обрученника Дева Мария не изменяла образа жизни, обычного Ей во Святая Святых. Жила в уединении и безмолвии, всегда была в трудах: молитва, чтение Священных книг, рукоделие и домашние занятия наполняли все минуты Ее смиренной и молчаливой жизни. Среди людей Она жила для одного Бога, и дом Иосифов был для Нее молитвенным храмом.
    Наконец настал день, ожидаемый родом человеческим в течение более пяти тысяч лет.
    Господь захотел иметь Пречистую Матерь Свою не в стране Иудейской, не в святом и великом Иерусалиме, но в считавшейся грешной Галилее, в убогом Назарете, чтобы с одной стороны, показать, что Он пришел на землю ради грешных и из неверных язычников создать Себе Церковь верную; с другой стороны - чтобы явно было, что Он милостиво призирает на смиренных, отверженных и уничиженных, а не на гордых и знатных. Миновав Иерусалим, великий, почитаемый и славный город, Он сошел в Назарет, городок убогий и презираемый, избирая для Себя в сем мире последнее место и смиряясь даже до образа раба и грешника.

    Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.
Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошед к Ней, сказал:
    - Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами.
Услышав такое приветствие Ангела, Дева смутилась от слов его и размышляла:
    - Что значит это приветствие?
    Явление Архангела не устрашило Пречистую Деву, пребывая во Святая Святых Иерусалимского храма, Она привыкла к явлениям и беседам ангельским, но необычное приветствие привело Ее в смятение. Много раз Господь возвещал волю Свою ветхозаветным избранникам через Ангелов Своих, но приветствие: Радуйся... - не слыхано было в древних явлениях. Дева Мария безмолвствовала в недоумении и страшилась искушения от лукавого змия. С благоговейным трепетом взирал небесный вестник на смятение Пречистой Девы и спешил успокоить Ее:
- Не бойся, Мариам! Обрела потому что благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и
наречешь имя Ему Иисус. Он будет Великим, и назовется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца.
    Он возвестил Ей тайну воплощения теми же словами, в каких предсказывал пророк Исаия еще за семьсот лет до этого события: "И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца".
    Первозданную женщину Еву не смутили слова змия, предложившего ей честь быть всеведущей и равною Богу; без размышления Ева внимала лживым обещаниям змия и вкусила от запрещенного плода, а в нем грех и смерть всего человечества. Но Жена, семени Которой предопределено от начала мира стереть главу змия-искусителя, встретила благовестника с величием девственной чистоты, не постигая глубины тайны, Она соображала каждое слово его: Мария в недоумении спросила Ангела:
    - Как это будет, когда Я мужа не знаю?

    Чистейшая Дева почитала ангельские обетования слишком высокими для себя.
Архангел успокоил Ее сомнения:
    - Ты родишь Сына без мужа - Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя.
    То есть зачатие совершится сверхъестественным образом, через наитие Святого Духа, и сделает Ее Матерью непостижимо для ограниченности ума человеческого. Потому и рождаемое наречется Сын Божий, не будет походить на обыкновенных людей, в беззакониях зачинаемых и во грехах рождаемых, а будет чисто и греху непричастно и назовется Сыном Всевышнего.
    Тот, Кто из бездушной земли мог создать Адама, не тем ли более возможет от живой Девы произвести живого младенца? Если Богу возможно было из кости Адамовой создать жену, не тем ли более Он может сотворить человека в утробе девической?
    Высочайшая тайна открыта в благовестии, и Архангел Гавриил, для полного удостоверения Девы Марии, указал на пример родственницы Ее Елизаветы:
    - Вот и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына, ибо у Бога не останется безсильным никакое слово.
    Свет духа Божия озарил Деву Марию, и Она возрадовалась об истине благовестия и уверилась, что слышит волю Божию. Пречистая преклонилась перед волею Господа Своего и с глубочайшим смирением отвечала от исполненного любви к Богу сердца Своего:
    - Я раба Господня, да будет Мне по Слову Твоему.
    Эти смиренные слова, это кроткая покорность, послушное буди, преклонили Небеса и низвели на землю Сына Божия: "Слово плоть бысть".

