Дело о медном пятаке

Алексей Григорьев 7
1
пятак монетного двора
екатерининской эпохи
с орех размером или с два
(увы, но с глазомером плохи
дела. такой величины
предмет давно попал в анналы,
к тому же, малые скучны
скупому глазу номиналы),
как талисман зажат в кулак,
тепло руки в себя вбирая,
покрытый патиной медяк,
весьма покоцанный по краю.

нам по прошествии ста лет
не стоит ожидать от меди,
что сохранит она портрет
и профиль царствующей леди,
тем более, что этот век
был проведен в земле. могила
надежнее, чем человек
ее приметы схоронила:
одутловатость щек и нос,
и взгляд, но без былого блеска,
копну подвязанных волос,
украденных с античной фрески.

черты, которые когда-то
внушать почтение вам были
должны, теперь лишь нумизматам
доступны из-под слоя пыли.
такие были времена,
могла добраться до престола
царева дочь или жена,
себе задернутым подолом
путь к трону смело проложив.
ей стыд едва ли был преградой,
царя-супруга погубив,
гулящей все ж осталась бабой.

2
монету клали мертвецам
на глаз, тогда императрица
вослед идущим к праотцам
в последний раз могла присниться,
монаршью милость ниспослав
своим явлением, покуда
душа, подмену распознав,
не проклянет такого чуда:
признаться, были мастера
не то что рисовать картины, -
писать для церкви образа
с нее святой Екатерины!

подумать только, сколько раз
пятак менял своих хозяев,
чтоб царский выполнить указ
свои усилия направив
вершить торговый оборот,
он рук нечистых не чурался,
(рукой немытой наш народ
к деньгам обычно прикасался).
брезгливость с жадностью, увы,
разделены напрасно кем-то,
ведь оправданием лихвы
служила ставка по проценту.

мерилом алчности самой
служила мелкая монета.
царица щедрою рукой
бросала из окна кареты
поверх снующей ребятни
полушек полные пригоршни,
и наблюдала, как они
ей напоказ дрались нарочно,
"...их бедность, mein Herz, не порок.
забавные какие дети!" -
любила, был такой грешок,
свое тщеславие потешить.

3
карьера пятака кратка:
он в грязь упал из царской длани,
ему валяться там, пока
его от туда не достанет
ну, скажем, некий мальчуган,
(пусть понижение по чину,
зато уже намечен план
и, вроде бы, ясна картина),
хотел купить себе еды,
ведь он сегодня именинник,
но выбил мысль из головы
о ней отцовский подзатыльник.

обидно до горючих слез!
понятно, что пора скотину
кормить и убирать навоз,
но все же видимой причины
он в этом разглядеть не мог,
за что? и повод в чем для гнева?
и почему под зад сапог, -
ведь никогда не бьют без дела...
мы свой устав не понесем
с собой в чужую нам обитель,
не нам гадать, каким грехом
был поражен его родитель.

но пятачок все ж отобрал,
употребив по назначенью,
как он разумно полагал,
в одном питейном заведеньи,
в котором мнит себя лакей
почти что графом, не иначе,
при этом, был бы он умней,
то пересчитывал бы сдачи.
ведь так всегда: вступил на путь
товарно-денежных расчетов,
желанье тут же обмануть
вдруг возникает у кого-то.

4
напрасно лучшие умы
ломали головы и перья,
понять стараясь, как же мы
рабами (видно, от безделья)
становимся своих страстей,
желаний пагубных и мыслей.
вот для примера вам лакей,
трактирщик, на руку нечистый,
да что лакей, когда у нас
пример есть царственной особы,
на ней не сыщет места глаз
куда поставить можно пробу.

и страшно в зеркало смотреть,
увидеть в нем себя боимся
приличным, может быть, на треть
а на две трети лихоимцем.
всегда так было на Руси,
куда ни глянь - мрачна картина,
но объяснить кого спроси,
никто не скажет, в чем причина.
а, может, в зеркале она,
что было отродясь кривое?
в том, что не выйдет вся страна
никак из вечного запоя?

