Помощник стихоплета - размер

Поэтический Самиздат
Односложный размер

Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть несколько.
Ночь, день.
Звук: шаг.
То — маг.
Таццу Такамаро, «Regeneration»

Двухсложные размеры

Хорей —размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырехстопного хорея:
       
Бу;ря мгло;ю не;бо кро;ет ;; __ / ;; __ /;; __ / ;;_
Ви;хри сне;жные крутя;;         ;; __ / ;; __ __ / __ ;;
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

Хоре;й (др.-греч. — «плясовой»,  — хоровая стопа, размер) — двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея — четырёх- и шестистопный, с середины XIX века — пятистопный.
Мнемоническая фраза:
Мчатся тучи, вьются тучи,
На хорей они летят

Примеры:
Бу;ря мгло;ю не;бо кро;ет,
Ви;хри сне;жные крутя;;
То, как зве;рь, она; заво;ет,
То запла;чет, как дитя;…

— Александр Пушкин, «Зимний вечер» (четырёхстопный)

Выхожу; оди;н я на доро;гу;
Сквозь тума;н кремни;стый пу;ть блести;т;
Ночь тиха;. Пусты;ня вне;млет Бо;гу,
И звезда; с звездо;ю говори;т.

— Михаил Лермонтов, «Выхожу один я на дорогу...» (пятистопный)

В небе тают облака,
 И, лучистая на зное,
 В искрах катится река,
 Словно зеркало стальное.
 ! — ! — ! — !
 ! — ! — ! — ! -
 ! — ! — ! — !
 ! — ! — ! — ! -

— Ф. И. Тютчев

Ночевала тучка золотая
 На груди утеса-великана;
 Утром в путь она умчалась рано,
 По лазури весело играя…
 ! — ! — ! — ! — ! -
 ! — ! — ! — ! — ! -
 ! — ! — ! — ! — ! -
 ! — ! — ! — ! — ! -

— М. Ю. Лермонтов (с пропусками ударений, пиррихием


Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:
       
Наря;жены мы вме;сте го;род ве;дать, __ ;; / __ __ / __ ;; / __ ;; / __ ;; / __
Но, ка;жется, нам не; за кем смотре;ть __ ;; / __ __ / __ ;; / __ __ / __ ;;
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

Ямб - у этого термина существуют и другие значения:
Ямб — стихотворный размер.
Ямб — русское название слитков серебра, обращавшихся в Китае до денежной реформы 1933 г.
Ямба — в древнегреческой мифологии дочь Пана и Эхо.
ЯМБ (Язык Машин Бухгалтерских) — язык программирования для советских бухгалтерских машин Искра-554, Искра-555 и терминала «Нева-501».

Ямб -(др.-греч., предположительно от названия музыкального инструмента),
1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U—); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) — безударный слог + ударный слог;
2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.

Точная этимология термина неизвестна. Поскольку ямбические песнопения были неотъемлемой частью праздников плодородия в честь Деметры, термин связывали с именем служанки элевсинского царя Келея Ямбы. Согласно мифу, Ямба развеселила безутешную Деметру, которая повсюду искала дочь Персефону, непристойными стихотворениями[1]. Не исключено, что само имя Ямба — отзвук древнего слова с обсценным значением. Некоторые исследователи обратили внимание на слово — музыкальный инструмент (то же, что «самбука», или «самбика»), в сопровождении которого (согласно очень позднему свидетельству Фотия) исполнялись ямбические песни, и высказали предположение, что слово  происходит от названия этого музыкального инструмента.

Ямб в античности.
В античной поэзии наиболее распространённые виды ямбов — сенарий и триметр. Сенарий состоит из шести ямбических стоп. Триметр также состоит из шести ямбических стоп, сгруппированных попарно (такие сдвоенные ямбические стопы именовались диподиями). В античных ямбах два лёгких слога могли подменяться одни тяжёлым и, наоборот, тяжёлый слог мог подменяться двумя лёгкими. Из этой предпосылки в реальной практике рождалось невероятное разнообразие ямбической поэзии. Ямбические стихи более всех прочих походили на обычную речь и потому использовались (преимущественно) не в эпических жанрах, а в лирике и драме (в баснях, в трагедиях и комедиях).

