Besame Mucho...

Вера Безымянная
                Три  танго  в памяти  души моей хранимы.
                По-детски первый был наполнен лишь мечтами.    
                Второй и третий танцевались
                в страсти мнимой лёгкими ногами.
                Три танго-танго были так неповторимы,
           Красиво танцевала их, но не с любимым.


Вместо пролога.

    Две девочки были неразлучными подружками с 7 до 14 лет, но разбросанные жизненными обстоятельствами в противоположные концы страны, ровно через 50 лет разлуки нашли друг друга на сайте "Однаклассников".
    Месяц бесперерывной переписки воспоминаний и рассказов о прожитых в разлуке 50 годах, о детях и внуках, об умерших родителях и бывших одноклассниках. Потом, наконец, разговор в интернете и созерцание друг друга через 50 лет. Минут пять бабьих слёз и рыданий, потом сплошные: а помнишь, а знаешь… 
    Необычные девчонки росли в шахтёрском посёлке, познакомившись в школе с первого класса, дружили, так что  вместе пели, вместе танцевали, вместе влюблялись в одних и тех же мальчишек, но не ссорились по этому поводу, а наоборот каждая пыталась помочь  другой ему понравиться. Мальчишкам  трудно было определиться в своей симпатии. Девочки обе были по своему приметными, но абсолютно разными по внешнему виду.
Объединяла их внутренняя потребность быть всегда вместе и воспринимать мир глазами карими и голубыми в одном ракурсе событий и времени, а потом это восприятие выражать  в том, чем они были всегда заняты. Им обеим не хотелось сидеть дома.
    Вскоре после  возобновления дружбы в интернете один из мальчиков  также  был найден в «Одноклассниках». И начал общается теперь опять с обеими, как будто не прошло 50 долгих лет. Похоже, что он и сам до сих пор не понял, кто ему тогда из них больше нравился. Сейчас это только радует всех троих. Они были маленькими артистами  большого посёлка, который сейчас называют деревней, так как все шахты были закрыты и там живут в основном только старожилы ( посёлок бесперспективный на ближайшие много лет).
    Юра играл на баяне и пел мягким детским сопрано под свой аккомпанемент или под аккордеон нашего учителя пения. Из нас троих самый талантливый, очень красивый и очень спокойный без обычных мальчишеских грубых замашек.
    Время шло и в 13 лет у подружек вновь появилась влюблённость в одного и того же старшеклассника ( его  пока не нашли). И опять каждая хотела уступить и помочь другой.
    Спустя полгода одна из подружек на ярком фоне воспоминаний, ушедшего навсегда, но оставшегося в душе каждой талисманом, детства решила написать прозаическую миниатюру о танго в своей жизни. Как оказалась, что они обе всё помнили и думали, и вспоминали друг друга все 50 лет, что не были вместе.
       За окном осень 2013 года. В Приморье это самое красивое и солнечное время года, как оказалось, что в Нальчике тоже.

ПЕРВОЕ ТАНГО.

