Как писать стихи. Продолжение 4

Волков Северный
Так все-таки, что делает стихи поэзией? Какая ценность содержится в строчках? Один из моих оппонентов сказал, что мысль.  Она, эта мысль останется даже после смерти автора.
  Не согласиться с тем, что она останется было бы смешно. Но какие новые мысли может высказать тот или иной сочинитель, в пейзажной, любовной лирике. Что он может сказать кроме  «за» или «против» Заповедей в гражданской, городской лирике.
   Прочитав довольно много стихотворений,  новых мыслей не обнаружил.
Да и темы стихотворений уже повторяются не единожды.
Формы стихотворений у иных пишущих почти идеальны.  Ритм выверен, рифмы всех «типоразмеров» - загляденье. Есть и среди нерифмованных, при несоблюдении размеров , строчках – стихах что-то что можно считать или не считать поэзией.
   Перечитав высказывания о поэзии великих философов и признанных поэтов, убедился, что там найти однозначный ответ на то, что такое поэзия, что такое современная поэзия нельзя. Так как эти высказывания зачастую противоречивы даже у одного и того же мыслителя.
  Поэтому поверим , что «Понятия большинства людей о поэзии так туманны, что туманность служит им определением поэзии». (Поль Валери).
  Но внутреннее чувство все-таки выбирает: это произведение – поэзия, это произведение современная поэзия, а это стихотворение, даже идеальное по форме и всех остальных узаконенных требований таковым, к сожалению,  не является.
   Приходится самому для себя как то определиться, в этом, и постараться следовать  своему понятию поэзии (и современной поэзии в том числе) при сочинении стихов.
   Перечитывая уже признанных поэтов, уяснил, что в любом произведении есть ощутимый образ, будь-то человек, событие, картина природы. Иной раз он почти видим, так точно автор передал своё ощущение этого образа. Да, в этом случае образная речь помогает и читателю что-то почувствовать, волнение какое-то. Точно выбранное слово  много значит.
  Но это только когда образ рожден образным мышлением (с детства приобретённым) а не подарен «охотой» приукрасить стихи, придумкой.
   Эта придумка видна сразу из-за нагромождения образной речи, неестественностью образа, из-за заимствования образа друг у друга.
  Иными словами, важно чувство автора, его волнение при наблюдении действительности.
Это волнение  каким-то образом передается читателю (мне)  т.к. читатель начинает мыслить об этом образе «видеть» его.
При этом чувства автора и читателя могут не совпадать, что естественно.
   Вторым критерием для признания стихотворения поэзией  для меня является звук, речевое «сопровождение» образа.
   Мелодия стихов, пусть даже с нарушением правописания слов, нарушением смысловым, нарушением правил построения обычной речи. Всё для мелодии.
  Как видно эти два условия противоречат друг другу. Уравновесить слово-образ-смысл и слово звук – задача довольно тяжелая. Но только при таком равновесии стихи чувствуются как поэзия.
  Благодаря таким рассуждениям, я пришел (для себя) к выводу, что поэзия это чувственное восприятие действительности, выраженное специфическим языком,  сочетающим в себе в ранимом равновесии смысл и звук.
   А современная поэзия, включая заслуги предыдущие, ищет новые формы и методы передачи(закрепления) образа,  свежие сочетания слов (и новое словотворчество в т.ч.).
   Пишущий стихи, может считать себя автором, но если вдуматься в это слово, то автором может быть только новатор в передаче (закреплении) СВОЕГО чувства в слове. В ином случае, это сочинитель, не более того.