Из истории села Прозорово

Коновалов Дмитрий Михайлович
ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ПРОЗОРОВО
Среди не попавших в зону затопления водами Рыбинского водохранилища населенных пунктов Мологского края село Прозорово ныне расположенное в 18 километрах от села Брейтово, пожалуй, одно из самых древних поселений Ярославской земли. 

ДРЕВНЕЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Первое упоминание о местности, где расположилось село Прозорово, встречается в летописях 1408 года. В тот год умер князь Федор Михайлович Моложский, в монашеском чине носящий имя Феодорит, после его смерти Мологский удел по завещанию унаследовал его старший сын Дмитрий Перина; второй сын Семен удел по реке Сить; а третий сын Иван – земли по реке Редьме впадающей в реку Мологу и поселение Прозорово. Так появились известные в России княжеские и боярские фамилии Сицкие, Моложские и Прозоровские.

Получив земли по реке Редьме, князь Иван Федорович Моложский выбрал центром своего удела наиболее крупное и значимое селение, расположенное на высоком холмистом месте которое и получило свое название Прозорово; слово прозор, в те времена обозначало место, откуда открывается хороший, широкий вид во все стороны – взор. Прозорово стоит именно на таком месте, откуда открывается вид вдаль, туда, где сейчас плещутся волны Рыбинского моря, а раньше были видны «Замоложские леса».

Село расположено по обе стороны реки Редьмы и Красного ручья. Близость судоходной реки Мологи имеющей выход в Шексну и Волгу обеспечивало хорошее сообщение Прозорова с внешним миром. К тому же здесь пролегала «большая дорога» - Тихвинский тракт.   

Доподлинно известно, что до раздела Моложских земель князем Федором поселение на месте Прозорова уже существовало, оно было весьма крупным и солидным, поэтому можно с уверенностью заявить что селу гораздо больше 600 лет, и может быть больше тысячи. В советское время в Прозорове и Семеновском что на Сити археологами проводились раскопки, которые показали наличие здесь захоронений останков представителей угро-финского племени «весь», проживавших тут задолго до прихода сюда славян. В современных документах департамента культуры Ярославской области в центре села Прозорово значится памятник федерального значения 9-10 веков – курган – древнее языческое захоронение. Верхневолжская экспедиция института археологии Академии наук СССР обследовала район по течению рек Сить, Молога, Себла и выявила множество археологических памятников в этих местах. Всего же курганов в районе Прозорова и по реке Редьме много, некоторые из которых сохранились до наших дней, даже, несмотря на то, что местные и приезжие, вдохновленные слухами о зарытом золоте, перерыли все, что только можно, да и сельскохозяйственные работы в советские годы немало повредили этим историческим местам.

КНЯЖЕСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ
В 1408 году село Прозорово стало княжеской резиденцией Ивана Федоровича Моложского. Согласно обычаям того времени в княжеских столицах на лучших местах строили церковь, а рядом княжеские и боярские хоромы и все присущие центру княжества учреждения. Поэтому скорее всего уже тогда здесь появилась церковь и какие-то усадебные строения Ивана Моложского.

Первое упоминание об Иване Федоровиче Моложском встречается в житиях святого благоверного князя Дмитрия Донского, с которым Иван Федорович князь имел крепкую дружбу. Иван Моложский происходил от Ярославских князей, а именно от святого благоверного князя Давида Федоровича Моложского, который умер в 1321 году. Отцом Давида Моложского был Федор Черный – сын Ростислава Смоленского – потомка Рюрика. Таким образом князя Моложские, Сицкие и Прозоровские были потомками Рюрика.

На протяжении сотен лет село Прозорово и окрестные деревни передавалось из поколения в поколение потомкам Ивана Федоровича Моложского которые и стали носить фамилию Прозоровские.

ПРОЗОРОВСКИЕ
Род князей Прозоровских имел высокий авторитет при Московском дворе и входил в число 16 знатных российских родов имеющих право, обойдя низшие чины, поступать прямо в боярство. Василий Иванович Прозоровский служил воеводой при царе Иване Грозном. В 1554 году он отразил атаки литовцев под Черниговым и взял знамя пана Сапеги. Но в 1570 году по приказу исступленного царя Ивана Грозного его убил собственный брат Никита.

