Роды

Любовь Долгина
  (отрывок из повести в "Огненном кольце")

 «Днем у Даши в картофельной яме родился сын, ей помогала женщина. А когда, к вечеру я почувствовала себя плохо, поняла – будут и у меня роды…»
(Из воспоминаний Вакатовой М.И.)

В эту ночь мама с Лилей не пошли ночевать в деревню. Маме становилось все хуже, и идти она не смогла. Лиля всю ночь оставалась с мамой, помогала ей  как могла. В деревню ушла только бабушка, захватив с собой Леву.
Перед рассветом в нашей яме раздался плач ребенка – это я появилась на свет. Мама родила меня на соломе, подстелив чистую мешковину. Лиля привела из соседнего укрытия пожилую женщину, та увидела: лежит вся в крови женщина, а рядом ребенок – пуповину отрезать некому. Позвала местного «умельца», Плескачева И.П., и тот отрезал и перевязал мне пуповину.
Лиля наносила воды, нагрела ее на костре и, вместес пожилой соседкой, обмыли сначала ребенка, а потом маму.
 Лиля, закутав меня в пеленки (как пригодился бабушкин узелок!), вылезла из ямы и побежала в школу – показать бабушке и брату нового члена семьи. По дороге знакомые женщины спрашивали у нее: «Лиля, где ты взяла ребенка?» Та отвечала гордо: «Ночью мама родила сестренку!»
- Закутай ее потеплей, – сказала бабушка, – ей нужно сейчас тепло.
Она показала внучке, как это нужно делать. А братишка тут же дал мне имя – Любочка.
Деревенские жители окружили нашу семью заботой и вниманием, понимая всю трудность маминого положения – родить в такое время ребенка! Отрывая от себя и своих детей, несли роженице что-нибудь вкусненькое. Даша прислала немного яиц и сметаны. Молоко, правда с риском для жизни, женщины добывали на МТФ. К МТФ и нашим убежищам немцы близко подходить боялись – боялись партизан. Так мы впервые узнали о партизанах и поняли, что это – сила, если немцы их боятся.
Несмотря на середину лета, в яме было сыро и прохладно. Недавно прошел сильный дождь. Белоруссия всегда отличалась влажным климатом. Дожди и глинистый грунт были причиной непроходимых болот.
Оставаться с грудным ребенком в сыром укрытии было рискованно, и мама приняла предложение одной семьи, которая решилась переехать в Заславль, ехать с ними.
Деревня, в которой мне было назначено Судьбой родиться, называлась Декшняны, Володьковского района, Молодеченской области.