Казанский храм в Кузьма-Демьян

Коновалов Дмитрий Михайлович
КАЗАНСКИЙ ХРАМ В КУЗЬМА-ДЕМЬЯН

Рассказывая о селах и иных достопримечательностях Веретейской округи нельзя не рассказать о храме Казанской иконы Божией Матери в селе Кузьма-Демьян, храме – одном из самых уникальных по архитектуре и насыщенности декором, храме с богатой историей.

СЕЛО В СОБСТВЕННОСТИ ГРАФА
Село находится в полутора километрах от трассы Шестихино-Брейтово, прямо на въезде в Веретейское поселение со стороны железнодорожной станции Шестихино. Интересное двойное название села Кузьма-Демьян пошло от ранее находящейся здесь церкви в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Когда-то это село вместе с другими окрестными землями принадлежало именитому графскому роду – Мусиным-Пушкиным, ведущим свой род от Рюрика и находящимся в дальнем родстве с писателем Александром Пушкиным. Самым выдающимся представителем сего рода был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин бывший председателем Императорской академии художеств и обер-прокурором Священного синода при Екатерине II. Он кстати жил и был похоронен именно в этих Мологских края. Но это отдельная тема для большого рассказа. А пока о храме в селе Кузьма-Демьян…

СНАЧАЛА ПОСТРОИЛИ РОТОНДУ
История его строительства началась еще при Иване Мусине-Пушкине – генерал-майоре, гофмейстере, старшем сыне Алексея Ивановича Мусина-Пушкина. Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, будучи владельцем этого и других окрестных сел решил построить в селе Кузьма-Демьян ротонду – круглую террасу, увенчанную куполом и с колоннами по бокам. Причем ротонду в очень популярном в то время стиле барокко – что в переводе с итальянского означает причудливый, странный и склонный к излишествам. Правда, зачем ротонда была нужна графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину в Кузьме-Демьян – так и не понятно, вероятно юношеский максимализм, а быть может он решил привнести в жизнь Мологского края частичку западноевропейской культуры в виде такой вот постройки.
Для строительства ротонды граф нанял знаменитого и популярного в то время архитектора Николая Александровича Львова, который был строителем дома Римско-Католической духовной коллегии, Главпочтамта Российской Империи, а также целого ряда усадеб и особняков принадлежащих знатным сынам Отечества того времени. Кстати все творения архитектора Львова, большая часть из которых находятся в Санкт-Петербурге, сегодня являются памятниками истории, культуры и архитектуры федерального значения.            

Окончательно ротонда была построена в 1801 году.

УГОЛОК УСАДЬБЫ НЕСКУЧНОЕ
В 1830-ых годах Иван Алексеевич Мусин-Пушкин распродал часть своего имения, в том числе село Кузьма-Демьян. Земли выкупил коллежский асессор при московском военном генерал-губернаторе Николай Дмитриевич Соковнин потомок немецкого барона Иоанна-фон-Икскюля, который приехал в Россию к Ивану Грозному из Ливонии по делам, да так здесь и остался, барон принял крещение и родил сына Василия получившего прозвище Соковня. С тех пор его потомки стали Соковниными…
Выкупив имение Мусина-Пушкина, Николай Дмитриевич Соковнин покинул чиновный Петербург и поселился здесь в тихой и живописной Мологе. А 2 июля 1830 года он женился на Марии Сергеевне Островской владелице усадьбы Нескучное-Глебцево что неподалеку от Кузьмы-Демьян.

Кстати, здесь в гостях у молодой четы Соковниных несколько раз была Эмилия Шернваль – последняя муза Михаила Лермонтава. 

ИЗ РОТОНДЫ – ХРАМ 
Будучи человеком глубоко верующим Николай Соковнин решил перестроить ротонду в церковь, ибо поблизости места для богомолья не было. В результате получился храм с тремя престолами: левый во имя святых Бессребреников Космы и Дамиана, правый во имя во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, а главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1881 году архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан объезжавший все приходы своей епархии побывал и в Кузьме-Демьян. И до наших дней в книге «Обозрение епископом Иоанофаном Ярославской епархии» сохранилось описание храма: «… Колокольня одноглавая, церковь обнесена каменной оградой; красивая колокольня имеет вид кладбищенской усыпальницы и своей своеобразностью резко бросается в глаза. Иконостас холодной части церкви двухъярусный, по белому фону, с живописными иконами; вместо стенной живописи размещено несколько живописных в рамках икон, а купол усеян звездами; все в ней просто, но благоприлично. В теплой трапезе два алтаря с иконостасом по белому же фону в три яруса; нижний ряд украшен сребропозлащеными ризами; иконы других ярусов живописные, высокого достоинства. Стены шоколадного цвета; а белый свод усеян в виде звезд акустическими прорезами, над которыми вверху, невидимо для глаз вставлены кувшины, усиливающие звуки пения. При таком устройстве храма читать и петь легче, и звуки слышатся отчетливее». 

От себя к этому описанию стоит лишь добавить, что колокольня украшена выполненными в неорусском стиле кокошниками.

ОТ ТЕХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
В 1869 году Николай Соковнин умер. А владельцами его имений – усадьбы Нескучное и других, в том числе села Кузьма-Демьян стали его дети, которых у него было 13 человек, и все они были людьми знатными и выдающимися – кто в науке, кто в искусстве, а кто в предпринимательстве.

Все они жили дружно и в разное время приезжали отдыхать в Нескучное, а молиться ходили в Кузьму-Демьян. Постоянно к ним в гости приезжали друзья. Среди которых была Дарья Михайловна Мусина-Пушкина – актриса Александрийского театра и близкая подруга Веры Комиссаржевской и Айседоры Дункан.

После революции усадьбу Нескучное сначала разорили, потом снесли, а в 1940-е годы и вовсе затопили водами Рыбинского моря. Храм же в Кузьме-Демьян по счастливой случайности долгое время не трогали, и в зону затопления он не попал. Службы в нем совершались до 1951-го года, пока не умер последний ее настоятель протоиерей Геннадий Корсунский. Это был заметный человек в истории Ярославской епархии; он немало претерпел за веру и церковь в годы лихолетья. Отец Геннадий отсидев много лет в лагерях, оставался, верен Богу, за что лично Святейшим патриархом Сергием был награжден золотым наперсным крестом. Несмотря на отсутствие жилья, крайне плохое здоровье и нищету отец Геннадий 7 лет сохранял храм и ценности от безбожной власти. После его смерти храм Казанской иконы Божией Матери села Кузьма-Демьян все-таки разорили и бросили…
Сегодня от прежнего великолепия внутреннего убранства храма не осталось практически ничего. До наших дней не сохранились росписи, лишь под куполом сохранился голубок – символ Святого Духа. На крыше растут деревья, окна выбиты, дверей нет, пол вскрыт.

Снаружи храма сохранилась великолепная кованая чугунная ограда с редкими декоративными элементами и каменными башенками. Ворота, чудом уцелевшие в советские годы, но изрядно попиленные мародерами все-таки еще напоминают о былом своем величии. У северных ворот храма находится бывшая церковная сторожка. Вокруг церкви расположено кладбище; у южной стены храма, слева от портика под большой чугунной плитой – могила Соковниных.
А сам храм хоть и разорен и порушен, но все-таки хранит в себе частичку той былой красоты, которая была создана из Мусин-Пушкинской ротонды…

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "Летопись Мологских сел и деревень"