    Что Она должна была почувствовать тогда, какую небесную радость, какое духовное утешение иметь в сердце, этого не может выразить не только человеческий, но и ангельский язык. Узнав от Архангела, что уже шестой месяц, как и неплодная и престарелая родственница Ее Елисавета зачала во чреве и готовится быть матерью, Мария, добрая и любвеобильная, вскоре собравшись, пошла в Горнюю навестить свою родственницу и порадоваться вместе с ней великой милостью Божией к ним обеим.
    Через несколько дней Пресвятая Дева была у цели своего путешествия. И только вступив в ограду родственного Ей дома, Мария приветствовала Елисавету, как вдруг встретившая Елисавета исполнилась благодатью Святого Духа. Сила этой благодати прежде всего подействовала на младенца Елисаветы, которому, по предречению, надлежало исполниться Духа Святого еще во чреве матери, и он, не видя еще чувственным взором ни одного предмета, познал и ощутил приближение Пречистой Девы, носящей Господа, и радостным взыгранием своим вразумил мать свою о высоком достоинстве благодатной Посетительницы.
    И вот Благодать Святого Духа озарила и Елисавету. Услышав голос Марии, она с видимым благоговением отозвалась на приветствие Ее, не только как любимой и добросердечной родственницы своей, но как благодатной Матери Господа, милостиво почтившей ее Своим посещением, и, в порыве восторженного чувства, произнесла не просто радушные слова родного приветствия, но торжественно вдохновенную речь, полную глубокого смысла. Она воскликнула: "Благословенна Ты, Мария, между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо, когда голос Твоего приветствия дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Ты, что поверила сказанному Ангелом, потому что совершится все сказанное Тебе от Господа" (Лк.1,42-45).
    Благоговейная встреча и пророческие слова были неожиданны для смиренной Марии, но, сознав в этом приветствии повторение архангельского благовестия, Она удостоверилась, что все это происходит по внушению Духа Святого; тогда предстали пред Нею с поразительной ясностью все пророчества, произнесенные в разные времена и разными людьми; тогда возникли в Ее сердце глубокие чувства благодарности к величию Всевышнего и излились словами: "Величит душа Моя Господа и возрадовался Дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его" (Лк.1,46-50).
    
    Она исповедует, что эта милость низпосылается теперь не только Ей, но через Нее и на всех боящихся Бога. Проникнувшись святой верой в непреложность обетований Божиих, обе святые жены назидали друг друга и прославляли Господа. Быстро протекало время этого благодатного свидания, и по прошествии трех месяцев Пречистая Мария возвратилась в Назарет.
    Но за этими спокойными и счастливыми днями вскоре для Пресвятой Девы наступили и дни испытания, тревоги и печали. После возращения Пречистой Девы в Назарет, Обручник Ее, Иосиф тотчас заметил Ее святое чревоношение и, не зная, чему приписать ее, пришел в беспокойство и смущение, так как Пресвятая Дева не открыла ему явления Ей Архангела и тайны Своего зачатия. Праведный старец, не зная, что делать, решился тайно, без огласки, отпустить Ее от себя и дать разводную. Тяжело было Пресвятой Деве видеть и переносить такое несправедливое и оскорбительное о Себе мнение. И все же Она не дерзала нарушить тайны Божией и предала Себя всецело воле Божией. И Господь не замедлил открыть ее. Лишь только Иосиф решился отпустить от себя Пресвятую Деву, ангел Божий явился ему во сне, и, открыв ему тайну безсеменного зачатия, вразумил и наставил, как и что нужно ему делать.
    С сердцем, преисполненным любви и благоговейного страха, старец принял Пречистую Деву, как всецело принадлежащую Богу, как благословенную Матерь Бога Сына, и с усердной, непрестанной готовностью стал служить Ей, как Владычице всего мира.
    С той поры Мария оставалась в доме Иосифа и неразлучно жила при нем до его кончины.
   