в сюжете должен быть герой.
без положительных героев
сюжет истории любой
наскучит быстро. от того я,
вас дозволенья не спросив,
оставив лишние детали,
проставлю далее курсив,
и перейду к другой тетради.
промеж исписанных страниц
ее вас ждут иные люди,
своих не бреющие лиц
и слов не тратящие всуе.

5
вот сын Иванов - Емельян.
в плечах, как есть, косая сажень,
да узкий из парчи кафтан
не по нему был явно слажен.
смеется, мол, что сей покров
он одолжил у генерала,
и россыпь дыр - от орденов,
а не от пуль на нем зияла.
- а где ж теперь тот генерал?
- за непочтительное слово
в степи его я закопал, -
там ждет пришествия Христова.

- ты стал без видимых причин
на гнев и на расправу скорым,
не только генеральский чин
подозреваешь ты в крамоле.
- на этот посмотри пятак, дубина,
чей лик на нем, и власть-та чья?
императрица то - Екатерина,
сиречь супружница моя.
иль позабыл, смотрю по роже,
кому ты, братец, присягал?
так знай, что именно о том же
забыл и этот генерал!

и в этот раз беседы долгой
не получилось, и от ран
дружку погибшему в остроге
насыпал холмик Емельян.
и в память он о той беседе
на нем оставил свой пятак,
и панихиду первым делом -
дружка зарезал как- никак.
радея о великом деле,
он много жертв принес потом,
забыл о жалости Емеля,
став императором Петром.

6
- да чем же ваш герой хорош?
скорее, он - исчадье ада,
которое, чуть что, за нож
хватается. таких ли надо,
как он, в героев поставлять?
- постойте. с этим персонажем
не все так просто. оболгать
(а дьявол - лжец с немалым стажем),
за ради красного словца
готовы мы почти любого,
не сложно нам и подлеца
возвысить ложью до святого.

казачья совесть их неволит,
с неправдой не идет на сделку.
как может баба на престоле
(к тому ж не русская, а немка)
для православного царя
заменой стать? как величать
им благоверною царицей
заморскую, простите, б**дь?
и классовой здесь нет вражды -
гони из головы идею.
народ служивый, раз должны,
то животов не пожалеют.

увы, но испокон веков
так повелось, исправить сложно,
что вил опричь и батагов
ничем добиться невозможно
простому люду от властей
ни справедливости, ни правды,
которых он всего сильней
на этом свете, может, жаждал,
за верность получав лишь кнут
от просвещенных либералов,
а потому у русских бунт -
почти народная забава.

7
на этом месте в самый раз
поставить можно было б точку.
но нет, прервать сейчас рассказ
не время, просим об отсрочке
идущему на эшафот.
уже совсем близка развязка,
финал мы знаем наперед, -
в живых Емеле не остаться.
но внешний ход событий лжив,
и смерть не есть конец сюжета,
на части тело разделив,
палач прекрасно знает это.

топор не властен над душой,
она - добыча не для плахи,
судья ли, прокурор, конвой
душе смирительной рубахи
не подберут, и кандалы
ей не примерят, лишь пред Богом
она в ответе за грехи,
ей на пути к Нему дорогу
не преградит отряд солдат,
она сама себе дорога,
и рай сама себе и ад,
в ней бездна тьмы и света много.

а потому, пока живет
она в телесной сей храмине,
надежду на иной исход
никто насильно не отнимет.
и наш устроен так герой,
что даже загнанным быв в угол,
уже с наброшенной петлей,
затянутой на шее туго,
в руке по-прежнему кинжал
сжимал Емеля для удара,
пусть пойман он и проиграл -
небесная страшнее кара.

8
- куда ты, отче, держишь путь?
места такие здесь, что даже
и глазом боязно моргнуть -
лишишься жизни и поклажи.
- в Иргиз из керженских скитов. *
Бог даст, до вечера успею,
а ты, гляжу, из казаков,
щепотник аль по старой вере? *
- Бог миловал, двумя перстами **
крещусь, да этой же рукой
без покаянья отправляю
моих собратьев в мир иной.

