Биография Петра Ивановича Красенца

Петр Красенец
Вступительная статья из альманаха "Світ Слова"

ПЕТР КРАСЕНЕЦ

Мы, конечно, кривые,
но совесть чиста
Перед всеми прямыми,
перед всеми прямыми...


Петр Иванович Красенец - поэт огромного таланта, широкой и светлой души и тяжелой трагической судьбы. Всю жизнь он посвятил служению людям - и в профессии, и в своем призвании Поэта. И оказался брошенным людьми, потому что, ненавидя и презирая вранье, несправедливость, ханжество и лицемерие, он не хотел идти на компромиссы с собственной совестью.

Петр Красенец не построил дом, не растил ни сына, ни сада, чем некоторые «праведники» попрекали его и при жизни, и после смерти. Его дома, дети и деревья - его стихи, мощные, полнокровные, суровые, но за внешней жесткостью прячущие любовь к людям, «милость к падшим». Стихи, во многом похожие на своего автора.

Говорят, я был красив, силен и весел,
Говорят, что был охоч до плясок-песен,
И что долгами я владел, как пес блохами,
И что во снах я разговаривал с богами.

Петр Красенец родился в 1942 году. Возможно, когда-то он и впрямь «был охоч до плясок-песен», но в Краматорске, как вспоминают друзья Петра Ивановича, даже в минуты отдыха его глаза таили какую-то глубинную печаль, а с лица не сходили резкие складки. Жизнь не баловала поэта. Его родное село Копачи, в четырех километрах от Чернобыльской АЭС, после аварии получило такую дозу радиации, что было принято решение о его ликвидации. 5 мая 1986 года жителей эвакуировали, а дома разрушили и погребли под землей.

Мне чудится пустынный скальный берег,
Разбита лодка, сломано весло.
Какие-то немыслимые бэры,
Как звери, ночью выели село.

Поэта-скитальца приютил Краматорск. Здесь он устроился на работу, нашел свою любовь. Красенец водил по городу рейсовые автобусы. Был классным водителем, пассажиры светлели улыбками, когда видели в кабине его крепкую фигуру и уверенные руки на баранке. Петр Иванович сел за руль еще в юношеском возрасте, у него за плечами были тысячи километров трудных дорог. Они-то и привели его в поэзию.. А в Краматорске он, конечно, не мог пройти мимо литературного объединения. Очень скоро стало ясно: это сложивший поэт, мастер слова, со своим взглядом на мир и со своей несговорчивой Музой.

Мне, может, не угнаться за другими,
Но и меня непросто обойти.
Глаза мифологической Богини
И мне сияли изредка в nymu.

Вступительную статью к единственной книге Петpa Красенца «Кривые деревья» {1992 г. написал Олег Плуталов - журналист, писатель, обладавший абсолютным слухом к поэтическому слову. Его оценки выдержали испытание временем: «У поэта Красенца стихов, как дорог, множество. Но в первый свой сборник он отбирал их тщательно и скупо, по капле, если так можно выразиться. Его внутренний «редактор» позволил ему отдать на суд читателя всего несколько десятков произведений. Но зато каждое стихотворение говорит о многом. О нашей с вами жизни, о наших с вами печалях и радостях и, конечно, о самом авторе-человеке и поэте. Если же говорить об общем настрое сборника, о его «главной струне», то лучшего определения, чем движение, устремленность, и придумать нельзя.

Говорят, что все чумаки были философами. Петр Красенец тоже по профессии чумак, только современный, и скорости теперь иные, посерьезнее, да и шляхи подлиннее. Долгие дороги в одиночестве и его располагают к глубоким раздумьям. Поэзию его отличает философский подход к жизни, к событиям. Ни в одном из его стихотворений нет «голого» образа, прямого текста. Везде - подтекст. Сюжеты, картины, описания как бы двоятся, троятся, отражая друг друга, будто в  нескольких зеркалах. И рождается совсем иной смысл, иные явления. Это - поэтическое волшебство, и Красенец владеет им в совершенстве.

Пожалуй, наиболее характерно в этом отношении стихотворение «Кривые деревья», давшее название сборнику. Описывая эти неприглядные, коряжистые творения природы, поэт даже и намеком не показывает читателю, что речь идет о людях, а не о деревьях. Мы же с первой строки забываем о зеленом друге, читаем о себе, о «человеках»...

Но философия сама по себе не делает произведение художественным... Необходимо поэтическое мастерство. А оно у Петра Красенца есть. Стихи сборника отличаются многообразием форм, ритмики. Поэт не боится «шероховатости», которая, как говорил Есенин, делает поэзию поэзией. Впрочем, это уже относится к литературоведческим категориям. Читатель же в большинстве случаев судит о книге проще, ему важно впечатление, которое она на него производит.
Мой знакомый, которому я дал прочитать рукопись Петра Красенца, сказал: «Светлая книга».

Позже в стихах поэта начинают доминировать другие мотивы и краски, продиктованные потерей близких людей, неустроенностью в личной жизни и социальными сдвигами. Он был разным - мрачным, критичным, беспощадным, к себе - в первую очередь, но никогда - мелочным и злобным.
Незадолго до смерти он сказал, что богами в жизни для него были мать и отец, сестра и брат, друзья и состояние творческого откровения.

Матери и отца его уже нет в живых. Родственники ничем ему не помогли, когда он просил у них помощи. Жена с сыном проживают в Германии и с Петром Ивановичем не поддерживали отношений. Друзья же... Никто из тех, кто называл его своим другом и кого друзьями считал он сам, не пришли на похороны, не побывали на его могиле.
Земная дорога Петра Красенца закончилась декабря 2008 года. Умер Петр Иванович в одиночестве и нищете. Он ушел, никого не побеспокоив и ни с кем не попрощавшись. Справился сам, как сумел, с самым большим испытанием, которое ждет каждого из нас в конце жизненного пути. Был похоронен, как бездомный и безродный, за казенный счет, в безымянной могиле подписанной только порядковым номером № 135, на краматорском кладбище поселка Ивановка.

Он ушел, но оставил нам столько новых стихов-опубликованных в газетах, в Интернете, оставшихся в рукописях, хранящихся в личных архивах друзей, - что их вполне хватит на целую книгу. И такая книга обязательно должна увидеть свет. Это будет лучшим памятником Петру Красенцу - талантливому поэту и прекрасному человеку.

Стихи и песни Петра Красенца единственное, что было у него из имущества. Теперь они принадлежат вам, люди!