Волос славян в представлениях церковной традиции

Влас Куприянович Смертин
ВОЛОС СЛАВЯН В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ


На фото:
Святой Власий с коровами.
Русская икона (фрагмент), XV век.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Волос – Влас – Власий.

Святой Власий почитается в православной (память 11 февраля по юлианскому календарю) и католической (память 3 февраля) церквях.

В Киевской Руси первый храм, посвященный святому Власию, был заложен князем Владимиром сразу после Крещения Руси на Подоле.

В нем находилась особо чтимая икона святого с частицей его мощей.

Храм просуществовал до 16 века, сейчас на его месте находится Введенская церковь, один из престолов которой освящен в честь Власия С'вастийского.

 В Москве на Арбате в 17 веке был построен каменный Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе.

В Ярославле в 1714 году была освящена церковь во имя св. Власия С'вастийского, позже запечатленная на картине Н. К. Рериха.

Также Власий считается покровителем домашних и диких животных, так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей.

В честь священномученика Власия названы многие города и селения в Европе.
Имя святого популярно во Франции, Италии и славянских странах.

В православной традиции святой Власий С'вастийский обычно изображается старцем с длинной бородой в омофоре и со Святым Писанием в руках.

Католическая иконография изображает Святого Власия в митре, паллии, с епископским посохом и двумя скрещенными свечами.

Со слов христианских летописцев:

В славянской народной традиции Власий – покровитель скота.

Согласно житию, во время Ликиниева гонения скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всем подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней.

Мотив покровительства скоту отражен в иконографии св. Власия.

Его иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или только рогатого скота.

Со слов христианских летописцев:

В русской традиции Власия звали «коровьим богом», а день его памяти — «коровьим праздником».

В Новгороде ко дню св. Власия к его образу приносили коровье масло.
 
У белорусов в день св. Власия («конское свято») объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу.

По северноукраинским представлениям, Власий «завидуе рогатою скотыною».

В Сибири праздновали день св. Власия как покровителя домашнего скота.

В вост. Сербии (Буджак) Власьев день считался праздником волов и рогатого скота («говела слава»), в этот день не запрягали волов.

Власьев день

Власьев день (болг. Власовден, серб. Власовдан, чеш. Bla;ej;v den) — день народного календаря у славян, посвящённый св. Власию С'вастийскому и отмечаемый православными славянами 11 (24) февраля, католиками — 3 февраля.

Власьев день – коровий праздник. Власию молятся о сбережении домашнего скота, в этот день пригоняют коров к церкви, служат молебен, окропляют их святой водой и дают им есть пышки с молочной кашей, чтобы коровы были с хорошим удоем.

В храм приносят коровье масло и кладут в дар перед образом св. Власия, а иногда мажут икону: «У Власия и борода в масле», гласит народная поговорка.

Другие названия

Власий — сшиби рог с зимы, «День святого Власа» (укр.), Влас, Скотий бог — сшиби с зимы рог, Коровий праздник, Коровий день (воронеж.), «Конское свято» (белорус.), Масляный день, Власьевские (последние) морозы, Власьевские оттепели, «Валоссе» (белорус.), «Власье» (полесье), Бабский Влас (белорус.).

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: священномученика Власия епископа С'вастийского, и с ним двух отроков и 7 жён; благоверного князя Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского; преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского.

Власию молятся о благополучии в семейной жизни, о благословении Божием над домом, о помощи в житейских делах, об исцелении от болезней горла и в опасности удавления костью, о врачевании животных, о плодородии.

Славянские обряды

В Воронежской губернии пекли «копытца»: из теста скатывали, а потом резали мелко-мелко. «Это копытца назывались. Хошь из сдобного, хошь из пресного, у кого что есть из того и пекли. Эти копытца сами ели и скотине давали, чтобы не хромали коровы».

Этот день отмечают как большой праздник. Устраивают многолюдное молебствие, во время которого освящают караваи ржаного хлеба. Хозяйки затем скармливают этот хлеб скоту.

«Власьев день — праздник по всем приходам на три дня и больше». Пива варят, пироги пекут, блины, пышки — за столом-то вся родня и гости со всех волостей! Скотницам почёт, коровам — нега и холя, сенцо позеленей и пойло погуще, потеплей да ломти «свяченого» в церкви ржаного каравая.

«Мамушка, голубушка, умница, добрая» — оделяли коров лаской, отчествовали Власьевными. Словом, «святой Власий, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли – играли, а с поля шли — скакали».

В Болгарии на Власов день парни обходили дома, собирали подарки и исполняли традиционные песни с пожеланием благополучия хозяевам.

С этого дня начинаются скотские торги — базары. Продавцы и покупатели считали, что под защитой умилостивленного молебствиями покровителя стад — всего выгоднее совершать куплю-продажу скота.

«Власий — не обманет, от всякой прорухи упасет!» — говаривали торгаши, умасливая покупателя, прижимистого на деньгу.

При сделках клялись-божились на Власьевом торгу непременно именем этого святого, и такая клятва почиталась за самую крепкую, немного выискивалось людей, которые решились бы покривить душою, поклявшись так в этот день.

Разгневанный клятвопреступником покровитель отступается от него навсегда, предоставляя всяким лихим силам опутывать того всевозможными наваждениями.

Существует обычай — выставлять на три утренних зорьки после Власьева дня всякие семена на мороз, а потом подмешивать их в меру при будущем посеве.

Это называлось «делать семенное» и делалось — в надежде на обильный урожай.

Таким Образом, покровительству св. Власия до некоторой степени поручался не только скот домашний, а и будущий его корм.

Радельные-заботливые хозяйки, заканчивая ко Власьеву дню пряжу льна и кудели, отбирали лучший изо всей пряжи моток и выставляли его на первую после Власия утреннюю зорьку на мороз.

От этого, — гласит предание, вся пряжа делается ровнее, белее, тоньше и добротнее.

Если Влас совпадал с Масленичным днём, тогда про этот день говорили: «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) — На Власа бери ковшом масла.

«Скотий бог — сшибает с зимы рог», второй же рог сшибает Овчарник Онисим.

На Онисима-овчарника 15 (28) февраля, «зима становится безрогой».

Поговорки и приметы

Пришёл Власьев день, пришли и власьевские морозы. Прольёт Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги.

Пролилось маслице на дороги, уноси, зима, ноги! Пришёл Прохор да Влас — скоро весна у нас. У Власия и борода в масле.

Власий след от полозьев как маслом мажет (Власьевские оттепели).

С Власьева дня полоз санный покатится и корова бок греет. Жить рогато — жить богато! Кто Власия празднует, у того дом не скудеет.

На Власьев день стараются вообще не работать в расчёте предохранить свой скот от падежа. Власий — праздник на три дня.

С Власья пряжу на мороз (бело-набело отбелится).
Позорнишь пряжу после Власия — будешь с деньгами на Маслину.
Семь крутых утренников: три до Власья, один на Власья, три после Власья.
Три утренника до Власия да три после Власия, а седьмой на день Власия.

Власьевские утренники подойдут — держи ухо востро.
Встречали Власия блином на сковороде, пекли пышки. «Калi ў гэты дзень у жывёлы пануры выгляд, то яе з'есць воўк» (белорус.).