29 июня - память святителя Феофана Затворника

Галина Николаевна Николаева
        Дни памяти святителя Феофана Затворника Вышенского:      
        23 января, 29 июня (перенесение мощей), в Соборах Воронежских, Киевских, Липецких, Рязанских, Санкт-Петербургских и Тамбовских святых

        Имя «Феофан» с греческого переводится как «Богоявление». И примечательно, что маленький домовый храм, где в затворе ежедневно в течение последних одиннадцати лет своей жизни совершал Божественную литургию святитель Феофан Затворник, освящён в честь Святого Богоявления. Примечательно и то, что сама кончина Вышенского затворника последовала именно в день Богоявления в 1894 году, после отслуженной им последней Литургии. В связи с тем, что в день самого Богоявления не совершается память святых, дата празднования дня памяти святителя Феофана была перенесена с 6 (19) января на четыре дня вперёд – 10 (23) января – на день его рождения.
               
        О святителе Феофане Затворнике Вышенском говорит архиепископ АВЕРКИЙ (Таушев):
        "Замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви перед наступлением столь грозных времен для нее и для всей России, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменные творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни - той "жизни во Христе", которой жили на протяжении вот уже почти двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия. Они, эти творения святителя Феофана, раскрывают перед нами всю глубину и ни с чем не сравнимую возвышенную красоту духовной жизни, а потому всякий стремящийся жить подлинной духовной жизнью не может не знать и не ценить их, а кто еще с ними не знаком, тот должен познакомиться. Это - как бы "пробный камень" правильного подхода к духовной жизни, истинно православной ее оценки и понимания в наше лукавое время, когда столь многие увлекаются всякими ветрами всевозможных лжеучений (Еф.4,14) и увлекаются "философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол.2,8).
       Сама жизнь святителя Феофана говорит за себя и служит лучшей рекомендацией всего вышесказанного, внушая к нему и к его письменным творениям полное доверие и высокое уважение.

       В мире Георгий Васильевич Говоров, святитель Феофан был сыном священника св. Владимирской церкви села Чернавка Елецкого уезда Орловской губернии. Родился он 10 января 1815 года. Получив первоначальное обучение в родительском доме, он прошел затем курс Ливенского духовного училища и Орловской духовной семинарии (1831-1837). Здесь несомненно и получил он ту цельность направления и серьезный закал мысли, которые давала наша старая духовная школа своим лучшим питомцам. Как лучший воспитанник, он был отправлен на казенный счет в Киевскую Духовную Академию. С большим прилежанием изучал он богословские науки, и тут же, в тиши молитвенного уединения среди Киевских пещер, этих безмолвных, но красноречивых памятников нашей родной старины, созрела в нем мысль стать на путь иноческого мироотречого жития. Подав прошение об этом, он еще за несколько месяцев до окончания курса был пострижен в монашество с именем Феофана. Постриг был совершен ректором Академии Преосвященным Иеремиею 25 февраля 1841 года; 7 апреля того же года инок Феофан был рукоположен во иеродиакона, а 7 июля - во иеромонаха.
       На всю жизнь потом запечатлелось в сердце молодого инока наставление, данное ему после пострига духовником Лавры прославленным старцем иеросхимонахом Парфением. "Вот вы ученые монахи, - сказал ему старец, - набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться - и молиться непрестанно умом в сердце Богу, вот чего добивайтесь!"