    Вот место, где жили Богородица и Иосиф Обручник, где Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о зачатии Спасителя. Здесь совсем недавно в 1960-1969 гг. католики выстроили гигантский, красивый храм, обнесенный высокой стеной. В 1955 году в ходе археологических раскопок были обнаружены остатки дома Марии и Иосифа, первой церкви IV века, а также остатки византийской церкви, на обломке колонны которой нашли надпись по-гречески: Радуйся, Мария!
    Храм Благовещения построен в два этажа: на верхнем - расположен зал для молящихся, а внизу сохранены остатки древнейших зданий. Церковь Назаретская прекрасна и даже великолепна: мраморные стены и помост; главный алтарь возвышается на 17 ступеней, и большой надпрестольный образ Благовещения господствует с высоты над всем храмом... Под этим-то великолепием таится сохранившееся первоначальное скромное жилище Святейшего Семейства в виде пещер, вырытых в природной скале, прилегающее к уступу скалы, в которой иссечен вертеп, составляющий три небольшие комнаты. С левой стороны алтаря спустились по нескольким широким ступеням из белого мрамора.
    Вот и жилище Пресвятой Богородицы: под сводом этого святилища престол, под мраморной доской которого горят неугасимо несколько богатых лампад, освещая священный помост, облитый благовониями и украшенный надписью " Здесь Слово плоть бысть".  На престоле и вокруг него стоят несколько хрустальных ваз с белыми лилиями, символом небесной чистоты. С глубоким благоговением смотрели мы на это место: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!".

    При входе в этот священный вертеп, в правой стороне его устроен престол во имя святой Анны, матери Пречистой Девы, а далее по левой стороне - две мраморные колонны, поставленные святой Еленой на тех самых местах, где предстал благовествующий Архангел, и где находилась при явлении его Дева Мария. С правой стороны от престола входим в другую часть вертепа, где устроен престол во имя святого Иосифа. Из нижней комнаты по каменной лестнице справа поднимаемся в две верхние комнаты, которые сохранились в своем первобытном виде. По преданию, в первой из них, где теперь престол, находится углубление, в котором была колыбель Иисуса Младенца. Во второй - тоже из природного гранита - жил святой праведный Иосиф - хранитель Богоматери и Ее Божественного Сына. Позади покоя Пречистой Девы, ступени ведут в большую пещеру, где, кроме поместительного покоя, есть еще два боковых углубления, из них одно служило скромным очагом, другое имело назначение хранить домашние припасы. Убогое по внешности жилище дает нам назидательный урок...
    Храм имеет восемь граней, черно-белые пятна, как две стороны души человека. Мы прошли по галерее устроенной вокруг храма, под крышей которой находятся изображения Божией Матери с Младенцем разных национальностей. Непривычно было смотреть на Божию Матерь китаянку, японку, соответственно с чертами лица и одеждой китаянок и японок.
    На этом же участке с храмом Благовещения находится небольшая церковь святого Иосифа Обручника и на картине изображен Спаситель-отрок, помогающий в работе воспитателю. Церковь построена над мастерской, где работал Иосиф. Мы спустились в крипту - подвальное помещение, где и располагается плотницкая. Мастерские Иосифа Обручника: схемы, камни, ступени, все под стеклом, ухожено (принадлежит католическим монахам).
    Так, проводило дни свои Святое Семейство в глубокой неизвестности Спасителя.
Вот и православная арабская церковь Архангела Гавриила, построенная в 1781 году над источником, из которого Пречистая Дева Мария брала воду. Церковь построена усердием и пособием Российских царей над развалинами храма, воздвигнутого здесь еще святой Еленой.
   
