Вопросы аскетические. Гл. 6 - Богооставленность

Юрий Мелиоранский
Когда уходит Благодать, *
То жизнь свои теряет краски,
Душа, лишившись дивной сказки -
Обречена теперь страдать.

Страдать, стонать, что больше нет
Объема жизни, что был раньше,
И что становится все дальше
Текучих смыслов явный свет.

Что из души ушел Огонь,
Что больше нет тех озарений,
Невероятных откровений –
Закрылась Божия ладонь!

И, как бы ни были тяжки
Порою действованья Духа,
Без них – в душе царит разруха,
Все чувства, помыслы – мелки.

И только после долгих лет
Мучений, слез и ожиданий,
В душе, уставшей от страданий
Забрезжит тонкий знанья свет –

Что «оставляет» душу Бог
Не из каприза. Не за «что-то»
Лишает душу Он полета,
Но, чтобы ум увидеть смог

И осознать, собрав в единый,
Объемный и сферичный взгляд –
Чем жил он много лет назад,
Когда лишь Духом был водимый.

Все то, чем был он упоен,
К познанию чего – стремился,
Хоть малодушно и страшился,
Того, что может сгинуть он

Под толщей зраков и миров,
Во тьме открывшейся пучины,
Где разверзаются глубины
Могучих и Святых основ.

То – Бог, то – Дух сквозь Благодать,
Ведя цепочкой состояний,
И тягостных переживаний - 
Пытался, ум твой обучать

Сложнейшему из всех искусств –
Познанью целостной картины,
Пронзенной смыслами лавины
Могучих образов и чувств,

Чтоб мог Он обрести в тебе
Свой инструмент и Свой носитель,
Дальнейших целей уплотнитель
Сознанья в яростной борьбе

За прохожденье всех пространств,
Рожденных Высшим «Я» Небесным,
Что, оставаясь бестелесным -
Играет в странный «преферанс»

С Самим Собой! Рождает формы,
Рождает сонмища миров,
И каждый – благостно суров,
И в каждом есть законы, нормы,

И все их нужно превзойти,
Спрессовывая в интегральный,
Абстрактнейше-феноменальный
Кристалл Единого Пути!

И все познанья прежних лет
Сплетаются вдруг в голограмму,
В твою и Божию программу,
Где ты – священный инструмент!






*  Все определения «Благодати», которые можно найти в интернете, да и у самых «именитых» компиляторов, вряд ли можно назвать полноценными, т.к. действительно, весьма трудно передать с помощью слов истинное Ее значение и течение. Особенно хорошо это может быть понятным для переживавшего Благодать в своем опыте. И даже в писаниях свв.Отцов-аскетов, описываются лишь косвенные Ее признаки, лишь некоторые аспекты восприятия действий Святого Духа, проявляющихся через Благодать.
Невозможно описать все фазы переживания Благодати, т.к. Она задействует все перцепционные возможности психофизического агрегата, открывая неведомые дотоле перспективы восприятия, осознавания, самопознания, и виденья себя в Реальности и Реальности в себе.
Вовсе не следует понимать под Благодатью некое буколико-эйфорическое состояние, хотя и оно может иметь место. Благодать буквально взрывает все человеческое естество, перестраивает систему ценностей, разрушает все мелкодисперсные логические конструкты, выводя сознание на новые орбиты восприятия и виденья. Ощущения, переживания Благодати, порой бывают непереносимо сильны настолько, что невольно возникает вопль к Духу - умерить Свое воздействие, т.к. кажется, что еще немного – и ты развалишься на составные части. Причем, это независимо от позитивной, или негативной окраски того, или иного состояния в Благодати. Независимо от того – утопаешь ли ты в непереносимом блаженстве, или в диком ужасе, от воспринимаемых душой и умом разверзшейся бездны  смыслов и миров, бесконечно далеких от человеческих представлений о Реальности.
В любом случае, переживание Благодати является единственным входом в духовное пространство, в жизнь Духа. Без переживания Духа  телесно, в ощущениях, духовная жизнь не может открыться, и единственным критерием, определяющим наличие Благодати, являются ощущения, производимые Духом в теле. К этому приводят высказывания всех Отцов-аскетов. Без телесного переживания Благодати, все человеческие рассуждения о «духовности» - всего лишь жалкие, чаще всего - сентиментальные отблески прочитанного и надуманного, не имеющего к Реальности отношения.

 - Когда человек сподобится со временем, хотя отчасти, приступить к делу (ощутить действия Духа), тогда рассудит он сам собою; «не так оказалось, как предполагал я. Иначе рассуждал я, а иначе действует Дух».
 (Преп.Макарий Египетский.«Духовные беседы» 17:12стр.154)
               
  - Те, которые предлагают духовное учение, не вкусив и не изведав опытом… если Бог даст им получить хотя малое сознание о том, о чем рассуждают они; то, без сомнения, узнают, что истина и самое дело несходны с их толкование, но весьма много отличны.
  (Преп.Макарий Египетский. Семь слов. 18 стр. 415)