- грех Богом не был сотворен.
поправ законы естества,
мы каждый сам себе закон,
а от того - рабы греха.
как не имеет над собой
императрица власти мужа, -
когда не властен над душой
Христос, то дьяволу мы служим. ***
а чья могилка-то, сынок?
свежа землица, в ней лопата...
- дружка зарезал своего,
которого любил как брата.

- беда! за что же ты его,
неужто не боишься Бога?
- боюсь, и страха от того
покоя не дают мне ноги.
- смотри, а то найдешь покой
уснув на деревянной плахе,
своей заплатишь головой
за воровские эти страхи.
- ты, отче, лучше помолись
о недостойном Емельяне.
- молитва эта, не сердись,
тебе заупокойной станет.

9
ушел старик, ему на память
отставил Емельян пятак,
чтоб крепче службу инок правил,
да совести спокойней так.
что делать с этим пятаком?
ведь медь, оплаченную кровью,
пожертвовать на Божий дом
нельзя. ни счастья, ни здоровья
не принесет она тебе,
проклятье Каина да горе: ****
гонимым будешь на земле,
ни в чем не обретешь подспорья.

невинна детская душа,
отдам-ка я его ребёнку, -
старик подумал, не спеша
пошел толпе детей вдогонку.
и снова тот же мальчуган,
что до того из рук царицы
пятак тот положил в карман,
теперь от радости искрится,
из рук монашеских приняв
скупое то благословенье,
но опыту былому вняв,
зарыл его до разговенья.

монету снова откопал
его лишь правнук, мой прадед,
вот так он в руки мне попал
спустя почти две сотни лет.
не знаю,правда ли все это,
а может выдумка то чья?
императрицы нет портрета
на пятаках, так значит я
наврал? но может показалось,
и хорошо, чтоб было так,
понять одну осталось малость:
при чем здесь вообще пятак?

10
для тех, кто с самого начала
следил за тем, как наш герой
(и это звание по праву
пятак с монетою любой
оспорит, ведь сжимать в руках
округлые большие формы
приятней, пусть презренный сплав
металлу пробы благородной
во всем уступит остальном),
так вот, для тех, кто за героя
болел и сердцем и умом,
озвучим правило простое:

до самого конца герой
не доживает, и в финале
со смертью, как никто другой,
сближается. еще бывает,
что смерть обходит стороной
его, а с ним друзей и близких,
но это жанр совсем другой,
(у нас не значится он в списках)
скорее, интересен тем,
кто духом слаб, в ком нет интриги,
интересующих нас тем
мы в нем, однако, не предвидим.

увы, но так устроен мир,
что нет в нем места для геройства,
и как герой нам не был б мил,
милее нам иные свойства:
героем можно восхищаться,
любить, возможно, но при этом
спокойней будет оставаться
и жить с обычным человеком.
двор с облегчением вздохнул,
узнав о казни Емельяна,
и заклеймить не преминул
его опаснейшим смутьяном.

11
мы рабство внешнее клянем,
при этом собственный наш гений
не опасается рабом
навязанных нам стать суждений,
понятий о добре и зле,
о долге, верности и чести,
по отношению к себе
не применимых, даже если
вдруг ангел спустится с небес
и объяснит нам суть явлений.
живущий в нас подспудно бес
все будет ставить под сомненье.

зато когда нам большинство
пропагандирует идеи,
глупей которых ничего
на свете нет, то мы за теми,
кто произносит ерунду
готовы следовать и слепо
им подчиняться потому,
что кто-то нам сказал про это:
"наверно, в этом что-то есть,
ведь, просто так хвалить не станут".
и эту мысленную смесь
мы поглощаем как бараны.

а ведь не зря простой народ
всегда сочувствовал гонимым,
и делал все наоборот
той власти, что была над ними.
для них Емеля - не бунтарь,
он свой по плоти и по крови,
ему за правду их не жаль
самим пожертвовать собою.
наивно думать, что хотел
он власти, денег, иль забавы.
он Богу сохранить в удел
хотел российскую державу.

