Теплые снега Веры Скоробогатовой

Сергей Псарев
           Признаюсь, что предложение выступить вечером на презентации книги “Северные баллады” Веры Скоробогатовой в помещении администрации муниципального образования “Дворцовый округ” Санкт-Петербурга, принял с большим интересом.  Давно слежу за ее творчеством, регулярно читаю повести, рассказы и стихи в Интернете. Мы с Верой живем в разных концах города, но иногда наши мысли ходят рядом, а литературные герои встречаются на страницах. Получается, что многое написанное ею мне близко и понятно.
            Познакомились мы на творческом вечере. Он начался заметно позже, и у нас оказалось достаточно времени для общения. Что-то в ней сразу показалось мне несколько необычным, даже внешность. У нее мягкий голос, струящиеся распущенные волосы. Еще более привлекала ее удивительная искренность и какая-то особая, почти детская незащищенность. Это иногда встречается у творческих людей. Они уверенно чувствуют себя в своем ремесле, но оказываются совершенно беззащитными в повседневной жизни.
             На вечере мы оказались в разных местах зала. Мне был виден только ее профиль в затемненном углу. Принялся набрасывать эскизы в своем альбоме. Параллельно размышлял о том, на кого она могла бы оказаться похожей. Это всегда помогало делать рисунок более выразительным.
             Потом Вера читала свои стихи о лесном озере. Тогда она показалась мне чем-то похожей на нимфу из скандинавских древних саг. Рисунок получился, а этот представленный образ позднее встретился мне в ее рассказах “Властитель Куйто” и “Подарок Ивана Купала”. Вера Скоробогатова оказалась интересным человеком. В своей короткой жизни она успела поработать в музее Арктики и Антарктики, гидом по Скандинавии и совершить немало рискованных путешествий. Рассказывала об этом Вера много любопытного.
           После презентации не удержался и зашел в музей Арктики и Антарктики. Опять принялся  фантазировать себе разные истории. Это легко делать – музей довольно интересный. Представил себе, что там лежал и не таял снег, но он был теплым и мягким. Потом заглянул в какую-то палатку, в которой уже кто-то сидел... Познакомились. Человек представился Кренкелем. Вот так, запросто, сунул мне свою руку с длинными худыми пальцами и назвал себя коротко: "Кренкель"... Он был занят, потому что выходил на связь с Большой землей. Аккумуляторы на радиостанции уже садились, а тут еще я приперся греться... Кренкель предложил мне хлебнуть из чайника и катиться дальше. Я-то думал, что это чай, а там оказался чистый спирт. Они его специально не разводили, чтобы не замерзал. Это был не виски GOLD  LFBEL, конечно…  Кренкель тогда мне сказал, что Веру здесь видели совсем недавно. Видная, милая женщина, в зимней меховой кухлянке и расшитых бисером торбозах...
           Кто-то из читателей мужчин, прочитав на обложке женскую фамилию, возможно иронично скажет, что вышел очередной дамский роман. Так иногда бывало, когда мужчина герой и воин, охотник и добытчик, ученый и философ. Он в своем самодовольном величии не оставлял за женщиной права быть не только женой и хозяйкой, но и оказываться умнее, глубже его. Правда, история нередко свидетельствовала об обратном. Этот охотник часто возвращался домой голодным и пустым. От голодной смерти его спасала женщина, занимавшаяся собирательством. Она воспитывала его детей и учила своего охотника науке выживать, сеять на земле хлеб.
           Теперь женщины все чаще приходят в литературу, но у нас есть одна большая беда. Это время возведения на пьедестал Чижика-Пыжика, Зайчика и Остапа Бендера. Очень часто – это еще время незнаек и неумеек. Сегодня многим молодым специалистам, людям творческих профессий банально не хватает профессиональных знаний и желания трудиться. У нас сложилась настоящая литературная яма. Пишут много, без различий по половому признаку, но часто очень посредственно.
           На этом фоне книга Веры Скоробогатовой “Северные баллады”, вышедшая в 2013 году в издательстве “Алейтея” города Санкт-Петербурга, безусловно, заметное явление. Что же отличает ее от многих других?
           Автор обладает глубоким знанием материала. В повести “Лисица” достоверно описываются события Зимней войны на Карельском перешейке, боевые действия в Чечне и кровавая мясорубка в Грозном. В увлекательной форме рассказано о загадочных японских военных сооружениях на острове Шумшу в Охотском море. Речь скорее идет даже не о самих событиях, а их воздействии на судьбы героев.
           На фоне боевых действий умело показан психологический аспект влияния проходивших событий на их участников. Осознание права убивать и желание выжить в нечеловеческих условиях, следовавший за этим душевный надлом и нравственное разрушение личности.
          "Вспыльчивый парень чувствовал, как в нем бурлит бездонная злоба. Она разрывала изнутри, выплескивалась на других солдат, на старших по званию, на пленных и на безоружных местных жителей. Злоба вытесняла страх, собирала силы, уменьшала боль." Получается совершенно не женский взгляд на войну…