Примеры ямбов

Примеры ямбов в античной поэзии:

1) Ямбический акаталектический триметр:
U—; ¦ U— | U—; ¦ U— | U—; ¦ U—
Из це;лей, ради ко;их я наро;д собрал
vol;s sonare: t; pudica, t; proba (Horatius, Ep. XVII, 41)
на лжи;вой: "О скромна;, о целому;дренна

2) Ямбический акаталектический диметр:
U—; ¦ U— | U—; ¦ U—
in v;rba iurab;s mea (Horatius, Ep. XV, 4)
шепта;ла вслед слова; мои

3) В некоторых случаях ямба метр может быть односложным, напр. в ямбическом сенаре:
U—; | U—; | U—; | U—; | U—; | U—;
Fab;lla: n;mquid ;lla, P;ule, p;ier;t? (Martialis, Ep. VI 12, 2)
что в ла;вке по;купа;ет). Ра;зве, Па;вел, вре;т?

Примеры ямбов в русской поэзии:

1) Четырёхстопный акаталектический:
Мой дя;дя са;мых че;стных пра;вил…
(А. С. Пушкин)

2) Пятистопный:
Волчица ты! Тебя я презираю!

К Птибурдукову ты уходишь от меня!
(Ильф и Петров, "Золотой телёнок")

3) Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове); тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных. Пятистопный каталектический:
Ты погрусти;, когда; умрёт поэ;т,
Поку;да зво;н ближа;йшей и;з церкве;й
Не возвести;т, что э;тот ни;зкий све;т
Я променя;л на ни;зший ми;р черве;й.
(Шекспир; перев. С. Я. Маршак)

Основные размеры в русском стихосложении — четырёхстопный (лирика, эпос); пятистопный (лирика и драма XIX—XX вв.); шестистопный (поэма и драма XVIII в.); вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.).


Логаэд

Все стихотворные размеры, приведенные выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:

Сего;дня дурно;й де;нь:         __ ;; / __ __ ;; / ;;
Кузне;чиков хо;р спи;т,  __ ;; / __ __ ;; / ;;
И су;мрачных ска;л се;нь - __ ;; / __ __ ;; / ;;
Мрачне;й гробовы;х пли;т. __ ;; / __ __ ;; / ;;
О. Мандельштам



Дохмий — пятисложная восьмимерная стопа греческой метрики; схема U — — U —. В латинской поэзии уже не употреблялся.

В русской поэзии дохмий использовал Даниил Андреев:

Схема, приводимая Д. Андреевым:

[U--]U-UU--U-

[U--]U-UU--U-

Пример из работы «Новые метро-строфы»:

[Гудит

Шаг гиганта

В снегу

Льду,] воде,



Сквозь мглу

Транс-паранты

В косом

Прут дожде.



Ана;пест (греч. — отражённый назад, обратный дактилю; менее распространено ударение анапе;ст, соответствующее нем. Anap;;st) — трёхсложный стихотворный размер.

В античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога.

В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.

Пример из Александра Блока (трёхстопный анапест):

О, весна; без конца; и без кра;ю —
 Без конца; и без кра;ю мечта;!
 Узнаю; тебя, жи;знь! Принима;ю!
 И приве;тствую зво;ном щита;!

Пример (также А. Блок):

Есть в напе;вах твои;х сокрове;нных
 Рокова;я о ги;бели ве;сть.
 Есть прокля;тье заве;тов свяще;нных,
 Поруга;ние сча;стия е;сть.

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).
Мнемоническая фраза:

Не броди;л с кистенём я в дремучем лесу;,
 я ана;пест с собо;ю носи;л.



Амфибра;хий (греч. — с обеих сторон краткий) — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.
Не ве;тер бушу;ет над бо;ром,
Не с го;р побежа;ли ручьи; -
Моро;з-воево;да дозо;ром
Обхо;дит владе;нья свои;.
(Н. А. Некрасов)

Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).
Доро;же отчи;зны — не зна;л ничего;
Бое;ц, не люби;вший поко;я.
(Н. А. Некрасов)

Мнемоническая фраза:

В глубо;кой тесни;не Дарья;ла, где жи;л амфибра;хий седо;й…

Следующее двустишие Григория Кружкова также может играть роль мнемонической фразы:

Ана;пест, ана;пест, ана;пест -
Вот та;к амфибра;хий звучи;т.



Да;ктиль (греч.- «палец») — трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.

