След в памяти

Ирина Новакова
  Прожив полвека, я вспоминаю свою первую учительницу Светлану Владимировну Филиппову. Лет ей тогда, наверное, было не больше тридцати, но мне-то она казалась немолодой.  Была она небольшого роста, худенькая,  в очках.
На уроках была требовательной, но справедливой.  Добротой светилась  её голубые  глаза. Ко всем ученикам относилась Светлана Владимировна одинаково.  Всем  она отдавала часть своего тепла.
  Как-то заболела моя мама, положили её в больницу, а мы с сестрой, которой было пять лет,  остались у соседей, у которых  своих трое детей было.  До  нас, конечно, никому не было дела.. . Прошло три дня: я пришла в школу грязная, лохматая, с  невыученными уроками. Все начали надо мной смеяться. А моя учительница спросила меня: «Что случилось?». Я молчала до  конца уроков. После уроков  она меня оставила, и тогда я расплакалась и  рассказала ей всё.
   И Светлана Владимировна  решила: пока  моя мама лежит в больнице, жить мы с сестрой  будем у неё. А жила она с мужем и маленькой дочкой в  небольшой двухкомнатной квартире.  Забрала она нас, и прожили мы у неё две недели. Помню её, склонившуюся вечерами над тетрадями (в классе было тридцать человек), стоящую  утром и вечером у плиты, и при этом  всегда спокойную, улыбающуюся.  Хоть я и была ребёнком, но  в моей душе родилось особое чувство к этой замечательной  учительнице,  женщине, которая оставила след в моей памяти на всю жизнь.  Чувство благодарности к ней я пронесла через всю свою жизнь, хоть я её никогда больше не видела. После окончания начальной школы  (училась я на Дальнем Востоке), уехали мы в Казахстан.  За всю свою жизнь много людей я встречала: и хороших, и плохих, но самый  добрый  след в моей памяти оставила моя первая учительница.
  А ведь бывает, что люди оставляют  недобрый след в памяти. Про таких говорят: наследили. Моя мама  тоже была благодарна Светлане Владимировне за заботу о детях. Она говорила, что мне повезло с учительницей. И рассказывала  про свою первую учительницу Зою Фёдоровну Орлову.
   Моя мама росла в послевоенные годы. Когда кончилась Великая Отечественная война, ей было восемь лет. Семья была большая: пятеро детей. Трудно  им жилось в деревне.  У мальчишек была одна пара обуви на троих.  Моя мама была младше своей сестры на пять лет, но  носила   платья (их было два) своей сестры, потому что других не было.
   Наступил первый учебный год моей мамы.  Она, в платье ниже колен,  которое  висело  на ней мешком, пришла в школу.  На первом же уроке  Зоя Фёдоровна, молодая, красивая женщина, вызвала  девочку в длинном платье к доске, подошла к ней, схватила грубо за ручонку, повернула её и, смеясь, сказала детям: «Посмотрите, ребята, на нашу балерину!»   Все начали смеяться, а девочка выбежала в слезах из класса.  Мама рассказывала, что в школу она после этого не хотела идти. Но не идти нельзя было. И каждый раз её первая учительница издевалась над ней.  «Ну что вы такие нищие? - спрашивала она маленькую девочку  при всех. - Когда же тебе купят нормальное  платье  и ты будешь похожа на человека?»
   Когда мама вспоминала свою  первую учительницу, на глазах у неё выступали слёзы...  Тоже  ведь учительница  на всю жизнь оставила след в памяти … а, может, просто наследила, оставив обиду и боль в душе человека…