Андреевское

Коновалов Дмитрий Михайлович
АНДРЕЕВСКОЕ
Село Андреевское почему-то даже в некоторых официальных документах называется местечком. И оно действительно местечко. Тихое, уютное, окруженное с одной стороны могучим лесом как бы закрывая себя от шумной трассы Шестихино-Брейтово, а с другой тихой и безмятежной стороны оно открыто бескрайним полям, могучим лесам, патриархальному селу Марьино и журчащей речке Ильдь. Усадьба и в Андреевском представляет собой огромное культурное значение, ибо ее владельцы внесли неоценимый вклад в Отечественную историю.

ОТ ОДНОГО ХОЗЯИНА К ДРУГОМУ
ВПЕРВЫЕ сельцо Андреевское Мологского стана Угличского уезда упоминается в документах 1614 года. Тогда селом владел старинный дворянский род Волынцевых. Помимо Андреевского Волынцевым принадлежали и окрестные деревни, в том числе большое село Марьино о котором будет рассказано более подробно ниже.

От одного Волынцева к другому передавалось Андреевское. В начале 1700-ых годов дочь Ивана Гурьевича Волынцева Ефросинья вышла замуж за капитана Никиту Кирилловича Полуектова, их дочь Екатерина была женой инженера генерал-майора Ивана Андреевича Вельяшева, который к своей фамилии добавил фамилию жены. Кстати Иван Андреевич Вельяшев-Волынцев был не только военным, но и писателем-исследователем. Среди его трудов: «Артиллерийские предложения для обучения благородного юношества артиллерийского и инженерного кадетского корпуса», «Истории о крестовых походах» и множество других произведений, пользующихся в то время невероятной популярностью. Выйдя в отставку, Иван Вельяшев-Волынцев был депутатом от дворянства по Мологскому уезду и жил здесь в Андреевском. А один из его сыновей Дмитрий Вельяшев-Волынцев был весьма одаренным и разносторонним человеком. Он с золотой медалью кончил благороднейший университетский пансион, и служил сержантом в Преображенском полку, а при императоре Павле I стал полковником. Выйдя на пенсию, стал одним из активистов общества любителей российских древностей, словесности и истории; был автором «Словаря математических и военных наук».

Вскоре после Дмитрия Ивановича Вельяшева-Волынцева владелицей Андреевского стала Евдокия Андреевна Вельяшва-Волынцева которая была замужем за Яковом Савичем Мусин-Пушкиным. Именно они разделили Андреевское и часть деревень.
Их сын Иван Яковлевич – поручик Преображенского полка, будучи хозяином рачительным расширил Андреевское и хозяйство. С тех пор и до начала 18 века местечко принадлежало выдающемуся российскому роду Мусиных-Пушкиных.
Вообще Мусины-Пушкины в истории Мологского края сыграли огромную роль. Сын Ивана Яковлевича Алексей Мусин-Пушкин первооткрыватель «Слова о полку Игореве», президент Императорской академии художеств и при Екатерине II обер-прокурор Священного Синода почти безвылазно жил в этих краях, он построил множество храмов и помог многим местным талантливым крестьянам обустроить свою жизнь. Кстати именно его – Алексея Мусина-Пушкина трудами в Андреевском была построена усадьба, а в соседнем селе Марьино был построен и в 1781 году освящен большой каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – элемент Андреевского усадебного комплекса.

ГЕНЕРАЛ ВОЛКОНСКИЙ
В 1811 ГОДУ Алексей Иванович Мусин-Пушкин подарил усадьбу Андреевское своей дочери Наталье в день ее бракосочетания с князем генерал-лейтенантом Дмитрием Михайловичем Волконским, крупным военачальником, боевым сподвижником Александра Суворова и Михаила Кутузова. Родственные, деловые и культурные связи семейной четы Дмитрия и Натальи Волконских были чрезвычайно обширны. Так, под записью об их бракосочетании стояли подписи видных русских фамилий – куратора Московского университета князя Федора Голицына, нижегородского губернатора графа Павла Кутайсова, действительного тайного советника Ивана Лопухина, историка Николая Карамзина и многих других. А среди близких друзей Волконских были поэты Иван Крылов и Николай Гнедич, министр иностранных дел граф Николай Румянцев и другие.

В книге Льва Толстого «Война и мир» Волконский носит видоизмененную фамилию Болконский.   

СТАЛ ХОЗЯИНОМ КУРАКИН
В 1864 ГОДУ внучка Волконских Елизавета вышла замуж за князя Анатолия Александровича Куракина. В 1865 году согласно дарственной полученной от отца Михаила Дмитриевича Волконского княгиня Елизавета Куракина получила в вечное и потомственное владение ненаселенное сельцо Андреевское и 13 окрестных сел и деревень, при этом в завещании указывалось на то, что Михаил Волконский имел право свободно пользоваться частью усадьбы. Ведь еще бы, именно его трудами в соседнем селе Марьино было основано и 1 сентября 1835 года открыто двухклассное министерское училище, библиотека и родильный приют.
Молодая чета Елизавета и Анатолий Куракины переехали в Андреевское, где проводили значительную часть своего времени.

Князь Анатолий Александрович Куракин после многих лет активной государственной службы в министерстве земледелия, активно включился в жизнь Мологского уезда. Несколько лет он был Мологским уездным предводителем дворянства и депутатом, был мировым судьей. В самой же усадьбе князь построил водяную и паровую мельницы, маслодельный и сыродельный заводы, а в 9-ти километрах от имения у железнодорожной станции Шестихино построил кирпичный завод, на котором работало 90 человек.