Примеры:
Ту;чки небе;сные, ве;чные стра;нники
М. Ю. Лермонтов
Вы;рыта даќтилем я;ма глубо;кая
Мнемоническая фраза для запоминания размера.

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).

Название происходит от греч. ;;;;;;;; — «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трех слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.

Популярная в 1920-е годы «рабочая теория происхождения ритма» связывала дактиль с ударными метрами, в частности с метром ударов молота[1].



Гекза;метр, гексаметр, устар. ексаметр, ексаметрон, эксаметр, дактило-хореический размер, шестеромерный стих (др.-греч. — «шесть» и — «мера») — в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров. В более распространенном понимании — стих из пяти дактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. Один из трех главных размеров классической античной квантитативной метрики, самый употребительный размер античной поэзии.

Античный «героический» гекзаметр возник в Древней Греции не позднее VIII века до н. э. (возможно, уже в микенскую эпоху) и является древнейшим квантитативным размером. Гипотезы о заимствованном характере гекзаметра исследователями рассматриваются давно; по одному из мнений, гекзаметр возник под влиянием метрики хурритских и хеттских поэм, хотя наличие долгот в хеттском языке остаётся предметом дискуссии.

Первые гекзаметрические сочинения не записывались; это были устные произведения, передаваемые, в частности, бродячими аэдами. Такой нерифмованный гекзаметр представлял собой превосходное мнемоническое устройство. Впоследствии гекзаметр считался изобретением Аполлона или Орфея; легенда также приписывает введение гекзаметра некой Фемоное, дочери Аполлона, первой дельфийской пифии. Изначально гекзаметр являлся преимущественно сакральным стихом; гекзаметром, в частности, произносились ответы оракулов, пелись религиозные гимны. Гекзаметр произносился нараспев, под аккомпанемент форминги.

В героических поэмах, как высокая форма стиха, гекзаметр стал применяться намного позже. Первый зафиксированный письменно гекзаметр появляется в «Илиаде», «Одиссее» и других киклических поэмах. Эти поэмы создавались в IX—VIII вв. до н. э. (записаны в VI в. до н. э., до этого передаваясь устно); гекзаметр в них уже полностью сложен и устойчив. Под влиянием гомеридов гекзаметр стал классическим стихом героического эпоса. Аристотель называет гекзаметр «самым устойчивым и веским» из всех видов метра. Укоренившись как размер большого эпоса, гекзаметр нисходит в средние жанры — буколику (начиная с Феокрита), сатиру и послание (начиная с Горация).

В римскую поэзию гекзаметр ввел Квинт Энний, вытеснив, таким образом, древнейший римский сатурнийский стих. Энний показал, что греческие квантитативные размеры могут использоваться в латинском языке, в котором требования к фонетическим преобразованиям (напр. размещению долгого слога в позицию краткого и наоборот) строже, чем в греческом.[6] По своей квантитативной природе, классические гекзаметры могут существовать только в древнегреческом, латинском и подобных им языках, в которых долгота гласных является фонологически значимой; гекзаметры в современных языках имититативны и сконструированны искусственно.

Античный героический гекзаметр — шестистопный стих с двухвариантным заполнением стоп. Арсис, сильное место стопы, заполняется одновариантно — только долгий слог; тезис, слабое место — двухвариантно: либо долгий, либо два коротких, с соблюдением таким образом принципа квантитативности (равной количественности). Последний слог, по правилу окончания строки, произволен и служит знаком окончания стиха. Общая схема гекзаметра:
—;UU | —;UU | —; UU | —;UU | —;UU | —;X

Из этой схемы видно, что с регулярным замещением (дактиля —;UU на спондей —;—) существуют 32 возможные реализации гекзаметрического стиха, начиная с полной 17-сложной:
—;UU | —;UU | —; UU | —;UU | —;UU | —;X
Qu;druped;nte putr;m sonit; quatit ;ngula c;mp;m…
(Vergilius, Aen. VIII, 596)

и заканчивая 12-сложной:
—;— | —;— | —;— | —;— | —;— | —;X
(Homerus, Il. XXIII, 221)
;ll; r;sp;nd;t r;x ;lb;; L;ng;;…
(Ennius, Ann. I, 31)