Семен Прозоровский был сыном князя Василия Прозоровского и княжны Аграфены Шуйской, родной сестры царя Василия Шуйского. В 1608 году Семен Прозоровский разбил под Коломной отряд пана Хмелёвского. В 1610 году воевал до присоединения своего отряда к ополчению князя Пожарского. В 1613-м участвовал в избрании царем Михаила Романова. Затем был Тихвинским воеводой и во главе гарнизона оборонял город от шведов. В 1617 году под Дорогобужем разбил польско-литовскую армию. Был ратником и послом, служил в Московском Судном и Ямском приказах, а также на иных высоких должностях при царе. В период царствования Алексея Михайловича Семен Прозоровский был пожалован в бояре и состоял на царской службе до самой смерти в 1659 году.

Старший сын Семена Прозоровского Иван Прозоровский в русско-польской войне был одним из руководителей войска в Литве, участвовал во взятии Вильно и Ковно. В 1656 году был пожалован в бояре. Участвовал в войне со шведами и был главой русских дипломатических делегаций при заключении Валиесарского перемирия и Кардисского мира. Принимал участие в отражении наступления короля Яна Казимира. В битве под Мглином нанес тяжелое поражение королевской армии и захватил всю артиллерию противника. В 1667 году был послан воеводой в Астрахань, где укрепил город и руководил его обороной при осаде отрядами Степана Разина, но 24 июня 1670 года был убит. Когда Стеньку судили, то в приговоре ему вменялось в вину и убийство князя Ивана Прозоровского.
Младший сын Ивана Прозоровского Борис в 1670 году при взятии Астрахани Стенькой Разиным был повешен за ноги, но вовремя снят с виселицы, отчего на всю жизнь остался хромым. В 1691 году он был назначен воеводой в Великий Новгород. Часто сопровождал Петра I в его поездках и был с царем «не разлей вода». В 1708 году был назначен чрезвычайным послом в Вену; 1712-м в числе немногих свидетелей присутствовал при бракосочетании Петра І с Екатериною. Затем стал заведовать Оружейной мастерской.

Среди других Прозоровских стоит отметить князя Ивана Андреевича Прозоровского бывшего генерал-аншефом и кавалером ордена Александра Невского за участие в войне за польское наследство. Его дочь Варвара Прозоровская была женой полководца Александра Суворова.

Князь Александр Александрович Прозоровский был генерал-фельдмаршалом, московским главнокомандующим, а знаменит был тем, что разгромил Новиковский масонский кружок.

Род князей Прозоровских пресёкся в 1870 году, но ещё в 1854 году фамилия эта была передана князю Александру Фёдоровичу Голицыну и его потомству, с правом писаться князем Прозоровским-Голицыным. Род князей Прозоровских внесён в 5 часть родословной книги Московской и Тульской губерний.

Прозоровские владели несколькими имениями, в частности Зюзино в Москве и под Москвой усадебным селом Никольское, к которому позже добавили свою родовую фамилию, и село стало называться Прозоровское-Никольское, сейчас оно находится в 4 километрах от Дмитровского шоссе.

Но все же вернемся на историческую родину князей и бояр Прозоровских в село Прозорово Мологской земли Ярославского края, которое вскоре стало принадлежать графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину.

ПРОЗОРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ
Моложское княжество оставалось независимым от Москвы до 1471 года – года кончины Ярославского князя Александра Федоровича Брюхатого. Он давно был в политической зависимости от великого князя Московского, но до конца своей жизни самостоятельно управлял своими наследственными владениями. Брюхатый и все Ярославские князья понимали, что при возрастающем могуществе Московского княжества и неудержимом стремлении его князей к новым приобретениям, ярославцам не удержать власти над своими владениями и потому, после кончины Брюхатого все его наследники, а с ними и Моложские, Сицкие и Прозоровские продали суверенные права на свои земли великому князю Московскому Иоанну III и поступили к нему на службу. Однако часть земель князья оставили в своем вотчинном пользовании. Моложское княжество просуществовало полтора столетия, а Ситское и Прозоровское всего 63 года.   

С присоединением к Москве земли Моложского княжества ставшего к 1471 году, из-за неоднократного дробления небольшим были переданы в подчинение Угличского наместника, а с образованием Угличского уезда стали его составной частью. А земли бывших Шумаровского, Сицкого и Прозоровского княжеств были включены в Ярославский уезд.

