Николай Рубцов - поэт печали и тревоги Часть 1

Валерий Таиров
  Отрывки из главы книги "Громкая тишина" В. Таирова 

  «…И как живые в наших разговорах
  Есенин, Пушкин, Лермонтов, Вийон.»
                (Н. Рубцов «Вечерние стихи»)

 Несомненно, что корни поэзии Николая Михайловича Рубцова связаны с духовными традициями и творчеством Пушкина, Тютчева, Есенина, Лермонтова. Это были основные духовные учители Рубцова, его ориентиры в поэзии. Творчество таких учителей научило его любви к родине, к народу и к правде. Несмотря на такое количество любимых писателей и поэтов, оказавших заметное или не очень заметное влияние на мировоззрение Николая Михайловича, творчество самого Рубцова самобытно и не похоже ни на чьё другое.
 
  В поэзии Рубцова прежде всего поражает простота и точность поэтического слова за счёт использования образов, взятых из жизни русского народа, его обычаев, а также образов природных – из природы России. Все стихи пронизывает чувство любви к родным местам – деревенская тема пришлась по душе поэту с детства. Он постигает прошедшую историю в мире настоящем, сегодняшнем. Историческое прошлое как бы проецируется на сегодняшний день, поэтому Рубцову вся Родина «заметна и понятна» сразу во всех временах.

  Используемые Рубцовым образы часто печальны, полны грусти и как бы находятся в состоянии покоя, но покой «тихой родины» настораживает, покой неустойчив. Николай Михайлович сумел переработать и воссоединить в своём творчестве есенинскую печаль по судьбе гибнущей деревни, тютчевское успокоение души и призыв проснуться с кольцовской удалью. 

  В настоящее время поэтическое имя Рубцова приобретает всё больший вес, а группы литераторов и писателей с различным мировоззрением и разными оценками творчества Рубцова объявляют поэта приверженцем и даже знаменем той или иной фольклорно-поэтической и религиозной культуры
А ведь сразу после приезда в Ленинград после службы в ВМФ Рубцов не нашёл полного взаимопонимания в кругу ленинградских литераторов и поэтов тех лет, среди которых были Кушнер, Бродский и другие. Рубцов не был понят многими из тех, кто позже стали поддерживать поколение «шестидесятников». Тогда «Питерский Рубцов как поэт ещё только просматривался … и прислушивался к хору собратьев, а главное – к себе…» - так написал Г. Горбовский. Об истории становления Н. Рубцова как поэта рассказано достаточно подробно и в книге Н. Коняева «Путник на краю поля».

 Известно, что все поэты – всех поколений – присматриваются друг к другу, перерабатывая и применяя, творчески трансформируя темы, сюжеты и рифмы, избегая плагиата, конечно. И используют найденное в чисто своём тексте, в чисто своих построениях, в своих стихах, балладах, поэмах – ученики изучают учителей, классиков, «великих». Используя влияние многих поэтов, но стараясь избегать подражательства. Используя и мысли, и мысли, и чувства, и знания…
 И это вполне нормально, если учесть, что количество слов в русском языке хоть и велико, но ограничено – десятки тысяч, количество поэтов тоже достаточно велико – тысячи, а каждый поэт пишет достаточно много (по потребности и по возможности). Поэтому не может не быть повторов каких-либо слов и рифм, тем и сюжетов – удачных и неудачных, актуальных и неактуальных!

 А чем больше и глубже тот или иной автор знает творчество других авторов, других поэтов самого разного толка, стиля, мировоззрения и взглядов, тем лучше! Пусть испытывает влияние – и «правых», и «левых», и мастеров с патриотической ориентацией, и с либерально-демократической, и «деревенщиков», и певцов городского пейзажа, и писателей-фантастов, и историков… Каждый поэт сам вырабатывает своё мировоззрение и определяет, в русле какой (или чьей) поэзии и творчества ему следовать, в какой степени проявлять в своём творчества свою «самость», своё «Я».

 Всё это относится и к Николаю Рубцову, который испытывал на разных этапах жизни и творчества влияние то Пушкина, Лермонтова и Тютчева, то Бродского, Горбовского, Морева и Пастернака, то Клюева, то Соколова и Яшина.

 Некоторые «доброжелатели» Рубцова считают, что на его творчество повлияло не менее 22-х поэтов («Слово и слава поэта», Э. Шнейдерман). Должен заметить, что, на мой взгляд, это не так много.
 К тому же «поэтическое Я» Рубцова так переработало полученную информацию и синтезировало с его помощью свой «самородный» стихотворный материал, что чужой опыт неизбежных заимствований или подражательства нисколько не ощущается.

 У Алконоста перья – строчки,
  Пушинки – звёздные слова;
  Умрут Кольцовы – одиночки,
  Но не лесов и рек молва.
  (Н. Клюев, 1918 г.)

 Николай Рубцов, окончивший Литературный институт, хорошо знал творчество Николая Алексеевича Клюева (1884 – 1937 г.) и на отдельных этапах своего творчества находился под влиянием творчества этого поэта сложной и трагической судьбы (в октябре 1937 года Н.Клюева расстреляли). «Сосен шум» Рубцова дополняет «Сосен перезвон» Клюева – и мыслями, и темами, и общим настроем:
 
 В златотканые дни сентября
 Мнится папертью бора опушка.
 Сосны молятся, ладан куря,
 Над твоей опустелой избушкой.
 Ветер-сторож следы старины
 Заметает листвой шелестящей.
 Распахни узорочье сосны,
 Промелькни за берёзовой чащей!..