    Есть предание, что Пресвятая Дева пошла за водой и у самого источника услышала голос Архангела: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!". Не видя никого, Пресвятая Мария, в недоумении возвратилась домой, и, села прясть багряницу. Потом открыла книгу пророка Исаии, и тогда предстал Ей Архангел.
    Войдя в церковь, мы прошли к колодцу, из которого Дева Мария черпала воду. Он оказался пещерный, широкий и глубокий. Это место устроено в виде придела. Перед иконой Благовещения горят лампады, свечи, а внизу в крипте журчит вода в источнике 1 века. Рядом висят изображения рук, ног, фото людей, получивших исцеление. Если бы у нас была вера хоть с горчичное зерно...
    Мы спустились по лестнице вниз к самому источнику. Невероятно, здесь в подземелье время как бы остановилось, я окунулась в то далекое время, стою у древнейших ступенек, по которым тридцать лет спускалась Пресвятая Богородица к этому источнику. Здесь веет прохладой, в тишине умиротворенно журчит святая влага исцелений, и я сливаюсь с ней, и жду: вот сейчас спустится Матерь Божия по этим ступеням и наберет воды… "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!" Какое блаженство пить ту же воду из источника, из которого и Господь пил. Мы набрали чудотворной и живоносной воды, которая хранится дома уже семнадцать лет.

    Каждую субботу Господь ходил в синагогу для слушания Закона и в последствие учил и объяснял им Священное Писание, и, наконец, вынужден был сказать Своим загрубелым и завистливым согражданам: "Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем". И не мог совершить там никакого чуда; только на немногих больных, возложив руки, исцелил их.. И дивился неверию их (Мк.6,4-6). Не мог Иисус Христос не потому, что у Него не было силы, а потому, что люди не были способны к принятию, не имели в себе восприимчивости и веры, что сердца их ожесточены были как камень. Прежде всего Господь всегда требовал веры в Него, и по вере просящего давал просимое...
    Здесь же в Назарете с горы жители хотели низринуть Иисуса Христа; вот чем они хотели выразить свою веру в Него. И это тогда, когда вся Галилея наполнена была славой о Его чудесах, народ ходил за Ним тысячами, и все радовались и благодарили Бога за то, что Он даровал такого пророка и чудотворца.
    Господи, Ты в назидание нам показал, что Ты, как простой человек, прожил в доме Своего воспитателя, старца Иосифа тридцать лет, и жизнь Твоя не была легка, а проходила в трудах и лишениях. Воочию я увидела остатки того дома, в котором Ты, Господь наш, воспитывался и жил здесь тридцать лет в скудости и трудах, как сын плотника, и Сам занимался тем же ремеслом. Видела, как это убогое по внешности жилище, устроенное в земле, было мрачно, тесно и бедно, и как не близко от него источник, из которого Твоя Матерь, и Ты, Господи, по несколько раз ежедневно должны были носить воду в глиняных сосудах. Я же всю жизнь стремилась к легкой и комфортной жизни. Господи, прости.

    Мы встретились со священником из русской Митрополии Назарета, иереем Димитрием. Он рассказывал о храме Благовещения, о здешней жизни и провел нас в Митрополию, а под ней показал нам катакомбы.  Мы попали в IV век - темные пещеры под сводами. Здесь, в 303 году скрывались христиане Назарета, здесь возносились молитвы при маленьких светильниках. Было немного жутковато, в этих лабиринтах можно было затеряться... «В те времена, - подумала я, - были настоящие верующие христиане, сильные духом. Ради Бога какие страшные лишения они терпели».
Мы вернулись в Митрополию. Вышел митрополит Кириаке: "Христос воскресе!" "Воистину воскресе!" дружно ответили мы. Он пригласил нас на чай, стол был украшен красными яичками и просфорами в форме птичек, и всякими сладостями.
    Господи, благодарим Тебя за Твое гостеприимство. Хвала и слава Тебе, Всещедрый.