       По окончании в том же 1841 году Академии и защите магистерской диссертации иеромонах Феофан в течение пяти лет подвизался на духовно-учебном поприще. Своим воспитанникам он постоянно внушал, что главным делом их должно быть Богоугождение, а "научность", как он выражался, есть лишь придаточное качество. Особенно подчеркивал он, что "всякая наука, преподаваемая христианину, должна быть пропитана началами христианскими, и притом православными".
       "У нас самое опасное заблуждение, - говорил он, - то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность или ложь в том предположении, что вера и наука - две области, решительно разъединенные. Дух у нас один. Он же принимает науки и напитывается их началами, как принимает веру и проникается ею. Как же можно, чтобы они не приходили в благоприятное или неблагоприятное соприкосновение здесь?"
       В 1842 году иеромонах Феофан был назначен инспектором и преподавателем логики и психологии в Новгородской духовной семинарии; в 1844 году переведен на должность преподавателя нравственного богословия в С-Петербургскую Духовную Академию. Здесь с 1845 года на него была возложена и должность помощника инспектора Академии, а затем он был назначен еще членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинариях учебных предметов.   
       Административные обязанности, однако, весьма тяготили инока, которого влекла к себе уединенная строго-подвижническая жизнь. Промысел Божий вскоре избавил его от этого, указав ему иной путь. В 1846 году он получил назначение на должность члена Российской Духовной Миссии в Иерусалиме. Семилетнее пребывание   
       о. Феофана в Святой Земле имело для него громадное значение. Душа его питалась здесь священными библейскими воспоминаниями; он посещал знаменитую Лавру преп. Саввы Освященного и другие древние обители, знакомясь со сказаниями о подвигах прежних отшельников и наблюдая жизнь современных подвижников. Знание древних языков давало ему возможность изучить на месте ценные рукописи отеческих творений, которые получали для него особенную жизненность при постоянном созерцании священных памятников древности. Благодаря этому он все глубже и глубже проникался духом великих христианских аскетов, практически изучая подвижническую жизнь у самых первоисточников и древних рассадников иночества.

       По возвращении в Россию иеромонах Феофан в 1855 году был возведен в сан архимандрита с назначением на должность ректора Олонецкой духовной семинарии. Но ему и года не пришлось пробыть на этой должности. В том же году он был отправлен в Константинополь настоятелем тамошней Русской посольской церкви, где пробыл около двух лет. И это время он широко использовал для углубления своего знакомства с восточным иночеством и, в частности, для изучения подвижнической жизни на Афоне.
       В 1857 году архимандрит Феофан, уже стяжавший себе известность в духовных кругах своей образованностью и аскетической настроенностью, был вызван в С-Петербург и получил назначение ректором С-Петербургской Духовной Академии. Вместе с тем ему было поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях столицы и ее окрестностей.
       Но и на этой должности он пробыл недолго. В 1859 году он был хиротонисан в Александро-Невской лавре Высокопреосвященным Митрополитом С-Петербургским Григорием с сонмом иерархов в сан Епископа Тамбовского. Преосвященный Феофан ревностно исполнял свое епископское служение и очень много сделал для Тамбовской епархии, но административные обязанности епархиального архиерея не пришлись ему по душе, так как отвлекали его от подвигов Богосозерцания и молитвы, к которым он от юности стремился. Он начал мечтать о полном уединении и еще в бытность на Тамбовской кафедре присмотрел себе "возлюбленную смиренную пустынь Вышенскую, которой нет ничего на свете краше". Однако тогда еще ему не удалось своего намерения исполнить. В 1863 году он был переведен на епископскую кафедру в г. Владимир на Клязьме.
       Три года его служения здесь также ознаменовались неусыпной и ревностной архипастырской деятельностью: он часто совершал Богослужения, неутомимо проповедывал, предпринимал постоянные поездки по епархии, развил миссионерскую деятельность для возвращения заблуждших в лоно Церкви, открывал церковно-приходские школы, основал, как и в Тамбове, женское епархиальное училище и положил начало изданию "Епархиальных Ведомостей". Благостный, участливый ко всем, он в полном смысле слова делил с своей паствой и радость и горе, чутко отзываясь своим любящим сердцем на все.

