Ассоциации на «Утреннюю зарю»
Ф.Ницше
Прочтите мои ассоциации,
Они есть грань инсинуаций.
Чем будете читать их дольше,
Тем пользы будет для вас больше.
А если их читать поменьше… *
*Примечание. Читайте параллельно с произведением Ф.Ницше «Утренняя заря» в соответствии с нумерацией его произведений.
Предисловие
1.
Долгожданной любви момент.
Толи сбудется, толи нет?
Человек несется с горы,
А кругом мирозданья шары.
Имеющий уши, слышать,
да слышит
Песню довольства, сходящую свыше.
Кто хочет увидеть,
увидит ли,
У Мира пощады прося,
Как над Землей поднимается
Утренняя заря.
Вернется ли он к искуплению
Верою в Бога Отца и Христа Человека,
Работой во мраке корпя
От века до века.
2.
В упоении мысли лживой
Мы, философы, дрожим
Над утраченной могилой
Счастья, дела и любви.
Опускаются зарницы…
Вы, поймете ли меня?
Что такое праздник жизни?
Подскажите мне друзья.
Но молчат друзья в раздумье.
Так, когда же он придет?
За мораль, за веру хочешь ли
«То чего не каждый смог»? –
В безвозвратном исступлении
Завершит он странный рок.
3.
11 сентября! Какой моралью
Одних людей, другие люди
Святые жизни отнимали?
Вот все! Горит заря
над небоскребами сияя,
И обольстить других пытаясь,
скажи,
Что свято для тебя?
Прочнее стали твердой
стояли небоскребы,
как две свечи,
Как философский знак,
Но рухнули, сгорая, и они,
Отозвались.
Японского разгрома бомбы.
А!
В будущем, - земною
ядерною домной.
Мораль, что принесли
Ученые философы,
Платон иль Кант, другие,
И люд веков, прошедших дней, родил
Новейший идеал, моральный фанатизм.
4.
Фашистский пессимизм родился:
Морально убивать, технично и с наукой.
Фашистский дух родил решение проблем
И самосохранение морали.
Поставил на конвейер
Разделку Человека.
И есть другой поток
Морали благородной
За светлый идеал
И коммунизма свет.
Поставил он в ряды
В колонны
К Человеку – человек.
И выровнял ряды
Железною метлой
Свободной диктатуры
И классовой культуры.
5.
Что же мы хотим?
Сегодня, как и прежде?
В тиши и с упоенным вкусом
Он книгу написал
В нетленности веков.
Опять, опять взошел
Зари огонь священный
И нас он озарил –
Гордыни идеал.
Поддержим словом мы
Его полубезумный пыл,
Которым он межзвездный
Прах пылил.
Но мы,
Без буйства суеты
К читателю пришли
От горнией души.
Книга первая.
« Доисторическое время обычаев
и нравственности»
1.
«Дополнительная разумность». –
Стол стоит, занавеска качается –
Как это все в уме называется?
Вижу их, словно во сне,
«На вираже».
Появилось сознанье
От века?
Или с рождением человека?
Мысли кочуют от века до века.
2.
«Предубеждение ученых». –
Я рассуждаю не спеша:
Куда девается душа
Когда умру?
Теперь узнаем это лучше,
Чего не знали никогда.
3.
«Все имеет свое время». –
Все имеет свое время.
Пронесем мы свое бремя.
Пронесем мы сквозь века
Горький запах табака.
Может быть и не вполне
Нам курить морально,
Отравить соседку мне
Было б идеально.
4.
«Будьте благодарны». –
Благодарен я судьбе,
Что родился на земле,
Ничего я не боюсь.
Но откуда эта грусть?
5.
«Фокусник и его антипод». –
«Почему мы удивляемся»
Если что-нибудь кончается?
Только видишь ты мечту –
Понимаешь: попусту.
Жизнь вся наша – фокус,
Задает нам тонус.
6.
«Чувство пространства». –
Великие силы пространства
Дают нам возможность собраться,
Чтобы не растеряться
В прошедшем несчастье идей,
Казалось бы, нужных вещей,
Сжавшись в точке горьких смертей,
Позволят нам всем с Иисусом
В жизни остаться.
7.
«Понятие нравственности обычаев». –
Обычай нравственный веков
Рождает в нас всегда сомненья:
Иль предков зов на эшафот,
Иль после спячки пробужденье.
Порочность палачу предав,
Наш предок был во свете славы,
А мы наш хлипкий идеал
На междометья разменяли.
И снова, снова с нами страх
И неизбежные сомненья,
Из суеверий, без начал,
Авторитетов сожаленья.
Традицию от них начав,
Мы изменить ее не в силах,
Без искупленья палачем
Мы свой обычай не родим.
8.
«Взаимное уничтожение понимания нравственности и понимания причинности». –
Воздержанья нравственность
Не придет ко мне,
По одной причине,
Что я рад тебе.
Рад тебя распять я
В диком поцелуе,
Не нужна мне нравственность
При таком разгуле.
9.
«Народная мораль и народная медицина». –
Бабка лечила меня от грыжи,
Казалось, здоровье все ближе и ближе,
Но, к сожаленью, недуг не прошел,
Под нож хирурга я уныло пошел.
Хирург дернул меня за яйцо.
О! Как это больно и нехорошо.
Яйцо в мошонку не перешло.
Что в моей жизни будет еще?
10.
«Следствие как прибавление». –
Прибавка к жалованью
Дел не изменила,
Меня лишь бог-началиник
похвалил,
Но жизнь моя проходит мимо.
А на работе мне удел –
Решать одновременно много дел.
11.
«К новому воспитанию человеческого рода». –
Род человеческий, страстью объятый,
Ищет он к Богу пути.
Строит себе он и Богу палаты
От плотоядной души.
И наказания он не приемлет,
Горе ему нипочем.
А невиновных голод объемлет
В тягостный мир
Их разум включен.
12.
« Сумасшествие в истории нравственности». –
Моя сестра сошла с ума,
Ее настигла паранойя.
Теперь она,
Теперь я сам –
Оба мы изгои.
На свет она чиста пришла,
Но не познала мужа.
Кому ж она,
Кому и я
На этом свете нужны?
На этом свете наказанье
Мы приняли вполне.
У Бога будем ли мы с сестрой
Среди святых в толпе?
13.
«Древнейшее средство утешения». –
Я заболел однажды горьким
Горем кумовства.
Вижу: кум мой сильно страждет
У смертельного одра.
Мы за ягодой ходили
В поле пожинали рожь
Но все ближе он к могиле,
Ведь от смерти не уйдешь.
Нелегко от тяжких дум,
Покидает меня кум.
Его несчастная жена
Горько плачет у окна.
Я от кума отойду
И куму я обниму
И утешится она
Силой ласки и вина.
14.
«Первое положение цивилизации». –
У цивилизации
Есть ассенизация.
Цивилизация
От грязи очищается,
Божья воля
Исполняется,
в очистке той.
Что человеком
Исторгается
Душей
Его то оскверняет.
Цивилизации поклон
Пусть косность прозябает.
15.
«Добрая и злая природа»
Человек царем природы хотел стать,
Придумал он ружье и сталь.
Он милость от природы не хотел,
Служанки он готовил ей удел.
А сам имел свою природу злую
Земли потребность отвергал,
Когда всему придет предел
Он, может быть, поймет, что потерял.