Самый сомнительный отзыв

Уна Сольвейг
Это была выставка "Возраст лебедей". Игорь Ливанов, маэстро объектива и виновник этого торжества, бродил среди своих работ и толпы ценителей фотоискусства. Он любил ходить по залу инкогнито, до поры до времени.. Так он получал отзывы, можно сказать, из первых рук, ещё до того момента, когда его узнают. И в ту же секунду улыбнутся, уже непосредственно как автору. На каждой выставке он переодевался не хуже Шерлока Холмса. Неузнанным Ливанов дискутировал с посетителями, смотрел в каждого из них, сопоставлял слова, интонации, поведение и внешний вид, учитывая малейшие жесты, мимику каждого. Всё это, вместе взятое, служило для единственной цели - вывода - стоит ли верить мнению этого человека или нет. Как человек ищущий, он особенно высоко ценил искреннюю критику, именно в ней он часто находил вдохновение и пути работы над собой. Каждая выставка была для него карнавалом, маскарадом слов и эмоций, и настоящим пиршеством для анализа себя и своих творений. Вплоть до сегодняшнего вечера…
Неприметный корреспондентик мышастого вида вяло перемещался среди гостей по залу, то и дело приглаживая волосы рукой. Когда он не трогал волосы, то руки держал за спиной, становясь еще более неприметным. Из множества лиц его внимание привлекла одна богемная дама, всем видом выражавшая свою причастность к творческой тусовке . Она стояла напротив фотографии молодой девушки, танцующей на берегу моря возле костра, и изучала юный силуэт таким пронизывающе-умудренным взглядом, от которого, пожалуй, опустил бы глаза даже восьмидесятилетний старик. Корреспондент просеменил к ней и робко остановился рядом.
 - Вечер добрый, мадам, - он попытался быть галантным.
Дама никак не отреагировала.
 - Как Вам нравится выставка? - корреспондентик снова попытался обратить на себя внимание.
Соизволив наконец повернуться к нему, дама смерила его взглядом.
 - А Вы, собственно, кто? - надменно вопросила она.
 - О, позвольте представиться...
 - Позволяю.
 - Хм... Я - корреспондент местной газеты, Юрий Яковлев, веду раздел культурной жизни.
 - Надо же.
 - Хм... Так вот, я интервьюирую присутствующих, собираю, так сказать, мнения, отзывы...
 - Вы - критик?
 - О, что Вы! Я же говорю, собираю мнения...
 - Понятно.
 - Да … вот... Ответьте, пожалуйста, что Вы думаете о выставке Игоря Ливанова "Возраст лебедей"?
Ещё раз пронзив его взглядом, дама все-таки согласилась ответить.
 - Это гениально! - изрекла она с поистине актерским драматизмом.
 - Как...гениально? - растерялся репортер.
 - Как! Что значит "как"?! - взвилась было дама, но тут же принялась растолковывать, кивая на фотографию девушки, - Вы только взгляните на это! Какая юность, какая грация и естественность! Какой момент природного освещения! О ракурсе и говорить нечего, создается неподражаемое ощущение личного присутствия. А сама концепция выставки!..
 - А с ней что?
 - Вы меня просто изумляете. Что, по-вашему, означает название "Возраст лебедей"?
 - Ну...я…
 - Что "ну"? Двадцать два! Число 22 похоже на двух лебедей. Взгляните - на всех фотографиях запечатлены юноши и девушки в возрасте двадцати двух лет, ни много и ни мало. Разные люди в разных странах. Разная обстановка и разные моменты жизни. Но все они прекрасны! Неужели Вы не видите?
 - Д-да, безусловно. Вы совершенно правы! Благодарю за внимание. Честь имею.
Слегка обескураженный напором представительницы богемы, репортер продолжил свой соц.опрос. Регулярно натыкаясь на слово "гениально", как спросонья на дверной косяк, он постепенно приблизился к выходу, где у него на пути встал большой, представительного вида мужчина.
 - Я так полагаю, Вы - сам фотограф? - осторожно осведомился служитель СМИ.
 - Да что Вы! Какой я фотограф! Мне до Игоря тянуться - не дотянуться! Но я его близкий друг и, так сказать, импресарио, - на этих словах здоровяк скромно улыбнулся.
 - Как замечательно, Вас-то мне и нужно! - вскричал корреспондентик, - мы можем поговорить с глазу на глаз?
 - О, конечно! Идёмте, здесь есть кабинет зам.директора галереи. Пойдет такой переговорочный пункт?
 - Безусловно!
Оставив присматривать за залом свою жену, здоровяк бодро зашагал по направлению к кабинету, бедняга-репортер еле поспевал за ним. Закрыв за собой дверь, импресарио устроился к кресле зам.директора и покровительственно спросил:
 - Так чем могу помочь?
 - Женька, расслабься, это я.
Перед удивленным Женькой широким шагом расхаживал из угла в угол Игорь Ливанов.
 - Игорек, ты что ль? Ну, ты даешь!..
 - Угу.
 - Прям гений маскировки! И так на каждой выставке, и - снова здорово! Мог бы меня хоть предупредить.
 - Сам знаешь...
 - Да-да, не сработает тогда твой театр, знаю. А ты это, чего мечешься-то? Сказали что-то скверное?
 - Сказали, ещё как….
 - Да ну? Что сказали? Кто?
 - Все. Все и одно и то же!
 - Да не томи ты, выкладывай!
 - «Гениально!» По их общему мнению, это - гениально! Ах, чтоб мне!..
 - Минуточку, Игорь. А чего ты, собственно, бесишься? Это же признание, думаю, все художники его желают.
 - Да на кой мне оно ТАКОЕ?!
 - Слушай, не буянь! Люди тебе респект выписали, выказали свое положительное отношение, а это значит...
 - Что? Почивать на лаврах, слушая сладкие песни поклонников? Друг мой, чрезмерное употребление комплиментов ведет к ожирению. Это словно зомбирование - "нам так нравится, оставайся таким же…", словно я должен замереть, застыть и тоже стать фотографией...
- По-моему, ты нагнетаешь.
- Да пойми ты! Нет более сомнительного отзыва, чем "гениально"!
 - Игорь, научись уже воспринимать положительные рецензии!
 - Да я могу! Но мнения не могут быть одинаковыми! Причем все! А как же "на вкус и цвет"?
 - Думаю, это значит, что в той или иной степени выставка затронула всех.
 -  У такого количества людей затронуть должно было разные эмоции! Чтобы и рецензии были раз-ны-ми!  Чтобы люди говорили по-разному!..
 - Игорь, Игорь! Выдохни, успокойся. Ума не приложу, что за вожжа тебе под хвост попала. Давай-ка ты соберись для начала, нам еще к людям выходить, а разговор мы продолжим потом, скажем, в ресторане. Как тебе?
 - Да-да... Ресторан, люди, надо идти... Ты как всегда прав, сам не знаю, с чего я так разволновался.
 - Так-то лучше.
Выходя из кабинета, Игорь замер на пороге в какой-то отрешенной задумчивости.
 - Ну что еще? - обернулся близкий друг.
 - Женька, а знаешь, я придумал концепцию своей следующей выставки... Я вытащу все свои обрезки и неудачные кадры и соберу из них огромный коллаж во всю стену. Быть может, даже не один. А  назову все просто:  "Это - Гениально!"
Друзья улыбнулись.

2014г.