       После  вчерашнего разговора со Светланой, мне захотелось написать удивительные три истории в моей жизни, связанные с танцем под названием Танго. Воспоминания лились из меня потоком, так что я не успевала их печатать в компьютер. И так три моих истории с танго, как главным ЛГ.
        Когда я узнала, что танго это танец, а не то, что мне казалось в моём детском воображении, то со мной шока не произошло. Я, просто, дополнила свои представления ещё несколькими его элементами . 
        В наш поселковый клуб привезли  латиноамериканский фильм(название не помню), где играла и пела Л. Торрес. Фильм до 16-ти, а нам с подружкой по 8 лет. Но афиша была огромная и я запомнила, что там было слово танго. Так оно меня поразило, я представила значение этого слова в своём уме, как что-то тёмное и тягучее, вроде растаявшей и растёкшейся плитки шоколада. Как, оказалось, была не далека от истины.  Мне так любопытно было узнать, что же такое есть танго, и я спрашивала у всех подруг и друзей, а потом спросила у мамы и она сказала, что танго это танец взрослых людей. У меня закрепилось почти на всю жизнь ассоциация танго с расплавленным сладким  шоколадом и взрослыми людьми, а конкретно с Лолитой Торресс и её партнёром по фильму, которые были нарисованы местным художником на рекламном плакате в полный рост.
         Потом, когда нам со Светланой было уже лет по 12-13, то её мама, работавшая в клубе контролёром, отвела нас в кинобудку и мы оттуда посмотрели этот загадочный фильм. Вот тогда-то я и поняла, что такое танго… И к моему воображению о нём прибавилась ещё искромётная латиноамериканская музыка и, пока не понятные тогда для меня, взгляды танцующих. Может быть, в фильме и было что-то до 16 лет, но мы со Светкой этого не поняли.
          К тому времени  мы с ней уже хорошо танцевали в коллективе нашего клуба, которым руководил молодой красивый начинающий балетмейстер, Евгений Васильевич. Имя его, меня жутко завораживало и поднимало в моих глазах до уровня Евгения Онегина, которого мы со Светланой прочитали ещё в 4-м классе, потому что её старший брат в то время заучивал наизусть отрывки из романа, а мы его проверяли, а потом читали сами. Многого не поняли, но в Онегина влюбились по уши. Мало того, что влюбились, мы ещё и фантазировали с ней на эту тему. Я хорошо рисовала бумажных кукол и различные наряды для них, подбирала краски, а Света их раскрашивала. Мы разыгрывали сцены из Онегина и читали наизусть отрывки из него. Играли в этих кукол часами, забывая про уроки. В 8 классе, мама их у меня, пока я была в школе, сожгла в печке. В этот день я рассталась с детством и вступила в пору отрочества и юности.
     В нашего молодого балетмейстера мы тоже, конечно,  были влюблены. Девчонки, они и есть девчонки, да ещё такие, как мы с ней - два антипода и самые активные везде: в школе, на улице и в клубе. Она – типичная блондинка с голубыми глазами и светлой  до  голубизны  кожей, а я  чёрненькая, смугленькая с карими глазами на пол лица, доставшимися от прабабки – молдаванки. Дома меня все звали не своим именем, а на цыганский  манер Ляна или Ляночка-Беляночка. 
Как мы сейчас выяснили с ней, найдя друг друга в Одноклассниках, через 50 лет, то каждая из нас считала подругу красивей, умней и талантливей, но никогда не завидовали, а гармонично дополняли друг друга и вместе могли время проводить часами и сутками. На каникулах почти не расставались, ночевали то у неё, то у меня, то я ей помогала по дому, то она мне.
     После просмотра этого взрослого фильма мы пристали к своему руководителю, чтобы он нас научил танцевать это самое танго. И, поскольку, мы у него были солистками, и он сам с нами готовил и танцевал различные танцы с поддержками и сальто, то снисходительно улыбнувшись нам, согласился, но сказал, что танцевать с нами его не будет, а мы будем по очереди вести мужскую партию. Света была выше меня ростом немного, и мы начали с неё в мужской роли. Нам это было не в новинку. Мальчишек постоянно не хватало для всех девочек и мы  танцевали в паре, переодевшись в их костюмы.
      Смех и грех был один во время обучения нас танго. Смеялся больше наш обожаемый «Онегин», ну, и мы тоже падали от хохота, когда надо было изображать взгляд влюблённых. Больше всего запомнился случай, когда он показал исполнение танго с нашей школьной красавицей, десятиклассницей Галей Луценко, она нам всем напоминала Э. Быстрицкую. Мы со Сеткой ревностно относились к её появлению на наших индивидуальных репетициях, но куда деваться… Они готовили кубинскую румбу к смотру(Куба тогда была на пике популярности). В общем, мы с подругой закусили свои губки от зависти и ревности и решили, непременно, найти себе партнёров из старших классов, и обучить их этому необыкновенному танцу, чтобы  Евгений В. понял, что он теряет, не танцуя с нами танго. Из этой затеи ничего не вышло - Е.В. уехал учиться в Пермь в хореографическое  училище, а мы со Светланой влюбились опять в одного старшеклассника, которому и дела до нас никакого не было. Чувства были безответными. Через год родители увезли меня во Владивосток, а Светлана всё- таки добилась своего. Встречалась с ним, любовь была долгой, но до свадьбы дело не дошло. А я в Приморье продолжила танцевать. 