           “Небо стало черным, осколки камней и комья земли закрыли горизонт. Жаждущие легкие лихорадочно хватали смесь пыли и гари”. 
           “На войне все ценят чувство локтя и уверенность в друге. Рождается братство по крови, которую были готовы вместе пролить, братство по совместно прожитой тоске, которое связывает крепче родственных уз и сохраняется десятилетиями”.
            Безусловно, это сильные авторские выводы. Такое можно встретить только в серьезной литературе. За всем этим стоит большая работа над историческими военными документами, встречи с очевидцами, знание быта народов и природы Финляндии, северо-запада России и традиций культуры Дальнего Востока. Все это укладывается в интересную и довольно сложную форму повествования. Происходит непрерывное движение героев повести во времени и пространстве.
            Безусловной творческой удачей автора можно считать созданные образы русской девушки Олеси и молодого финского егеря Юкки в повести "Лисица". Они получились наиболее цельными, а их развитие происходит на протяжении всего повествования. Сюжет книги "Северные баллады" часто захватывающий, мастерски держит читателя в напряжении до самого финала.
            Книгу отличает богатый художественный язык, наполненный метафорами, сравнениями. Это настоящая качественная проза, которую сегодня встречаешь не так уж часто. Образы героев органично переплетаются с описанием удивительной природы Карелии. Они дети сказочного мира и этим прекрасны. Отдельно хочется отметить знание мифологии, народного эпоса Карелии и Скандинавии. Вера Скоробогатова бесконечно влюблена в этот край. Она создает свой собственный необычный мир, в котором ей хочется находиться бесконечно.
            Ее героиня из повести “Лисица” любуется в лесу замшелой скалой, где из глубоких трещин струится влага и представляет ее плачущим человеком. Она обнимает и гладит ее как живое существо. Во сне слышит голос озера, похожий на гулкий вой неведомого зверя. Все это напоминает древние языческие верования финских и славянских племен очеловечивавших деревья и каменные утесы, превращавшие их в источники для поклонения. 
           На страницах книги не обойден и социальный аспект. Ее романтические герои нередко чувствуют свою оторванность в циничном и грубом мире вещей. Им противна даже сама мысль жизни по этим правилам. Рождается классический образ лишнего человека нашего времени. Отсюда стремление уйти от жестокой действительности и создать свой собственный справедливый мир, иногда призрачный, из иллюзий и грез.
             Как здесь не вспомнить писателя Александра Грина и его феерические произведения? Неслучайно Вера Скоробогатова публикует в книге фото, где она находится в музее известного писателя. На нем Вера изображена у штурвала галиота “Секрет” с алыми парусами. Очень символично. Это продолжение замечательных традиций в нашей современной литературе. На обложке мы видим загадочное животное – лисицу, только взгляд у нее человеческий. Кругом белый снег, но он теплый и мягкий. Ведь это еще и белое свадебное платье девы, невесты, символ особой чистоты. Только это еще, тот самый страшный и холодный снег, где танками рвали колючую проволоку, взрывали бетонные сооружения линии Маннергейма, где и сейчас лежат не захороненными тысячи русских и финских солдат…
          "Кто не видел войну, не сталкивался с ней так или иначе, не осознает ее трагедии..."
          В книге приводится много интересных наблюдений и размышлений самого автора, которые можно разбирать на цитаты. Вместе героями книги читатель воспринимает окружающий мир во всей его сложности и многообразии, размышляет о бесконечности течения времени.
          "Все движется, переходит из одного состояния в другое. Когда-то здесь белела безжизненная пустыня, потом ледник сформировал вытянутые озера, валуны и гладкие скалы... Интересно, во что превратятся они, когда исчезнет человечество? Когда не будет меня?"   
          Эту книгу стоит читать не залпом, а не торопясь и постепенно осмысливая текст. Образно выражаясь, это густая проза. Она, возможно,  не для каждого читателя, здесь можно и нужно думать. Она для серьезного и подготовленного человека, непременно умеющего фантазировать и мечтать. В таких случаях говорят, что чтение будет полезным и познавательным.
           Мне нравится мир, в котором живут ее герои. Это особое пространство, где реальность переплетается с совершенно фантастическими образами. Ее герои всегда красивые и мужественные люди. Иногда Вера Скоробогатова дает волю своей фантазии и отпускает литературный образ, похожий на ее саму, в разные романтические приключения. Любовная лирика тоже, безусловно, сильная сторона ее творчества и найдет своего читателя.
            Творчество Веры Скоробогатовой будит добрые и светлые чувства. Ее женские образы получаются очень привлекательными, в них хочется влюбляться и защищать. В них присутствует обаяние самого автора...
          
           Фото из Интернета

           http://www.proza.ru/avtor/kettu