13 веков превосходства

Ирина Дмитроченкова
Это к закату цивилизаций –
В бешеной скачке по полю скакать
Сам как кочевник – быть и казаться  -
Бывшей рабыней была твоя мать.

Горькие мысли, как ржа,  разъедают...
Где же литавры, центурион?
Был ли поход наш неверным заданьем
Старые раны не выдавят стон.

Не потревожит дикое скотство,
Бронзой  отлита преграда веков:
Грянут тринадцать веков превосходства,
Что подступили  к Европе верхом

На лошадях всей военною мощью
Житница – Причерноморская степь
От Византии к весталочьим рощам…
Гибель империй сдержать не успеть.

Толку с того, что ты всё понимаешь,
Не остановишь атаку мечом.
Сложные луки, душа боевая,
Без извращений. Нет, ты не при чём,

Ты – из последних, отчаянный воин,
Честь и отвага, звенящий кимвал.
Мать же – из антов? Коня успокоив,
Дикую песню их чуть напевал.

Вовсе не варвары – длинные стрелы,
Лошадь – лошадка - стремительный конь…
Воин-ремесленник, сильный и смелый,
С русской равнины без рабских оков.





Период с IV по XV век н.э. был периодом доминирования кочевых народов на Евроазиатском континенте.
Канат Оспанов, Vox Populi, 15.07.2009 г. http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=1534


Их значение для развития цивилизации было гораздо более весомым, чем принято считать. На протяжении длительного времени в истории формировался негативный взгляд на кочевые народы Евразии. Их относили к диким, невежественным, варварским, «неисторическим» народам.

С одной стороны, это связано с тем, что письменные источники сохранились, в основном, у осёдлых народов. С другой стороны, до сих пор история европоцентрична, а европейские народы, пережившие нашествия кочевников, долгое время испытывали комплекс неполноценности по отношению к военной мощи кочевых народов. Но нельзя же всерьёз полагать, что дикие, невежественные люди были способны сокрушать великие мировые империи и создавать многовековые государства?

Римская империя и гунны

В IV веке н.э. начался закат Римской империи. Западная Римская империя переживает экономический упадок, и экономический центр перемещается на Восток, причиной чего, вероятно, является посредническая роль восточной части в торговле между Европой и Азией. Со II-го века до н.э. открывается Великий Шёлковый путь, возрастают возможности обмена товарами и технологиями между Китаем и Европой. Во II-IV вв. н.э. Причерноморские степи становятся вторым по значению (после Египта) источником хлеба для Восточной Римской империи (Византии).

К концу V века на месте Западной Римской империи образуется множество, так называемых, вандалских королевств. Византия же, за счёт более сильной экономики, фактически откупается от гуннов и других племен, и перенаправляет их удар в сторону Западной Римской империи. Но она не может остановить проникновения готов, аланов и гуннов на свою территорию в IV-V вв. В VII веке она теряет большие территории под натиском арабов. И в XI-XV вв. происходит постепенное угасание Византии, а в 1453 году она окончательно сходит с исторической сцены (через тысячу лет после Западной Римской империи).

Основной причиной того, что Римская империя не смогла противостоять натиску кочевых народов, прежде всего, гуннов, стало моральное разложение римского общества. С другой стороны, так называемые, «дикие гунны» превзошли римлян в технологическом отношении. Во-первых, гунны изобрели сложносоставной лук, который позволил метать более длинные и тяжёлые стрелы с более крупными наконечниками. Если провести аналогию с огнестрельным оружием, то можно сказать, что увеличились «калибр» и поражающие возможности лука. Во-вторых, гунны использовали для стрел железные наконечники. Так как железо легче бронзы, стрелы с железными наконечниками были гораздо опаснее своих бронзовых предшественников. В-третьих, гунны использовали железные мечи, и римляне не смогли противостоять им со своими бронзовым мечами.

Практически весь античный период (V век до н.э. – V век н.э.) прогресса в технологиях древней Греции и древнего Рима не было. Трудом были заняты рабы, свободные граждане труд презирали. А у рабов не было никакой мотивации к инновациям, совершенствованию технологий. Поэтому целое тысячелетие производительность труда в античном мире оставалась практически на одном уровне. Кстати, ещё одной важной причиной поражения Римской империи также явился рабовладельческий факт: армия римских рабов не могла устоять под натиском свободных кочевников.

Разгром Римской империи гуннами привёл к слому рабовладения в Европе и подготовил переход к феодальному строю. Этот вклад конно-кочевой цивилизации в историю требует особого внимания, ведь историки-европоцентристы данный факт предпочитают не замечать.