Спондеями регулярно подменяются дактили первых четырёх стоп; когда спондеем подменяется пятая стопа, такой гекзаметр называется «спондеическим». Спондеический гекзаметр встречается редко; в пятой стопе почти всегда предпочитается строгий дактиль, который является здесь маркером окончания стиха на следующей стопе:
—;— | —;— | —;— | —;— | —;UU | —;X
Sp;rs;s h;st;s l;ng;s c;mp;s spl;ndet et h;rr;t…
(Vergilius, Aen. ;;, 597)

При чтении гекзаметра в определенных местах стиха делаются паузы — цезуры и диерезы. Необходимость пауз в метрической поэзии возникает из ритмической симметрии размера. Например, в силлабо-метрических размерах (которые были песенными, с нефиксированным «плавающим» ритмом) наличие паузы некритично для восприятия стиха. В метрических размерах (которые были речитативными, с фиксированным постоянным ритмом) цезура, без которой слух не охватывает длинной моноритмичной строки, необходима.

На раннем этапе, когда гекзаметр являлся преимущественно сакральным стихом, он произносился симметрично, без пауз, и был собственно дактилическим (то есть первые пять стоп были дактилями и не подменялись спондеями). Позже, с развитием индивидуального творчества, гекзаметр стал в полной мере квантитативным, с произвольным слоговым составом, но общей фиксированной долготой.

Таким образом, гекзаметр представляет собой стих, состоящий из последовательности трехморных (трехдольных) фрагментов, начало и окончание которых маркируется паузами. Как правило, гекзаметр делится на два или три таких фрагмента. Употребление паузы в метрическом стихе требует осторожности; она не должна находиться в таком месте, где рассекла бы стих на два тождественных полустишия. Отсюда в поэтической практике возникло два правила:
если первое полустишие начинается с сильного места, второе полустишие должно обязательно начинаться со слабого, и наоборот;
на тех околопаузных местах, где словораздел мог бы показаться окончанием стиха, на словораздел налагался запрет (т. н. зевгма).

Для метрического стиха, состоящего из стоп одинаковой структуры, это в первую очередь значит: пауза не должна проходить между стопами, но должна стопу рассекать. То есть, первое полустишие должно заканчиваться начальной, сильной частью рассеченной стопы; второе — начинаться неначальной, слабой. Такая пауза, которая рассекает стопу, получила название цезуры (лат. caesura, от caedo — рубить; др.-греч. — рассечение). В гекзаметре устоялись следующие цезуры:

1) пятиполовинная ( - caesura semiquinaria; встречается чаще всего):
(Homerus, Odyss. I, 125)
;urea pr;ma sat; [e]st || aet;s, quae v;ndice n;llo…
(Ovidius, Metam. I, 89)

2) «трохеическая» ( - caesura post tertium trochaeum):
(Homerus, Il. I, 5)
P;ndite n;nc Helic;na || de;e, cant;sque mov;te…
(Vergilis, Aen. VII, 64)

3) буколическая ( - caesura bucolica; называется буколической, так как чаще всего встречается в буколиках Феокрита и Вергилия):
D;c mihi, D;moet;, cuium p;cus? || ;n Melib;ei?
(Vergilius, Ecl. III, 1)

4) трехполовинная ( - caesura semitrinaria; обычно сочетается с семиполовинной):
Qu;dquid id ;st, || time; Dana;s ¦¦ et d;na fer;ntes
(Vergilius, Aen. II, 49)

5) семиполовинная ( - caesura semiseptenaria; обычно сочетается с трехполовинной):
(Homerus)
Qu;dquid id ;st, ¦¦ time; Dana;s || et d;na fer;ntes
(Vergilius, Aen. II, 49)

Буколическая цезура (3) отличается от прочих тем, что не рассекает стопу. Такая пауза также называется диереза. Диереза, которая требует после себя сильной доли (и соответственно, по указанным причинам, не может использоваться в середине стиха) используется относительно редко и, как правило, не в начале но в окончании (после первой цезуры).

Наиболее употребительная из всех цезур — пятиполовинная. Синтагматическое деление стиха (и соответственно пунктуация) приходится, как правило, на неё; при этом в греческом гекзаметре апостроф цезуру не нарушает:
(Homerus, Odyss. I, 125)
;rma vir;mque can;, || Troi;e qui pr;mus ab ;ris…
(Vergilius, Aen. I, 1)
Долготы, ударения, особенности прочтения[править | править исходный текст]

Музыкальные ударения древнегреческого и латинского языков (с повышением тона), как представляется, в ритме гекзаметра значения не имели. Ритмообразующим механизмом гекзаметра являлись икты, силовые ударения на арсисе (сильной части стопы). Соблюдение иктов для ритмической структуры гекзаметра было критичным.