В самой усадьбе к деревянному барскому дому им был пристроен большой кирпичный бытовой корпус, который сохранился до наших дней.

Вот как описывает усадьбу Петербургский историк, подполковник военной медицины, человек, много исследовавший наши края Константин Константинович Озеров: «Самым впечатляющим сооружением усадьбы был графский дом, весь комплекс которого был построен в соответствии с новыми романтическими тенденциями, которые сложились в то время в западноевропейской архитектуре, когда в проектировании зданий стали использовать некоторые элементы стилей и декоративных приемов средневекового зодчества. Архитектурный романтизм нашел широкое применение в усадебном строительстве. Все здание в Андреевском было построено по асимметричному плану, как это делалось при сооружении средневековых замков и крепостей. По-особому выделен кухонный корпус, построенный из красного кирпича с величественной смотровой башней. Полукруглой, крытой, остекленной галереей эта часть здания соединялась с построенным из дерева двухэтажным жилым корпусом, восемнадцать величественных колонн которого гармонично вписывались в главный подъезд. Точно сплетенное кружево из двадцати одной ажурной решетки служило украшением балконов второго этажа. Весь архитектурный комплекс казался фантастически сказочным. По своему романтическому замыслу это было единственное здание из всех дворянских усадеб в Ярославской губернии.

Парк в Андреевском был заложен английскими садоводами во второй половине XVIII столетия при жизни Алексея Ивановича Мусина-Пушкина и занимал площадь более трех гектаров. В нем на редкость удачно сочетались особенности, присущие крупнейшим пейзажным паркам Европы, с чертами сугубо местными, обусловленными рельефом данной местности. Самым живописным местом здесь была солнечная поляна перед графским домом с нежной бархатистой зеленью газона, окруженной со всех сторон густыми деревьями, преимущественно дубом, которые как величественные памятники возвышались над равнинной местностью, удерживая живительную прохладу в период летнего зноя. Обилие света на этой поляне было особенно ощутимо после мрачноватых и тенистых уголков парка. Весенние крики птиц, журчание воды в реке Ильдь, сливаясь с тихим шелестом листвы, рождали чарующую звуковую мелодию этого романтического парка. Вместе с графским домом это придавало всему ансамблю особый отпечаток уникальности, о котором с восторгом вспоминали современники».

В составе усадебного комплекса имелись многочисленные хозяйственные строения, в том числе животноводческая ферма, где содержалось поголовье не только крупного рогатого скота, но также альгульский и тирольский скот. В книге «Вся Россия», выпущенной на рубеже 19-20 веков, в разделе «Выдающиеся хозяйства» среди 33 образцово-показательных хозяйств имение Куракиных Андреевское выделено особо. А в 1912 году на сельскохозяйственной выставке в городе Мологе княгиня Елизавета Куракина была отмечена наградами.

Немало помогали в содержании имения и наемные Куракиными немцы, например семейство Фишеров. В их семье в усадьбе Андреевское родился Генрих Маттеус Фишер – ставший впоследствии одним из первых социал-демократов, революционером, а его сын – Вили Фишер, больше известный под именем Рудольф Абель стал советским разведчиком, руководителем нелегальной резидентуры США.
В 1910 году усадьба Андреевское включала в себя – двухэтажное здание главного жилого дома со смотровой лоджией, корпус для прислуги, парк с каскадными прудами, сад с оранжереями. 

РАЗОРИЛИ ВСЮ УСАДЬБУ
В 1918 ГОДУ Андреевское было национализировано. Председатель Мологского революционного комитета Федор Бологов почти сразу же приехал к Куракиным, но их уже в Андреевском не было, они эмигрировали, даже не успев ничего с собой забрать. В доме остались только прислуга и их дети. Тут же было решено все имущество дома вывезти: картины, семейные портреты кистей известных мастеров, столовое серебро, фарфор, хрусталь, мрамор, бронза, бесценная французская мебель в стиле Людовика XVI и библиотека. Когда происходила конфискация, в одном из помещений Бологов стал простукивать стены. Определив разность звука, он разобрал стену. Там находился окованный сундук. Вскрыть его на месте не получилось и потому сундук увезли в Мологу, там взломали и от увиденного многие просто онемели. В сундуке были золото, рубины, изумруды, желтые и розовые топазы, множество бриллиантов, подарки предкам Куракиных от императора Александра I.

Почти сразу после революции Куракины эмигрировали во Францию. Анатолий Куракин умер в 1936 году и был похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, а его сын, тоже периодически живший в Андреевском Иван Куракин – член Государственной Думы III созыва и предводитель Ярославского губернского дворянства принял монашество и стал епископом Иоанном, прожив в Париже до 1950-го года.

После разорения часть строений усадьбы была разобрана и перевезена на железнодорожную станцию Волга для рабочих. Затем здесь была организована крестьянская коммуна по совместной обработке земли. С 1949 года по 1959 год в Андреевском был расположен лагерь для женщин-заключённых с длинными рядами колючей проволоки и сторожевыми вышками. А потом Андреевское превратилось в рядовое советское село с совхозом под названием «Богатырь», правление и бухгалтерия которого были размещены в остатках бывшей усадьбы.
Сегодня в стенах барского дома запустение и разруха. От внутреннего убранства не осталось и следа лишь фотографии 1914 года, дореволюционные планы и чертежи прежнего княжеского дома.

В селе Андреевское сегодня живет порядка ста человек.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги "Летопись Мологских сел и деревень"