Симеон Новый Богослов

Раиса Лебедева 2
Слово о трех образах внимания

"Святые отцы наши, слыша Господа говорящего, что «из сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния,любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф.15,19)…
Стали всецело подвизаться … в хранении сердца, будучи уверены, что вместе с этим деланием удобно стяжут и всякую другую добродетель, а без него не могут установиться ни в одной добродетели
 Это делание некоторые из отцев назвали сердечным безмолвием, другие назвали его вниманием; иные – трезвением и противоречием (помыслам),иные еще рассмотрением помыслов и хранением ума. Они все в нем преимущественно упражнялись, и им сподобились получить божественные дарования.
.«Блажени нищи духом» (Мф.5,3), т.е.блажены те, которые не стяжали в сердце своем никакого пристрастия к миру, но бедны всяким помыслом мирским. И все святые отцы много писали об этом.
Одним словом , кто не внимает себе и не хранит ума своего, тот не может сделаться – чист сердцем, чтобы сподобиться узреть Бога. Кто не внимает себе, тот не может быть нищ духом, не может сокрушаться и плакать, ни быть тихим и кротким, ни алкать и жаждать правды, ни быть милостивым, или миротворцем, ни перенесть гонение за правду. И обще говоря, нет возможности стяжать добродетели иным каким способом кроме сего внимания. Почему паче всего другого о нем надлежит тебе приложить старание, чтобы собственным опытом изведать, что я говорю тебе.
Если желаешь научиться и тому, как следует это делать, я скажу тебе об этом".