В 1775 году Екатерина II продолжила начатое Петром I усовершенствование административного деления России. Вместо созданных Петром 10-ти губерний императрица учредила 50, во главе с назначаемыми ею генерал-губернаторами или наместниками. 23 февраля 1777 года Екатерина поручила сенатору, ранее много лет бывшему Ярославским генерал-губрнатором Алексею Петровичу Мельгунову учредить Ярославскую губернию с разделением ее на 12 уездов. Мельгунов объехал всю Ярославскую губернию и избрал удобные места для уездных центров, в числе которых был посад Молога. В результате Мологе, спустя 450 лет со времени постройки в этом селении крепости князем Михаилом Давидовичем, 3 августа 1777 года был возвращен статус города, центра Мологского уезда.
В конце 18 века уезд был разделён на 25 волостей, а с 1 января 1883 года в связи с укрупнением волостей стало 17, одной из которых была Прозоровская волость. На севере она граничила с Янской волостью, на юго-востоке – с Брейтовской, на юго-западе – с Сутковской волостями, на северо-западе – с Тверской губернией. 

В конце 18 столетия владельцем Прозорова стал граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, который при Екатерине II был обер-прокурором Священного Синода и президентом Императорской академии художеств. Он, выйдя в отставку большую часть своего времени, проводил здесь в Мологском крае, у него было несколько имений – неподалеку от Прозорова усадьба Борисоглеб и любимая Иловна. Алексей Иванович сделал много полезного в жизни Мологского уезда – открыл множество школ, библиотек, в частности возродил Мологский Кирилло-Афанасьевский женский монастырь, построил несколько храмов, в том числе в Прозорове. В планах Мусина-Пушкина было открыть в Прозорове школу, но сделать этого он не успел – умер в 1817 году. Его похоронили в имении Иловна, а гроб с телом несли пешком из Москвы на руках мологские крестьяне, в том числе Прозоровские.
Открыть школу в Прозорове удалось внуку Алексея Ивановича графу Алексею Владимировичу Мусину-Пушкину, который сам разработал проект открытия, содержания школы и ее учебного процесса. Школу открыли в 1856 году, и ее на свои средства стал содержать Мусин-Пушкин. В 1860-е годы в России прошла школьная реформа, и все сельские школы стали подчиняться отделам народного образования при уездных земствах. Количество учеников в Прозоровской земской начальной народной школе с каждым годом росло, и потому в 1883 году на средства волостного комитета было построено новое большое здание, а в 1885 году произвели капитальный ремонт старого здания школы. Всего в Прозоровской волости к тому времени было 5 земских школ и 4 церковноприходские, в которых в 1886 году обучалось 443 ребенка в возрасте от 8 до 11 лет.

1 ноября 1898 года в волостном правлении села Прозорово была открыта бесплатная народная библиотека-читальня. Ее открытие стало откликом Мологского уездного земского собрания на обращение Комитета грамотности, состоявшего при Императорском вольном экономическом обществе. Библиотека в Прозорове работала ежедневно, денежные средства на ее содержание поступали от Ярославского губернского земства, Мологского уездного земства, от членских взносов читателей и пожертвований. В 1901 году фонд библиотеки составлял 560 экземпляров книг, а постоянных читателей в ней было 175 человек.         

ХРАМЫ ПРОЗОРОВА
Село Прозорово расположено по обеим сторонам реки Редьмы, при этом каждой стороне местные жители дали свои названия по находящимся там храмам. Эти храмы, начиная с 1408 года, строили княжичи Прозоровские. С одной стороны реки, был храм в честь Святой Живоначальной Троицы и Михаила Архангела, соответственно эту сторону прозвали Прозорово-Михайловское, на другой стороне реки стоял храм Рождества Христова потому и звали эту часть села Рождественно-Прозорово.

Изначально храмы, равно как и княжеские резиденции, здесь стоявшие были деревянными, лишь в конце 18 века широко развернулось кирпичное строительство.
О деревянных храмах – как они выглядели, что собой представляли и чем жили – никаких сведений даже в архивах не сохранилось. Оно и понятно, деревянный храм больше ста лет, особенно в княжеских поселениях не стоял, как только он начинал ветшать, его разбирали и на этом же месте строили новый, как правило, более крупный, красивый и благоустроенный.

Первые документы о церквях в Прозорово датированы концом 18 века, тогда был построен и в 1798 году освящен новый кирпичный рождественский храм. В нем было два престола – первый в честь Рождества Христова, а второй в честь Казанской иконы Божьей Матери. Этот храм был очень благоустроенный и насыщенный утварью. Согласно сводке изъятого комиссарами церковного имущества в 1922 году с риз, икон, крестов, священных сосудов и других предметов церковной утвари общим весом 1 пуд 3 фунта 25 золотников серебра. Для сравнения, из соседней Троице-Михайловской церкви – 5 фунтов 37 золотников. К Рождественскому храму было приписано 11 окрестных деревень, в которых в 1913 году проживало больше 2500 человек. При храме, почти с первых дней его каменного существования была церковно-приходская школа, а в деревнях Перемут и Себельское приписанные к ней земские школы. Сохранилось описание храма в «Кратких сведениях о монастырях и церквях Ярославской епархии» за 1908 год: «Приходская церковь Рождества Христова построена тщаянием графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина с прихожанами в 1798 году. Зданием каменная, с таковою же колокольнею; прочна; о двух престолах: в настоящей холодной во имя Рождества Христова; в трапезе теплой – в честь Казанской Божией Матери на правой стороне.Особо чтимые в приходе святыни: икона Божией Матери именуемая «В скорбех и печалех утешение», и икона святителя Николая. Земли церковной 37 десятин. Деревянный дом для жительства священника. При церкви кроме сего, небольшие деревянные торговые ряды. Церковного капитала в билетах 1350 рублей. В деревне Себельская земская школа. В приходе имеется две деревянные часовни: первая подле церкви (в 15 саженях от церковной ограды), другая в деревне Петровской в 5 верстах на месте бывшей церкви. Первая часовня построена тоже на месте бывшего деревянного храма, сгоревшего в 1808 году. Почтовый адрес: ст. Новское Тверской губернии. Телеграф – Брейтово, Ярославской губернии».    

В полуверсте от Рождественского храма на месте прежней деревянной церкви был построен и в 1810 году освящен Троице-Михайловский храм, как записано в истории: «строена тщанием графа Алексея Ивановича Мусина–Пушкина купно с прихожанами».

Этот храм является шедевром русской классической архитектуры. Его внутренней отделкой и росписью занимались талантливые художники под руководством воспитанника Петербургской императорской академии художеств Ивана Шляхтенкова. 

Одним из первых церковнослужителей этого храма был пономарь Иван Сабанеев – пращур всемирно известного ученого Леонида Павловича Сабанеева.
Срустя несколько лет церковь стала тесной и в 1878 году она была расширена; в 1891 году построена кирпичная колокольня и ограда, а в 1897 году деревянный купол был заменен на каменный. На производство этих работ 500 рублей серебром дал Алексей Владимирович Мусин-Пушкин.

Алтарь холодной церкви был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, а престол в трапезной – в честь Архистратига Михаила. В приходе имелись три деревянные часовни. Одна – на кладбище, и в деревнях Суминское и Дорки; в последних были церковно-приходские школы, а в селе Прозорово и в деревнях Рогозино и Залужье – земские школы.

В 1860 году архиепископ Ярославский и Ростовский Иоанафан объезжая приходы своей епархии побывал в Прозорове-Михайловском, о чем подробно описано в Ярославских епархиальных ведомостях того времени, там же сохранилось описание церкви: Церковь сего села одноглавая, каменная; по сторонам каменной ограды высокия, наподобие монастырских, круглые каменные башни. Двухярусный по кармину иконостас холодной церкви довольно приличный; но, стеная живопись потемнела и требует немедленного возобновления. В теплой церкви один алтарь с невысокими иконостасами и живописными иконами; живописи нет, стены, и своды только выбелены. Летопись не имеет в себе особенно замечательных событий. Библиотека из святоотеческих писаний восполняется выпискою «Странника» и «Руководства для сельских пастырей». В церковном причте, на 935 мужского пола приходских душ, состоят два лица: священник и причетник; проживают они в своих собственных домах за неимением церковного и причтового помещения.
В предреволюционные годы в приходе Троице-Михайловского храма было 10 селений с общим количеством прихожан около 2000 человек.

ПРОЗОРОВО ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННОЕ
Шли годы… В начале 20 века Прозорово превратилось в большое и богатое село соперничать с которым во всей округе мог разве что Борисоглеб – имение Мусиных-Пушкиных. В каком еще селе окрест могло быть сразу две каменные богато украшенные церкви?

В конце 19 столетия в Прозорове начали проходить большие ярмарки, на которые съезжались крестьяне-единоличники, кустари-одиночки, промартели из ярославских и тверских волостей. Позже, в годы перед первой мировой войной в ярмарке стали принимать участие имениты купцы, и ярмарка стала шумным базаром.

В Прозорове было четыре магазина принадлежащие местным жителям Белоглазову и Белякову, было четыре чайных-столовых, своя пекарня, хлебобулочные изделия которой продавались не только в окрестных селах и деревнях, но и в соседней Тверской губернии. Братьям Елисеевым принадлежала в Прозорове овчинно-красильная мастерская и маслодельный и сыродельный заводы. Еще один сыродельный завод принадлежал купцу Белякову, хозяину двух кирпичных заводов, водяной мельницы и пекарни. Другой пекарней владел торговец Белоглазов. Три мельницы-толчеи было у кулака Назарова.

Были среди жителей Прозорова и уникальные личности, например Степан Ермаков. Он был интересен тем, что вел фенологические наблюдения, делал заметки о погоде и изменениях в природе, записывал все по домашнему хозяйству, отличался любознательностью и начитанностью. Когда односельчанам было что-то непонятно, они сходились во мнении: надо спросить у Степана Ермакова. Его брат Алексей Ермаков был архитектором, проектировал дома, мосты; в селе до сих пор сохранилась часть построек этого мастера – дом культуры, в котором с 1930-х была школа.

Талантливым художником-самоучкой, иконописцем, живописцем и хорошим столяром в Прозорове был Федор Рябов, владелец нескольких куреней, кузниц и художественной мастерской.

Все эти лавочки были открыты местными предприимчивыми гражданами в недавнем прошлом рядовыми крестьянами, освобожденными от крепостной зависимости, которые собрали средства и в знак благодарности в 1912 году в центре Прозорова поставили памятник – бюст на постаменте Царю-освободителю Александру II.         

ПРИШЛА В СЕЛО ДРУГАЯ ВЛАСТЬ
В январе 1918 года в границах Брейтовской волости – соседствующей с Прозоровской была создана своя самостоятельная Брейтовская республика со своим совнаркомом и правилами жизнеустройства. Добралась эта власть и до Прозорова, а вскоре пришла сюда и власть советская. Тут же угасли все ярмарки, у купечества отобрали заводы, магазины, пекарни, позакрывали все мастерские, уничтожили памятник Царю-освободителю Александру II. Многие зажиточные крестьяне, мастеровые люди, пугаясь начавшихся коллективизации и репрессий, бросили родные места и уехали в крупные города – Рыбинск, Ярославль, Москву и Петербург. Осиротела площадь «подгорица» - некогда самое бойкое место в селе. Прозорово стало приходить в упадок.

В январе 1929 года началась интенсивная работа по разделению Мологского уезда на три района: Мологский, Некоузский и Брейтовский с примерным количеством населения по 50 тысяч человек в каждом. В состав Брейтовского района вошло и село Прозорово ставшее впоследствии центром сельсовета.

В середине 1930-х годов в Троице-Михайловском храме служил отец Александр Петропавловский. Ранее он был настоятелем церкви в Брейтово, откуда пришлось переехать, после того как сотрудники ОГПУ конфисковали практически все имущество его семьи, в том числе и теплые вещи, в результате чего два его сына трех и пяти лет умерли от пневмонии. Переехав в Прозорово, отец Александр скитался по чужим квартирам, сменив за 3 года 13 домов. Несколько раз его вызывали в Брейтовское НКВД предлагая стать осведомителем, но он решительно отказывался. В 1937 году на батюшку завели уголовное дело с установлением постоянного наблюдения. 26 октября 1937 года он был арестован и обвинен в антисоветской агитации и противодействии снятию церковных колоколов. Три недели отец Александр находился в Брейтовском следственном изоляторе, где его били и пытали. 16 ноября 1937 года протоиерей Александр был расстрелян, и только в 1959 году реабилитирован. В 2000 году он был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Сонме новомучеников и исповедников Российских.

В 1930-40-е годы по кирпичику разобрали церковную ограду, а в середине 1950-х и вовсе до основания снесли храм Рождества Христова, а рядом с могил в неизвестном направлении пропали памятники. Потом по могилам стали ездить, и по тракторным и автомобильным колеям вешние воды понесли под горку человеческие черепа и кости. Все это было в центре села.

В Троице-Михайловском храме устроили склад муки, зерна и пекарню.
В конце 1930 начале 1940-х годов через село Прозорово постоянно шли под конвоем этапы заключенных, которые готовили Молого-Шекснинское междуречье – ложу Рыбинского водохранилища к затоплению, - они взрывали храмы, ломали дома, валили лес, сжигали целые села и деревни. Все Замоложье было поделено на зоны и лагпункты. Были среди осужденных по 58-й политической статье и жители Прозорова. Народ был запуган, многие стремились скрыть свое прошлое, терялась связь поколений, а вместе с этим предавалась забвению и история села.

В 1940-е годы была наполнена чаша Рыбинского водохранилища и несколько деревень бывшей Прозоровской волости оказались под водой. Прозорово в зону затопления не попало, и сегодня находится в двух километрах от берега этого рукотворного моря.

В 1930-е годы в Прозорове был организован первый колхоз под названием «Вольный ветер», а через речку колхоз «Заря», в соседней деревне Холопово колхоз «Свобода». Но вскоре эти три колхоза объединились в один под названием «Заря свободы». В колхозе была сыроварня и маслобойка, чуть в стороне от села ближе к берегу Рыбинского моря вырос поселок льнозавода и двухэтажное общежитие, где жили молодые свинарки. На ферме колхоза была выведена новая порода свиней, которую прозвали Брейтовской. Эта порода отличалась хорошей молочностью, скороспелостью и неприхотливостью; в 1948 году порода была официально утверждена, а позже за ее выведение заведующая фермой Ефросинья Смирнова стала лауреатом Государственной премии СССР и была награждена орденом Ленина и трудового красного знамени.

После войны на долю Прозорова выпала напасть – районные власти переименовали село. Существование двух прежних церковных приходов еще в давние времена поделило Прозорово как бы на две части Михайловскую и Рождественскую. Эти названия люди по привычке использовали в повседневном обиходе, а потом и в официальных документах древнее название села стало утрачиваться. Соответственно ним организациям и учреждениям давали разные названия – Рождественский клуб, Михайловский сельсовет, Сутковская Машинно-тракторная станция. Местные и районные власти пытались уничтожить в народной памяти имена князей Прозоровских и потому переименовали Прозорово в Михайловское. На защиту возвращения старого названия встали многие жители села, в том числе местный уроженец, житель Москвы полковник Владимир Кожарин. В 1980 году после долгих споров и дискуссий село Прозорово вновь появилось на картах Ярославской области.      

ПРОЗОРОВО В НАШИ ДНИ   
В 1999 году Троице-Михайловский храм был возвращен в лоно Русской православной церкви в порушенном и убогом виде. Когда-то белый храм был черным как смоль, к алтарю была пристроена баня с близлежащего участка, фрески соскоблены, вместо окон – куски ржавого железа. В 2000 году настоятелем храма был назначен протоиерей Анатолий Денисов. Благодаря его стараниям храм был приведен в порядок, отремонтирован, очищена вся прилегающая территория, вставлены окна, заново выстлан пол, в обоих приделах установлены иконостасы, побелен фасал. А к двухсотлетнему юбилею храма – 21 ноября 2010 года выполнена роспись храма. На Пасху 2011 года повесили колокола. Сегодня при храме действует церковно-приходская школа и культурно-православный центр, а сам храм является центром духовной жизни всей округи.
Поминают в храме всех бывших князей, бояр и воевод Прозоровских, а 18 ноября отмечают день памяти священномученика Александра Петропавловского-Прозоровского.

В 2006 году село Прозорово стало административным центром Прозоровского сельского поселения Брейтовского муниципального района в состав которого вошли села Сутка, Косково, Филимоново, Горинское и около пятидесяти деревень в которых осталось по одному два человека. Колхоз  развалиллся, поля заросли бурьяном, а в Прозорове осталось немногим более 250 человек, большая часть которых люди преклонного возраста.

Продолжит ли свою жизнь старинное моложское село Прозорово покажет время.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "летопись Мологских сел и деревень"