В древнегреческом языке, если последний слог слова долгий, ударение может падать на последний или на предпоследний слог; если последний слог краткий — на последний, предпоследний или пред-предпоследний. В латинском, если предпоследний слог слова долгий, ударение падает на него, если краткий — на пред-предпоследний. Отсюда в стихе перед словоразделами на цезуре или в конце стиха положение динамических ударений было несвободным и зависело от конфигурации долгот и краткостей, напр. в латинском гекзаметре
—;UU | —;UU | —; || UU | —;UU | —;UU | —;X

в конце стиха сильное долгое место приходится на предпоследний слог и поэтому всегда совпадает с ударением слова; в конце первого полустишия — на последний, и поэтому никогда не может совпасть с ударением последнего предцезурного слова. Отсюда римские поэты выбирали для стиха такие расположения словоразделов, которые подчеркивали бы совпадения словных ударений с метрическими в конце стиха и несовпадения их в конце предцезурного полустишия. В первую очередь это являлось дополнительным маркером окончания стиха, например:
—;UU | —;UU | —; || — | —;— | —;UU | —;X
;urea pr;ma sat; [e]st || aet;s quae v;ndice n;llo…
(Ovidius, Metam. I, 89)

Где в словах sata и aetas собственное ударение падает на первый слог, в то время как икт в стихе падает на второй; в слове nullo и собственное ударение, и икт — на первый. В этом заключается принципиальное отличие цезуры в квантитативном стихосложении от цезур в прочих; напр. в русском или немецком силлабо-тоническом стихе цезура, как правило, проходит между стопами (напр. А. С. Пушкин, «Борис Годунов»: Ещё одно, ¦¦ последнее сказанье…).

«Чередование дактилей и спондеев вместе с разнообразием цезур придают гекзаметру ритмическое многообразие и богатство интонаций, в то время как постоянные формулы, укладывающиеся в целую стихотворную строку или занимающие зафиксированное место в ее начале или конце, делают гекзаметр одним из носителей эпической традиции».

По указаниям литературоведов, чтение античных гекзаметров должно проходить в форме четкого скандирования, с соблюдением двудольного протяжения долгих слогов в дактиле и спондее. «Принятое в настоящее время скандирование в трехдольной манере, без соблюдения долгих слогов, неправильно, поскольку оно меняет ритм античного стиха, акцентируя лишь первый слог трехдольника. Такое чтение гекзаметров игнорирует ударные слоги греческих слов, когда эти слоги приходятся на слабые доли стопы. В результате получается однообразный константный ритм гекзаметров, и искажаются искусственными акцентами греческие слова».

Первый фрагмент гекзаметра может оканчиваться после второго дактиля и маркироваться диерезой. После диерезы предпочитается односложное слово, чтобы соблюдалась пятиполовинная цезура. Такое встречается нечасто и предпочитается в греческом. В латинском гекзаметре такое деление стиха встречается чаще у Вергилия (Aen. I, 17):
H;c curr;s fuit, ¦¦ h;c || regn;m dea g;ntibus ;sse.

Трохеическая цезура (2) более свойственна латинскому гекзаметру. Из римских поэтов такую цезуру более прочих использовал Овидий. Один из редких случаев трохеической цезуры в греческом гекзаметре у Гомера (Il. IX, 394):
;;;;;; ;;; ;;; ;;;;;; || ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;...

Буколическая цезура (3), или диереза после четвёртой стопы, характерна главным образом для греческого гекзаметра. Считалось, что эта цезура придает стиху изнеженность, отсюда чаще всего встречается в элегиях Симонида и буколиках Феокрита. Феокрит в случае этой цезуры для четвёртой стопы использовал обязательный дактиль с хиатусом (то есть оканчивая стопу гласным и начиная следующую также гласным, что не на разделе фрагментов, во избежание неудобопроизносимой последовательности, не допускалось):
; ;;;; ;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;• ¦¦ ;;; ;; ;;; ;;...
(Theocritus, Id. I 1, 2)

Вергилий, который использовал буколическую цезуру, этой модели не следовал:
D;c mihi, D;moet;, cuium p;cus? ¦¦ ;n Melib;ei?
(Vergilius, Ecl. III, 1)

