Христианские философы и писатели о вере

Феофил
Предисловие:
"Какую бесконечную грусть испытываешь при виде человека, совершенно одинокого на свете!"
"Совершенная любовь – это любовь к человеку, который делает нас несчастным."
                Тот самый Единственный


*     *     *
С. Кьеркегор: "Вера – высшая страсть в человеке. Пожалуй, в любом поколении найдется много людей, которые даже не дошли до нее, но не найдется ни одного, который мог бы уйти дальше нее. Не берусь решать, много ли найдется в наше время людей, которые еще не дошли до нее, могу в этом отношении только сослаться на самого себя: я не скрываю, что мне еще далеко до веры, но я не пытаюсь на этом основании осквернять великое или обманывать себя, превращая веру в детскую болезнь, в безделицу, которую желательно поскорее оставить позади. Впрочем, и тому, кто еще не дошел до веры, жизнь ставит достаточно задач, и при честном к ним отношении и его жизнь не останется бесплодной, хотя бы и не уподобилась жизни тех, кто понял и обрел величайшее – ВЕРУ". C. Кьеркегор. Страх и трепет. Эпилог

Лучше учиться скромности суждения о великом у Кьеркегора, чем упиваться философией Ницше. Первый – почитает веру вершиной, второй – смотрит на нее свысока. Увлечение ницшеанством (особенно современным, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр) ведет к психическому расстройству [1]. Вера не нуждается в разуме, но разум без Веры, устремленной к Высшему, к Богу – безумие. Интересной у Кьеркегора является мысль о том, что философ (в современном понимании) есть тот, кто чувствует в себе потребность "покончить с верой". Ведь рационализировать веру, обосновать и «углубить» ее (Г. Гегель) посредством разума означает убить ее [2]. Постижение и движение человека к Богу дается только верой, разум здесь не при чем. С. Кьеркегор правильно говорит, что Авраам в тот самый момент, когда он решил принести в жертву Богу своего сына Исаака и отправился в путь к горе Мориа, "оставил свой земной разум, а взял с собой Веру – иначе он ... и не двинулся бы в путь, (поскольку – Г.Х.) счел бы это неразумным". Разум у нас человеческий и земный. Об этом не следует забывать ни одному философу и поэту.

Г.Х.

*         *        *
[1]. "Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога“. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро". "Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его" [Пс. 14:1,6].
[2]. Изобретая всякого рода доказательства бытия Божия.