ВТОРОЕ ТАНГО.

Его я протанцевала с  другом Натальи Викторовны, руководительницы нашего танцевального кружка, ставшей потом моей лучшей подругой -Наташей на всю жизнь. Он был прекрасным танцором, но работал и жил в другом городе. Когда я увидела, как они на репетиции танцевали медленный фокстрот, то подумала, что это танго. Они мне объяснили и показали настоящее танго. Я им заболела во второй раз. Мне тогда было 17 лет.      
     Григорий предложил мне с ним попробовать станцевать, но я отказалась из-за неуверенности и боязни показаться неуклюжей и смешной. Обучал меня этому танцу  Наташин папа - Виктор Иосифович. А когда Гриша приехал снова в гости  на Новый год,  тогда-то я, уже уверенная,  станцевала первый раз настоящее классическое аргентинское танго с настоящим партнёром, правда, не похожим на того партнёра Лолиты Т, но танцором отменным. 
    Был вечер в клубе для работников и кружковцев, его обычно проводили  после всех новогодних праздников с 13 на 14 января, в Старый Новый год и называли  его капустником.  Я была одета в костюм  испанки, выглядела настоящей латиноамериканкой и мне очень хотелось, чтобы Гриша предложил с ним потанцевать. Он, конечно же, это сделал. Оркестр играл умопомрачительное танго. Сама не ожидала от себя такого экстрима, но Гриша - молодец, подвёл хорошо меня к этому состоянию, хотя в то время настоящей любви я ещё ни к кому не испытала. Так ребячья дружба и увлечение даже без поцелуев, а тут надо было танцем этот страстный поцелуй выразить… Не знаю как, но получилось всем, а мне особенно, на удивление очень красиво и зажигательно.
    После танца  Гриша при всех мне сделал комплимент, сказав  фразу, на которую я почему-то обиделась, и настроение было испорчено. Он  и все другие мне  объясняли и убеждали не обижаться, а гордиться таким сравнением. Но меня это не убедило, он сказал, что я быстрая, как газель и страстная как цыганка. Цыган я боялась с детства из-за своей смуглости и второго моего имени – Ляна, а сравнение с газелью привело в ярость из-за того, что я из школы помнила, что газели относятся к семейству диких коз. Обиделась за козу. Спустя десять лет мы ещё раз с ним сошлись в танго, но уже на его сцене, когда с Наташей поехали к нему в гости. 
 
ТРЕТЬЕ ТАНГО.