12
кто на другой у нас стоит
весов колеблющихся чаше?
императрица! говорит
по-русски, вроде, да не наша.
вдовица, но разнуздан нрав,
разнообразным всласть порокам
законы Божии поправ,
(и в том она не одинока),
она открыто предаётся,
честного мира не стыдясь.
от Бога разве эта власть,
и сроду ль так у нас ведется?

друзья, отбросьте мишуру!
по мне, чем эта иностранка,
милее сердцу и уму
любая русская крестьянка,
которая свой держит дом
в порядке, чистоте, покое.
цари не ведают о том,
что это вообще такое!
незнаем у людей простых
тот срам, что во дворцах творится.
о нем упомянув, мы их
заставим истово креститься.

вы лицемерите, друзья!
раз совесть ваша благосклонна
к таким, что и руки нельзя
подать им, кабы не корона,
то обратите вы свой взор
тогда и на презренных мира,
чей не сокрыт от глаз позор,
как фиговым листом, порфирой.
и в чем, по-вашему, тот грех,
простому свойственный народу,
отличен от срамных утех,
присущих царственной породе?

P.S.
ну вот, и мелочь в кошельке
закончилась, и мне осталось
в истории о пятаке
(подкралась к нам уже усталость),
поставить точку и прервать
его хождения по кругу,
не поднял руку чтоб опять
никто на брата или друга,
не разразилась чтоб война
за власть, и в поисках сокровищ
не опустились мы до дна,
не превратились чтоб в чудовищ,

предать его опять земле -
достаточно служил он людям.
в добре он реже, чем во зле
оказывал свои услуги,
и спрос на них есть до сих пор,
продать ли нужно честь и совесть,
а может, заточить топор,
но прежде мы закончим повесть,
чем зло успеет совершится,
и сникнет чья-то голова,
быстрее пролистнем страницу -
глядишь, - останется цела.

помянем, братья, под конец
загубленные всуе души,
не знаем мы, какой венец
на небе кто из них заслужит.
помилуй, Боже, раб твоих
Екатерину, Емельяна,
и бездаря того, (чей стих
сейчас, возможно, перед вами).
неужто тем других не мог
найти он кроме пятака?
не будь, читатель, слишком строг,
и не сердись на дурака.
_______________________________________________

Примечания:

* некоторые диалоги могут показаться странными для читателя не знакомого с тем историческими реалиями, о которых идет речь. Емельян встретил старообрядческого инока, и между ними состоялся типичный диалог: щепотниками они называли крестящихся трехперстно (сами же сохраняли древнюю традицию двуперстного знамени), старой верой - собственно, веру православную. Иргиз и Керженец - два крупнейших старообрядческих центра того времени, один в саратовской, другой - в нижегородской губернии.

** есть все основания полагать, что Емельян Пугачев "держался старины", т.е. был старообрядцем: в самом начале его бунтаршного пути ему оказывали поддержку старообрядческие сообщества, крайне закрытые для посторонних, не принадлежащих к их вере людей. Кроме того, свободолюбивое казачество почти поголовно, более 90%, придерживалось тех же воззрений. О многом говорит тот факт, что русских императоров в 19 веке охраняли казаки из староверов, которые отличались исключительной преданностью, несмотря на то, что, когда они погибали, защищая того же царя (при покушении на Александра Второго), официальные церковные власти не позволяли их единоверцам отпеть и похоронить погибших согласно их традиции (в общем-то обычной православной и древнерусской), при том, что таким правом обладали все остальные иноверцы в России. Такая вот была родина-мачеха.

*** т.к. старообрядцы подвергались жесточайшим гонениям со стороны властей, т.е. гонимы были за веру, то существующую власть они считали антихристовой, да и сама эта власть давала повод так считать консервативным русским людям, своим поведением никак не вписываясь в представления о христианской морали. Поэтому , когда старец сравнивает безбожную душу, над которой не властен Христос, для сравнения он приводит безмужнюю императрицу. Для знакомых с текстом нового завета - это прямая отсылка к апостолу: "глава жене - муж, мужу глава - Христос." семья считалась малой церковью. От того, свержение власти мужа женой выглядело в глазах верующих как открытое богоборчество.

**** проклятие Каину звучало так: "Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать тебе силы своей; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле".