Троицкий храм и село Верхне-Никульское

Коновалов Дмитрий Михайлович
ТРОИЦКИЙ ХРАМ И СЕЛО ВЕРХНЕ-НИКУЛЬСКОЕ
Село Верхнее-Никульское Веретейского поселения находится в удивительном по красоте живописном уголке – на берегу Рыбинского водохранилища, с которого открывается шикарный вид на слияние двух рек Ильди и Сутки. В центре села стоит архитектурный шедевр начала 19 века – Троицкий храм, в котором 32 года служил архимандрит Павел Груздев. 

Село Верхне-Никульское имеет древнюю историю, которая уходит корнями в глубь веков, когда эти места принадлежали князьям Солнцевым, ведущим свой род от Рюрика. На высоком левом живописном берегу реки Ильди у Солнцевых был большой дом с колоннами, который окружал парк. На правом берегу Ильди жили крепостные крестьяне. К концу 18 столетия последний владелец земель князь Иван Егорович Солнцев разорился и пропал без вести. Среди крестьян ходили разные слухи о его таинственном исчезновении.

В конце 18 – начале 19 века Верхне-Никульское приобрел граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин – первооткрыватель «Слова о полку Игореве», обер-прокурор Священного Синода и Президент Императорской академии художеств. Мусин-Пушкины вели свой род от Рюрика и были в дальнем родстве с писателем Александром Сергеевичем Пушкиным.

Мусин-Пушкин, купив село начал строить в нем новый храм взамен старого деревянного. Когда точно начались строительные работы – неизвестно, зато известно, что уже в 1806 году храм был построен и освящен. В храме было тремя престола – в летнем приделе во имя Святой Живоначальной Троицы, в зимнем в честь святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Но спустя несколько лет в северной стене зимнего храма появились трещины, которые шли через свод до южной стены. Руководство Ростово-Ярославской епархии поставило графа об этом в известность, и Мусин-Пушкин вместе с городничим города Мологи, попечителем этой церкви Николаем Николаевичем Глебовым, чье имение было неподалеку от села, взялись за капитальный ремонт. Но в 1817 году граф скончался, а 1818 году умер и Глебов. Но дело быстро переняла супруга Мусина-Пушкина Анна Николаевна вместе с сыном Николая Глебова Андреем Глебовым – подполковником, участником Отечественной войны 1812 года.

К весне 1820 года все строительные, отделочные и живописные работы в храме были окончены, и 4 мая состоялось торжественное освящение.
Через несколько лет, когда владельцем села стала семейная чета Щепочкиных, владельцев усадьбы Борок вокруг храма была построена массивная каменная ограды в стиле позднего классицизма с коваными решетками. А по обеим сторонам от ворот были возведены две сторожки.

Вот как описывается вид храма в книге «Обозрение архиепископом Иоанафаном Ярославской епархии» в 1881 году: «Церковь каменная, пятиглавая, обнесена каменною оградою, имеет в своем холодном отделении один алтарь во имя Святыя Троицы с приличным по белому фону иконостасом и живописными иконами; ее стены и своды покрыты красивой живописью и уборкой. Церковь вполне достаточно освещена, отчего все здание становится величественным и благолепным. В теплом отделении храма два алтаря с двухъярусным по кармину иконостасом, в которых нижний ряд икон покрыт апликовыми и частию серебряными ризами, иконостасы приличны, но живопись на потолке и стенах очень потемнела».

На языке профессионал, храм имеет органичный архитектурный ансамбль, сочетает в себе элементы московского барокко и классицизма, что редко можно встретить среди сельских храмов. Это редкий пример строго центричного пятиглавого храма, так называемый восьмерик на четверике. Декоративную проработку фасадов можно отнести к «нарышкинскому» барокко.

В 1915 году игумен Иосиф Мраморный – уроженец этих мест подарил Троицкому храму в Верхне-Никульском чудотворную икону Божией Матери «Достойно есть». Эту икону отец Иосиф привез из Греции, со Святой Горы Афон, где нес свое послушание в 1908 по 1913 год. Он получил ее в подарок от наместника монастыря за особо ревностную службу. В подаренной иконе вложены частицы мощей мученика Трифона, священномученика Харлампия и преподобного Нила Синайского. На лицевой стороне иконы надпись: «Сия святая икона писана и освящена на Святой горе Афон в русском общежительном скиту Святого Апостола Андрея Первозванного». Сам же отец Иосиф, спустя много лет принял мученическую смерть в сталинских лагерях.

Так и жил Верхне-Никульский приход в молитве и трудах. Вокруг села как центра духовной жизни сплотилось 23 деревни в единый приход, в том числе усадьба Борок.

В советские годы жители села объединились в колхоз, а храм тронут не был. Службы в нем совершались регулярно. Этот храм одним из четырех в Некоузском районе, что не закрывались, и сюда приезжали верующие из Брейтовского и Мышкинского районов.

В 1960-м году в село приехал служить отец Павел Груздев – уроженец затопленной водами Рыбинского моря деревни Большой Борок. Он с малых лет рос в монастыре, потом несколько лет был в ссылке в Казахстане, и, вернувшись, принял священство. Этот батюшка известен в современном православном мире как прозорливый старец. О нем и о его жизни в Верхне-Никульском написано множество книг, которые продают в церковных лавках в Москве, Петербурге, Валааме, Соловках и в Греции. Отец Павел 32 года жил в одной из сторожек при храме в Верхне-Никульском. Сегодня на могилку в Тутаев к архимандриту Павлу едут паломники со всей России, равно как ехали к нему сотни людей в советские годы сюда, в Верхне-Никульское. При нем в 1988 году был такой случай. Однажды отец Павел прибирался в летнем приделе храма, и, получив занозу, пошел на улицу ее вытаскивать, а в это время обвалился потолок и крыша храма. Из-за этого обрушения до наших дней не сохранились фрески и старинный иконостас с древними иконами, покрытыми серебряными ризами.

С созданием в 1940-е годы Рыбинского водохранилища село Верхне-Никульское оказалось на красивом живописном высоком берегу рукотворного моря. Из-за переселения людей село было несколько перестроено, появились новые дома. В разные годы здесь проживало триста и более человек. Сегодня немногим более трех десятков. Лишь летом сюда на тихий и чистый берег Рыбинского моря съезжаются отдохнуть туристы и дачники из Москвы, Рыбинска и Ярославля. 
Почти в том же благолепном виде сохранился храм, а справа от алтаря родовой склеп дворян Глебовых – выдающихся сынов Отечества. Андрея Глебова – участника наполеоновских сражений; его отца статского советника Николая Глебова, их потомка Андрея Глебова – первого золотопромышленника в Европе. На кладбище за церковной оградой сохранилась могилка Елизаветы Фроловны Солнцевой – матери Федора Григорьевича Солнцева – уроженца села Верхне-Никульское, профессора Императорской академии художеств и создателя семитомного фундаментального труда «Древности Государства Российского». Сохранилась на кладбище и могилки матери, брата и трех сестер почетного академика Академии наук СССР, ученого-энциклопедиста Николая Морозова.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "Летопись Мологских сел и деревень"