Его танцевала тоже не с любимым, но оно было самым ярким, и запомнившимся мне на всю жизнь и  я, пожалуй, сравню его с тем танго, которое  видела в кино.
      Мне было уже 26 лет, я побывала замужем,  родила ребёнка, пережила измену мужа,  работала в Крайкоме комсомола и по путёвке поехала отдыхать в санаторий. Ну, а поскольку, была не замужем, то меня все пытались с кем нибудь сосватать, поэтому и путёвку я получила в санаторий ДВО (Дальневосточного военного округа). 
      В Афганистане уже воевали и в санатории было много офицеров оттуда, но они, как правило,  молчали об этом. А узнавали мы их по не похожему на наш загару. Он у них был более насыщенный и устойчивый, особенно на руках и лицах. Стоял июль, танцы проходили на закрытой летней танцплощадке под живой звук эстрадного оркестра.
   На площадке видно сразу, кто умеет танцевать хорошо или даже профессионально, а кто  только топчется. Тогда были в моде уже шейк и диско. Вальс танцевали не многие, в основном женщины друг с другом, ну а танго танцевали все, кто как умел. Я тоже кружилась в вальсе с соседкой по комнате, она кружилась не плохо, но тяжеловато, а мне хотелось простора и настоящего вальса. Очередной вальс я решила пропустить - надоело мне таскать свою партнёршу и я решила выйти с площадки, чтобы посидеть в сквере на скамейке. Уже почти на выходе ко мне подошёл мужчина лет 40 или чуть больше, тронул за локоть и галантно пригласил на тур вальса, который уже звучал на середине песни. Я сразу поняла, что он военный, и выше меня на голову, значит партнёр в вальсе не очень подходящий, так как правую руку придётся либо положить ему на грудь, либо держать в напряжении на его высоком плече, он заметил моё замешательство и  понял его причину. Тут же сказал: «Не бойтесь я профи, я Вас удержу». Ну, профи так профи, пошли в круг. Дело в том, что настоящий бальный вальс не включает в себя остановки, нужно вальсировать, кружась то в одну, то в другую сторону с пробежками и переходами, и с любыми вольными добавками – поддержками, прогибами и, конечно, с захватами. Это, когда партнёр полностью обхватывает твою талию своей правой рукой и приподняв от пола до уровня  линии своей талии, должен сделать полных три оборота вокруг себя вправо, потом медленно опустить и в пробежке перейти на повороты влево. Я тогда ещё танцевала в народном коллективе одного из молодёжных танцевальных ансамблей города, чисто для себя, чтобы не потерять форму и навыки. Когда мы сделали с ним первый полный обход площадки, песня закончилась. Вышли с площадки и сели на скамейку, так как оркестр ушёл на перерыв и включилась магнитофонная запись, тогда уж популярной «Besame Mucho» и мой партнёр пригласил меня на танго. Я,по правде сказать, испугалась. Вальс был моим танцем, а танго танцевала редко с кем и была не совсем уверена - получится ли всё так как надо на глазах у такого количества отдыхающих, а вдруг упаду. Обувь не совсем  подходящая из-за высокого каблука. Для вальса чем выше тем лучше, потому что  вальс партнёрша всегда танцует на носочках или на пуантах, почти не опускаясь  на каблук, если только при смене фигур. А для танго лучше обувь на среднем и устойчивом каблуке, чтобы скользить можно было всей подошвой и  встать твёрдо на каблук одной ноги, если нужно забросить другую на партнёра или сделать батман. Одним словом, проблемы и сомнения определённые были. Но мой, из ниоткуда-то, появившийся партнёр,  оказался не из робкого десятка  парень, смело схватив меня за руку, сказал, что я послушная в танце, а он танго очень хорошо ведёт. И я, махнув рукой, была не была, пошла в круг. Начали как положено с поклонов, кто-то поставил музыку вновь на начало и страсть в танце с первой же минуты начала набирать силу и мощь. Теперь я уже и не помню всех нюансов, но то что он меня заставил ему полностью подчиниться и смотреть на него глазами полными любви и страсти помню до сих пор... А мы ведь не знали как друг друга зовут - познакомиться так и не успели ещё. Для танго не нужно столько пространства, как для вальса, и многие танцевали, кто как умеет. Я пару раз когда нужно было скользить зацепилась каблуком за