Козлы без всяких недостатков

Таня Турбин
        "Решили люди, что козёл"
         http://www.stihi.ru/2013/10/20/48
         автор - Елена Бревнова
    
Козел - он как и человек,
и короток козлиный век.
Закон гласит во искупленье:
"Козла отдайте отпущенья".
Решенье им выносит жребий,
кто будет первый, кто последний.
 
Козлы без всяких недостатков.
Удел им разный, дан. Превратна
людская может быть судьба.
Хоть жизнь любого дорога.
В дар благодатный всесожжения
кто станет в духе совершенным?

Душой чтоб в яму не летела,
ведь ждет её там - Азазелло!
Ты человек, а не козёл
путь выбирай. Хоть и тяжёл
путь благодатного служения
но дух наставит в утешение.

Ты не ходи путём опасным,
открыт зев пропасти ужасной!


Козёл отпущения в иудаизме

См. также: Азазель
В праздник Йом-Кипур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна, тельца и двух козлов одинаковой масти. Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, первого из козлов приносили в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в пустыню (Лев.16:20-22). Отсюда — «козёл отпущения».
По другой версии, козла уводили в Иудейскую пустыню, где сбрасывали со скалы под названием Азазель в пропасть. Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма, когда Божественное присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню. К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи: «Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти».

Связь с Дьяволом

Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признает существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров. Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались. Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды.

Видимо именно отсюда возник популярный образ Дьявола в виде пылающего быка или козла с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу, что соответствует обряду (кожа и мясо быка и первого козла сжигаются вне поселения). Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх.32:19-20).

Козёл отпущения в христианстве

В христианской теологии Козёл отпущения иногда интерпретируется («Насилие и священное», «Козел отпущения» Рене Жирар) как прообраз самопожертвования Иисуса Христа. (1Пет.1:19; Отк.5:6; 7:9 и дал.; 12:11; 17:14; 21:23 и дал.; 22:1., Иоанн Креститель называет Спасителя «Агнцем Божиим» (Иоан. 1:29))
Хотя некоторые христиане видят в этом образе Сатану. Считается, что все грехи человечества были возложены именно на Козла отпущения, то есть на Сатану, но не потому, что он может принести искупление, что было сделано Христом, а потому, что он должен быть наказан как первоисточник греха. «Агнцем, ягнёнком» называют кроткого верующего человека, Библия называет так весь народ Израиля ведомый словно на заклание[1].

Понимание Козла отпущения как прообраза самопожертвования Иисуса Христа, коренится в идее что Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества. Он стал искупительным пасхальным агнцем для всего человечества. Поэтому все те, кто верит в Иисуса Христа как Мессию, который пришел и спас человечество от первородного греха Адама — получают прощение грехов.[2] Для этого лишь надо прийти в молитве к Иисусу, принять его жертву и покаяться в грехах ибо мы прощены в Иисусе Христе.[3]


Метафора
Идиома «козёл отпущения» используется в качестве метафоры (образного выражения) и обозначает человека, на которого возложили ответственность за действия других, вину за неудачу для того, чтобы скрыть её настоящие причины и настоящего виновника.

Политика и социология

Создание «козлов отпущения» может быть важной частью пропаганды. Так, в нацистской Германии евреи были обвинены в экономических и политических проблемах страны.Назначение кого-либо «козлами отпущения» может использоваться и как пропагандистский инструмент в борьбе с инакомыслием. Хотя в современном демократическом обществе ущемление прав инакомыслящих противоречит социальным нормам (см. политическая корректность, фактически закон не всегда в состоянии полностью защитить их права.