  Н.Клюев. Из сборника «Песнослов», «Сосен перезвон». Вот ещё строки Клюева из «Песнослова»:

 В морозной мгле, как око сычье,
 Луна-дозорщица глядит;
 Какое светлое величье
 В природе мертвенной сквозит…

 В «Звезде полей» Рубцова есть очень созвучные этим строки:

 Звезда полей во мгле заледенелой,
 Остановившись смотрит в полынью.
 Уж на часах двенадцать прозвенело,
 И сон окутал родину мою…

 До конца жизни Клюев писал «избяные» песни, поэмы, стихи о судьбе российского села, истерзанной историческими «опытами» деревне. Поэта Клюева в советское время печатали редко, цикл стихов «Разруха» и «Погорельщина», за которые поэт и был убит в 1937 году, были напечатаны только в 90-е годы. Но и такие строки Клюева из других стихов были, вероятно, близки Рубцову:

 Меня Распутиным назвали,
 В стихе расстригой, без вины,
 За то, что я из хвойной дали
 Моей бревенчатой страны,
 Что души печи и телеги
 В моих колдующих зрачках,
 И ледовитый плеск Онеги
 В самосожженческих стихах.
 Что, васильковая поддёвка
 Меж коленкоровых мимоз,
 Я пугачёвскою верёвкой
 Перевязал искусства воз…
 …В тысячелетнюю Софию
 Стекутся зверь и человек.
 Я Алконостную Россию
 Запрятал в дедовский сусек…
 ………………………………..
 Увы, для паюсных умишек
 Невнятен Огненный Талмуд,
 Что миллионы чарых Гришек
 За мной в поэзию идут.
  (Н.Клюев, 1918 г.)
 ……………………………….
 Под смоковницей солодовой
 Умолкну, как Русь, навеки…
 В моё бездонное слово
 Канут моря и реки…
  (Н.Клюев, 1922 г.

 …В девяносто девятое лето
 Заскрипит заклятый замок,
 И взбурлят рекой самоцветы
 Ослепительных вещих строк…
 …………………………………..
 Я взгляну могильной берёзкой
 На безбрежность песенных нив,
 Благовонной зелёной слёзкой
 Безымянный прах окропив.
  (Н. Клюев, 1920 г.)

 Клюевская деревня – «сон бревенчатый, дублёный» была близка и понятна Рубцову. «Горние звёзды как росы», «неоглядно безбрежный мир», «высь, глубокая без конца» Клюева не могли пропасть бесследно для мироощущения Рубцова в последние годы творчества. И может быть, именно поэт Н. Клюев, сказавший о себе ещё в 1908 году «…Мной мрак полуночи кромешен, // И от меня закат лучист…», наводил своими строчками поэта Н. Рубцова году в 1969-м на мысли про «сон золотой увяданья»? И не клюевские ли строки о лесном молчанье, которое «помолясь на заплаканный крест, закатилось в глухое скитанье», отразились обращением Рубцова в стихотворении «Видения на холме»:

 …Россия, Русь – куда я не взгляну…
 За все твои страдания и битвы
 Люблю твою, Россия, старину,
 Твои леса, погосты и молитвы…

*****

 "Быть поэтом - значит петь раздолье"
 ******С.Есенин

 В августе 1925 года Сергей Есенин написал строчки, которые в полной мере могут иметь отношение к судьбе и творчеству Николая Рубцова:

 Быть поэтом – это значит то же,
 Если правды жизни не нарушить,
 Рубцевать себя по нежной коже,
 Кровью чувств ласкать чужие души.

 Вот и Рубцов «рубцевал» себя, лаская души людей своими стихами о родных полях и лесах, о любви и гордых журавлях. Читая его книги невольно приходишь к мысли, что он является продолжателем поэзии Сергея Есенина.

 Можно вспомнить такие есенинские строки:

 …Месяц рогом облако бодает,
 В голубой купается пыли.
 В эту ночь никто не отгадает,
 Отчего кричали журавли…
  (1916 год)

 …Полюбил я седых журавлей
 С их курлыканьем в тощие дали,
 Потому что в просторах полей
 Они сытых хлебов не видали…
  (1924 год)

 Впрочем, о журавлях писали многие поэты, у А. Блока, например, журавли крик имеют «заливистый», летят они «косым углом», а их «вожак звенит и плачет».
Может быть у каждого русского поэта свои журавли? Кто знает…
У Николая Рубцова :

 …Пора любви среди полей,
 Среди закатов тающих
 И на виду у журавлей
 Над полем пролетающих…



• - на фото  слева – портрет Н. Рубцова (своя картина «Море и скалы»,  холст, масло) на странице 642 в книге М. Сурова «Рубцов. Факты, воспоминания, посвящения, том 2», справа – книга «Громкая тишина» (В.Таиров, изд. «Астерион, СПб, 2005 г.)


  ** - Продолжение - часть 2 следуетhttp://www.stihi.ru/2014/01/18/5814