В греческой и ранней латинской поэзии четвёртая стопа при буколической цезуре часто оканчивалась не спондеем, но трохеем:
;; ;; ;;; ;;; ;;;;; ;;;;;;;;;; ¦¦ ;;;;;;;;;;...
(Homerus, Il. XI. 36)
;mnis c;ra vir;s, uter ;sset ¦¦ ;ndoper;tor…
(Ennius, Annal. I)

В латинской поэзии периода Августа и позже такое не допускалось; вдобавок, только одно слово после буколической цезуры не использовалось, чтобы получающийся таким образом Адоний (—UU—X) не заключал в себе одно слово, как напр. ранее у Лукреция (I 3):
Qu;e mar; navig;rum, || quae t;rras ¦¦ fr;gifer;ntes…

Латинские поэты часто предпочитали диерезу после пятого дактиля и окончание стиха двумя односложными словами:
N;nc te m;rmore;m || pro t;mpore f;cimus, ¦¦ ;t tu…
(Vergilius, Ecl. VII)

Спондеический гекзаметр (со спондеем в пятой стопе) чаще встречается у греческих авторов. В римской поэзии такой гекзаметр предпочитал Катулл, оканчивая, как правило, стих четырёхсложным словом (XIV 15):
;equore;e monstr;m || Ner;ides ;dmir;ntes…
Художественные особенности[править | править исходный текст]

По своей природе, гекзаметр предоставлял поэту мощный инструментарий для создания и раскрытия образа. Хороший поэт умело чередовал последовательность цезур и диерез добиваясь, таким образом, нужного художественного эффекта. В этом отношении, например, порицают Нонна и Мосха, которые злоупотребляют трохеической цезурой; в то же время элегический тон «Эпитафии Биону» Мосха в большей степени допускает мягкость ритма, сообщаемую трохеической цезурой.

Ещё более существенное свойство художественной образности представляет замена дактилей спондеями. В целом, дактили предпочитались для описания того, что имеет быстрый и оживленный характер, спондеи — веский, медленный и торжественный. Тем большая опасность существовала для поэта впасть в надуманную, неоправданную игру средствами художественной выразительности гекзаметра. Образцом подлинного мастерства использования метра, цезур и диерез считается, например, следующий фрагмент Вергилия (Aen. I, 81—101):

H;ec ubi d;cta, cav;m || conv;rsa ¦¦ c;spide m;ntem

;mpulit ;n latus; ¦¦ ;c || vent; velut ;gmine f;cto,
 qu; data p;rta, ru;nt || et t;rras ¦¦ t;rbine p;rflant.
 ;ncubu;re mar; || tot;mq[e] a s;dibus ;mis
 ;n[a] Eur;sque Not;sque ru;nt || creb;rque proc;llis
 ;fricus, ;t vast;s || volv;nt ad l;tora fl;ctus.
 ;nseqit;r || clam;rque vir;m || strid;rque rud;ntum;
 ;ripi;nt subit; || nub;s cael;mqe di;mque
 T;ucror[um] ;x ocul;s; || pont; nox ;ncubat ;tra;
 ;ntonu;re pol[i] ;t || crebr;s micat ;gnibus ;ether
 pr;esent;mque vir;s || int;ntant ¦¦ ;mnia m;rtem.
 ;xtempl[o] ;ene;e || solv;ntur ¦¦ fr;gore m;mbra;
 ;ngemit ;t duplic;s || tend;ns ad s;dera p;lmas
 t;lia v;ce ref;rt: || ‘o t;rque quat;rque be;ti,
 q;is ant[e] ;ra patr;m || Tr;jae sub m;enibus ;ltis
 c;ntigit ;ppeter[e]! ; || Dana;m fort;ssime g;ntis
 T;did;! || men[e] ;liac;s || occ;mbere c;mpis
 n;n potu;sse tu;q[ue] anim[am h];nc || eff;ndere d;xtra,
 s;evus ub[i] ;eacid;e || tel; iacet H;ctor, ub[i] ;ngens
 S;rped;n, || ubi t;t Simo;s || corr;pta sub ;ndis
 sc;ta vir;m || gale;sq[ue] et f;rtia ¦¦ c;rpora v;lvit!’

Судьба античного гекзаметра.

