Счастливый билет

Ирина Новакова
   Не иначе, как «лихие девяностые», называют конец двадцатого века в  России и других   государствах-осколках  Советского Союза. Сколько  горя хлебнул советский народ!  Рухнула великая страна, а вместе с ней разбились мечты, надежды людей, брошенных  властью, и,  казалось,  самим Богом, на выживание.
  И выживали люди, как могли. Мы жили  в  Восточном Казахстане.  Там, как и везде, остановились   шахты,  заводы,  фабрики. Растерялись мужчины - выросло число самоубийств. И  только женщины  взвалили  на свои хрупкие плечи тяжесть выживания.  Надо было спасать  детей. 
    И заполнились поезда, автобусы, самолёты  женщинами  с клетчатыми сумками, в которых  возили  так называемый товар китайского подпольного производства.   Качество такого товара было низкое, но и цена невысокая.  Да к тому же и купить другое всё равно нельзя было -  даже магазины во многих населённых пунктах были закрыты. Всё постсоветское пространство превратилось в рынок, дикий рынок.
   Я тоже разделила нелёгкую участь женщин - «челноков».  Не буду описывать все мои чувства в  поездках, но могу сказать одно:  обида, страх, усталость были моими попутчиками четыре года.
   Чаще всего ездили за «товаром»   в Алма-Ату, тогда ещё столицу Казахстана. Ездили в поездах и автобусах, по одному и группами. Я часто ездила одна в поезде «Москва-Алма-Ата».  Вагоны были грязные, народу много. И только один плацкартный вагон был относительно чистым. В этом вагоне  было два проводника -  немолодые женщина и мужчина. За годы поездок я познакомилась со многими людьми.  Не  были исключением  и эти проводники.
    Гульнара,  с восточной внешностью и, как говорится, со следами былой красоты, высокая, стройная,  постоянно хлопотала в вагоне.  Бывало, и отчитывала нерадивых пассажиров, если они бросали мусор, мешали окружающим.  Но никто на неё не обижался, хоть и побаивались.  Ведь у неё был такой защитник!  Напарника её, а точнее, мужа, как я узнала позже, звали  Николай. Высокий, красивый мужчина, он  редко говорил, чаще молчал.  В его обязанности входило : растопить титан, убрать матрасы на третью полку, когда подъезжали к Алма-Ате,  и  подмести  в вагоне.  Друг к другу относились уважительно, даже бережно.
  Как-то ехала я в этом вагоне, у меня было  место рядом с купе проводников. Вечером  проводница  принесла  чай, сама присела, и мы разговорились.
   -Хороший у Вас помощник, Гульнара!- сказала я.
  - Да,- ответила женщина,- хороший.  Повезло мне. Можно сказать, вытащила счастливый билет.
   И она  начала рассказывать про свою жизнь. С Николаем она  прожила  три года. С первым мужем ей не повезло – не хотел работать, пил, бывало, и руку на неё поднимал. Вырастили  двух девочек. Дочки  вышли  замуж. А вскоре и  муж ушёл к  другой. Да она и не горевала – натерпелась с ним…
   Утешение находила в работе,   ещё  и дочкам помогала.  И не думала, что ещё раз выйдет замуж, плюнула на себя совсем. Однажды на одной станции вышла Гульнара  из вагона – мусор выбросить, а возле мусорного контейнера человек лежит.  Время-то было осеннее.  Подошла  она к нему, растолкала, а он грязный, перегаром несёт от него… Стала говорить, чтобы шёл домой, а то замёрзнет, а он открыл  свои заплывшие глаза и  пробормотал, что нет у него никакого дома.  И увидела она такую безысходность в его синих глазах.  Человек, а словно брошенная собака.
   - До сих пор  понять не могу, как  мне  в голову эта мысль пришла… только  помогла я  ему дойти до вагона, уложила  на своё место… так он ночь и проспал. Приехали в город, сдала  я  вагон… он  даже пытался помочь…да какой из него был помощник… Идти ему было некуда -  привела его к себе, даже имени не  спросила.   Так и остался у меня жить.  Первое время стыдился очень. Да у него руки золотые, он всё дома переделал…
     Коля   же  бомжевал  недолго.  Завод  остановился - он  остался без работы. Начались скандалы с женой, а потом она выгнала его и замки в двери поменяла.   Он оказался на вокзале. Появились какие-то дружки. И что бы с ним стало?- она замолчала. -  А  вот сейчас  живу и радуюсь, а иногда боюсь – не спугнуть бы счастье…
    Я ещё не раз  ездила в их вагоне и всегда радовалась за них. Вот ведь и время трудное, и семьи разваливаются, а они нашли друг друга,  точнее, Гульнара  вытащила  свой "счастливый билет".