простой дощатый пол (лучше бы уж был асфальт или бетон), но партнёр так быстро на это реагировал, что тут же подхватывал рукой мою застрявшую ногу, обыгрывая  это самой  настоящей  и необходимой  в танце фигурой, что никто и ничего не понял. Потом мы танцевали весь вечер в паре все подряд танцы,почти без передышки. Столько в нас было энергии и желания танцевать и наслаждаться танцами, что к концу вечера успели кое-что друг о друге узнать. Ему оказалось не 40 лет, а около 50, он был почти ровесником моего отца. Служил в Афгане, был ранен, уже полгода по госпиталям и санаториям. Танцевать научился ещё в школе, потом был с родителями за границей( где не помню), но они были, как я поняла, либо разведчиками, либо дипломатами, либо то и другое вместе. Там он и научился профессиональным бальным танцам, потом военное училище в Союзе, потом сразу же Академия и везде танцы. Женат, двое взрослых детей, служить дальше не дадут по основной специальности (какой не сказал), кем попало при штабе не хочет. Праздник танцев, на зависть всем, продолжался ещё недели две, а потом Александр(фамилии своей он так и не назвал, да я и не пыталась узнавать) уехал, а мне ещё оставалось  отдыхать десять дней. На танцы я без него уже не ходила. Танцевать после него с кем-то было для меня смешно и убого. У нас с ним не было ни поцелуев, ни объятий, но я чувствовала, что начала его обожать за всё, что он мог и умел, за конкретность и мягкость, за строгость к себе и нежность ко мне, как к партнёрше, но не более. Он был настолько сдержан в своих чувствах, что допускал себе сделать мне комплимент только по поводу танцевальных навыков. Наверное, я бы в него влюбилась и полюбила бы по- настоящему. Но это было бы слишком красиво и просто. Это конец для кино или романа, но не для жизни.   
Мы никогда больше не виделись и ничего друг о друге не знали и никогда уже не узнаем.
        Возможно, так и должно в жизни происходить, чтобы такие яркие и памятные моменты периодически всплывали в нашей памяти, призывая воскрешать в ней, то неповторимое, полное наслаждения и счастья время,
в случаях, дарованных Богом, детства, юности и молодости для разбавления грусти и одиночества в зрелые годы, когда душа ещё чего-то жаждет, но разум не позволяет  телу броситься в страсти и чувства, дабы не навредить себе и не стать рабом своих  желаний. А я сейчас при взгляде на молодых, танцующих какие то не понятные танцы,  думаю о том что же они- то будут вспоминать потом, когда уже не смогут себя подогревать экспрессией молодого организма. Задумаюсь и отвечаю сама себе, что этого тебе знать не должно – они сами решат, что им нужно будет вспоминать и о чём. И, может быть, кто-то из них тоже захочет написать воспоминания, подобные моим .
   Заканчивая рассказ о любимом с детства танце, могу только спеть себе и ему посвящение своим стихом. Он выплеснулся из моего неугомонного, взбудораженного воспоминаниями, сердца на фоне любви и вдохновения, танцуя мысленно своё последнее четвёртое танго с любимым, как зачарованная, в проявлении реальных чувств, вызванных  только мыслями и воображением в мечте, когда-нибудь всему произойти в настоящем или будущем.
   А Вам, моим дорогим друзьям и читателям, знающим меня или только читающим мои стихи и миниатюры, желаю неравнодушного восприятия этого откровения. Попробовать перенести себя в загадочный мир моих четырёх танго, вспоминая или представляя свои танцы и чувства в них.  Или лучше исполнить, пусть только в грёзах любви и страсти под прекрасную музыку и слова «Besame Mucho»...

В танго жизни моей я любовь обыграла,
Окрылённая  танцем, страсть в душе бушевала.
Танец этот по жизни мне  стал  праздником  – вехой.
Детство, юность  со смехом, а под тридцать - успехом.

Как хотелось бы в танце  мне с тобой повстречаться.
В танго вместе с любовью, наконец, обвенчаться.
Танго - танго! Ты рядом -  не партнёр, а любимый.
В  страстной  власти твоей,  стать  тобою водимой.

Это танго любви  на морском побережье
Веха жизни  моей,  как те две были прежде –
Танго - танго  в любви нашей поздней  безумной –
Пик на гребне волны,  по мечтам обоюдным.

Октябрь - декабрь 2013 г.