Византийские авторы также оставили ряд написанных гекзаметром сочинений на греческом языке. В частности, Нонн Панополитанский (V век) переложил в гекзаметрах «Евангелие от Иоанна». Нонн осуществил существенную реформу гекзаметра, сводящуюся к следующему:
исключение стиховых ходов, затруднявших восприятие размера при том состоянии живого греческого языка, которое существовало к этому времени;
учет наряду с музыкальным также и тонического ударения;
тенденция к унификации цезуры и к педантической гладкости стиха, оправданная тем, что гекзаметр окончательно затвердел в своей академичности и музейности (начиная с VI века традиционный эпос постепенно оставляет гекзаметр и переходит к ямбу).

Гекзаметр Нонна — попытка найти компромисс между традиционной школьной просодией и живой речью на путях усложнения правил версификации.[9] Влияние Нонна испытали ряд поэтов V века, разрабатывавших мифологический эпос и усвоивших новую метрическую технику.

Гекзаметр дольше прочих античных размеров оставался в употреблении поэтов латинской культуры. Предположительно в начале VII века в гекзаметре стали употребляться рифмы; рифма перешла в гекзаметр из народных германских песен и обычно распределялась в пределах одного стиха, падая на пятиполовинную цезуру и окончание, напр. у Марбода Реннского (ок. 1080):
M;ribus ;sse fer;s || prohib;t me gr;tia v;ris,
;t form;m ment;s || mihi m;tuor ;x elem;ntis…

Такой рифмованный гекзаметр назывался львиным (leonine). После XII века поэты-ваганты использовали гекзаметр в четверостишиях со сквозной рифмой (т. н. вагантская строфа), часто используя античный гекзаметр (который ни на какую рифму рассчитан не был); напр. Вальтер Шатильонский («Стихи о небрежении наукой»):
Missus sum in vineam circa horam nonam,
suam quisque nititur venere personam;
ergo quia cursitant omnes ad coronam,
semper ego auditor tantum, numquamque reponam?

где последняя строка — гекзаметр из Ювенала (I, 1).

Итальянские поэты эпохи Ренессанса писали гекзаметры на латинском; напр. Анджело Полициано, «Рустикус»; Марк Антоний Сабеллик; Наваджеро; Джованни Понтано.
Современный гекзаметр[править | править исходный текст]

В языках, в которых долгота гласных не является фонологически значимой (напр. русском, немецком и т. п.), гекзаметр был сконструирован искусственно для передачи античного размера в переводах древнегреческой и латинской классики (Германия — с XIV века, Франция — с XVI века).

Такой гекзаметр представляет собой стих с шестью ударениями и двумя (реже — одним) безударными слогами между ударениями; то есть, с точки зрения силлабо-тонического стихосложения — шестистопный дактиль с возможной заменой каждого дактиля хореем (т. н. шестистопный дактило-хореический дольник). При этом обязательной остается серединная цезура (чаще после седьмого слога):
Гне;в, о боги;ня, воспо;й || Ахилле;са, Пеле;ева сы;на…
(Гомер, «Илиада», I 1; перев. Н. И. Гнедич)
Западная Европа (Новое время)[править | править исходный текст]

Немецкий язык. Первые немецкие гекзаметры относятся к XIV—XV вв. В середине XVIII в. к гекзаметру прибегали Уц, Клопшток («Мессиада», 1748—1773), Клейст. Гекзаметром выполнен перевод «Илиады» И. Г. Фосса. Стихи этого размера встречаются также у Гёте и Шиллера. Гёте, помимо «Римских элегий», написал гекзаметром эпические поэмы «Рейнеке Лис» (1794, русский перевод прозаический), «Герман и Доротея» (1797). В 1919 Нобелевская премия по литературе была вручена Карлу Шпиттелеру, создавшему эпос «Олимпийская весна» ямбическим гекзаметром.

Английский язык. Первые гекзаметры появляются у ренессансных елизаветинских поэтов: Стэнихерста (перевел 4 книги «Энеиды»), Сидни («Аркадия», 1577—1580), Драйтона («Poly-Olbion», 1612). Английский гекзаметр елизаветинских времен строился по квантитативному (количественному) принципу античного гекзаметра, который игнорировал словные прозаические ударения в пользу иктов, ритмических ударений стиха. Словные ударения могли размещаться в короткой безударной позиции стиха, безударные слоги могли удлиняться и попадать под икт в начале стопы (см. travellers, many, maners):
;ll travell;rs || do gl;dly rep;rt || great pr;yse of Ul;sses,
F;r that he kn;w || man; mens man;rs, || and s;w many C;ties.
The Scholemaster (1570), Roger Ascham (1515—1568)

Эти строки демонстрируют общие правила, по которым грамматическая школа Тюдоров интерпретировала и преподавала классическую просодию: правило предпоследнего слога (в трех- и более сложных словах ударный предпоследний долгий, безударный — короткий) и «правило положения» (слог долгий, если за его гласным следует более одного согласного).


Пятисложник.

Пятисло;жник — размер, присущий русскому народному стиху, а также «один из старейших неклассических размеров русской поэзии» (М. Л. Гаспаров). В XX в. получил название «кольцовский», по имени русского поэта А. В. Кольцова, у которого был одним из любимых стихотворных размеров. Строфы пятисложников построены без рифмы (т.наз. белый стих).

Краткая характеристика.

Стиховеды дают различные интерпретации пятисложника. Чаще всего его рассматривают как единую пятисложную стопу с двумя акцентами: обязательным на третьем слоге и факультативными — на первом или пятом (редко — на втором).

Пятисложник иногда трактуют также как двухстопный хорей или одностопный амфибрахий с дактилическим окончанием, а при нарушении стихоразделов — как дольник (отсюда другое его название — «пятидольник».
 
Исторический очерк.

Полагают, что пятисложник развился из общеславянского 10-сложника (5+5) и исторически впервые прочно зафиксирован в русских народных песнях, на материале которых был выделен (в 1817) Д. П. Самсоновым и назван «сугубым амфибрахием» (Самсонов трактовал пятисложник как единую амфибрахическую стопу с расширением, то есть UU—;UU). В XX в. интерпретировался под названием «кольцовский пятисложник», так как именно у Кольцова он использовался особенно широко.

Пятидольник вошел в литературу через имитации народной песни, впервые у Н. А. Львова в 1790-е гг. («Как бывало ты в темной осени…»). Помимо Кольцова народным пятисложником увлекались многие русские поэты XIX в., среди них С. Д. Дрожжин, Н. Г. Цыганов, И. С. Никитин, А. К. Толстой.

Музыку на пятисложники писали великие русские композиторы, в том числе М. И. Глинка (хор «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила»), М. П. Мусоргский («Светик Савишна»), С. В. Рахманинов («Полюбила я на печаль свою»).

Во второй половине XIX и в XX вв. интерес к пятисложнику у профессиональных поэтов снизился. Плещеев, который в 1860-х гг. перекладывал (украинскую) поэзию «Кобзаря», уже использовал пятисложник как намеренную «русскую» стилизацию (в оригинале у Т.Шевченко никакого пятисложника нет и быть не может)[3]. В экспериментальной (нетипичной) форме им воспользовался К. Д. Бальмонт («Творцам сих садов»). Наиболее известный пример из советской поэзии — стихи к песне «Подмосковные вечера» (Не слышны в саду / Даже шорохи) М. Л. Матусовского. Пятисложник составляет основу некоторых стихов А. А. Галича; правда, в отличие от народного пятисложника одна стопа у него не отбивается от другой словоразделом, но сдвоенные стопы сливаются в единый дольниковый ритм («Разобрали вен/ки на веники»).
Примеры:

Фольклорный (сдвоенный) пятисложник:
Как на матушке, на Неве-реке,
 На Васильевском славном острове.

— Сборник песен М. Чулкова

В профессиональной поэзии:
Раззудись, плечо!
 Размахнись, рука!
 Зажжужи, коса,
 Как пчелиный рой!
 Молоньёй[4], коса,
 Засверкай кругом!
 Зашуми, трава,
 Подкошонная…

— А.В.Кольцов
О, страдатели, насаждатели,
 о, садовники сих садов,
 С разнородными вам породами
 бой готовится, бой готов.

— К.Бальмонт («Творцам сих садов»)
Разобрали венки на веники,
 На полчасика погрустнели…
 Как гордимся мы, современники,
 Что он умер в своей постели!

 И терзали Шопена лабухи,
 И торжественно шло прощанье…
 Он не мылил петли в Елабуге
 И с ума не сходил в Сучане.

— А.Галич («Памяти Пастернака»)