        С юных лет святитель Феофан горел особенной любовью и благоговением к памяти великого духоносного наставника и столпа Российской Церкви св. Тихона Задонского и в 1861 году сподобился великой радости участвовать в торжестве открытия его святых мощей. Можно полагать, что это торжество окончательно укрепило в нем давно уже взлелеянное им в глубине души намерение, по примеру святителя Тихона, совершенно уединиться от греховного мира, уйдя в затвор.
        Наступил, наконец, 1866 год, когда много ранее задуманное совершилось.  Святитель Феофан подал Святейшему Синоду прошение об увольнении на покой. Просьба эта была совершенно необычной, так как годы святителя не давали для нее оснований. Первенствующий член Синода Митрополит Исидор счел нужным запросить святителя Феофана, какие причины побудили его подать такое прошение.   
        Святитель ответил, что он стремится к созерцательной духовной жизни, но вместе с тем не отказывается от работы на пользу Церкви, предполагая посвятить свое время в уединении письменным трудам. Синод удовлетворил его прошению, назначив ему для пребывания избранную им Вышенскую пустынь и определив годовую пенсию в сумме 1000 рублей. Трогательное прощание Епископа Феофана со своей Владимирской паствой состоялось 24 июля 1866 года. Совершив в этот день в последний раз в своем кафедральном соборе Божественную Литургию, святитель обратился к своей пастве с проникновенным прощальным словом.
       В храме стояла глубочайшая тишина, прерываемая лишь тихими рыданиями скорбевших о разлуке с своим любимым архипастырем владимирцев. Замечательно было это слово, дышавшее необыкновенной сердечностью и задушевностью и вместе с тем проникнутое горячей ревностью о спасении душ оставляемых им пасомых.
       "Не попеняйте на меня, Господа ради, - говорил святитель, - что оставляю вас. Отхожу не ради того, чтобы вынужден был вас оставить. Ваша доброта не допустила бы меня переменить вас на другую паству. Но, как ведомый, ведусь на свободное от забот пребывание, ища и чая лучшего, - как это сродно естеству нашему... Кроме внешней необходимости, есть необходимость внутренняя, которой внемлет совесть и которой не сильно противоречит сердце... Об одном прошу любовь вашу, - оставя суждения и осуждения сделанного мною шага, усугубьте молитву вашу; да не отщетит Господь чаяния моего и дарует мне обрести искомое мною. И я буду молиться о вас, буду молиться, чтобы Господь всегда ниспосылал вам всякое благо - улучшал благосостояние и отвращал всякую беду, паче же, чтоб устроял ваше спасение. Спасайтесь, и спаситесь о Господе! Лучшего пожелать вам не умею. Все будет, когда спасены будете".
      
       В этих словах излилась вся душа святителя Феофана. Это именно то, о чем он потом постоянно писал в своих письмах, о чем он настойчиво твердил и на разные лады повторял в своих богомудрых вдохновенных творениях. Вторая половина его прощального слова не менее знаменательна. В нем он указывает на единственно-верный путь спасения и предостерегает от тех льстивых и лживых учений, которые и довели, в конце концов, нашу Родину до гибели. Святитель напоминает своим бывшим пасомым слова св. Апостола Павла: "О, Тимофее! Предание сохрани". "Сохраните, - продолжает он дальше, - что Господом и Его Святыми Апостолами предано Церкви и что одно поколение христиан передает другому. Напомнить о сем вам понуждаюсь того ради, что ныне много лживых учений ходит между нами: учений растлительных, подрывающих основы веры, расстраивающих семейное счастие и разрушающих благосостояние государства.   
       Поберегитесь, ради Господа, от сих учений! Есть камень, коим испытывают золото. Испытательным камнем да будет для вас св. учение, издревле проповедуемое в Церкви. Все несогласное с сим учением отвергайте, как зло, каким бы титлом благовидным оно ни прикрывалось... Это напоминание прошу принять, как последнее завещание". Это, как мы увидим дальше, было предупреждением и завещанием великого духовного наставника не только Владимирской пастве, но и всему русскому народу, который жестоко поплатился за то, что не внимал делаемым ему предостережениям.
       После напутственного молебна в своей домовой церкви, направился в Вышу. С тех пор началась его подвижническая жизнь в затворе, которая продолжалась без малого 28 лет. В течение первых шести лет святитель постепенно приготовлял себя к полному затвору: он наравне со всеми иноками неопустительно посещал все монастырские службы, а в воскресные дни и великие праздники сам совершал Божественную литургию соборне с монастырской братией. Своим благоговейным священнослужением он вселял во всех сослужащих с ним страх Божий. Никто никогда не слышал от него в алтаре постороннего слова. Стоял он во храме, по словам очевидца, благоговейно, тихо, не озираясь никуда, бодренно, как воин перед Христом, Царем Небесным. И все больше и больше внутренне уходил от мира, погружаясь в созерцание и молитву. Случалось, что инок, подносивший владыке антидор, стоял перед ним несколько минут незамеченным, пока погруженный в молитву святитель не открывал своих очей.

       В 1872 году Преосвященный Феофан сам устроил себе в своих келиях домовую церковицу и освятил ее во имя Богоявления. Этот праздник, носящий по-гречески наименование "Феофания" и созвучный его имени, пользовался особым его почитанием. С этого времени святитель окончательно затворился в своей келии: сам никуда не выходил и к себе никого не пускал, кроме своего духовника и настоятеля пустыни да еще келейника Евлампия, снабжавшего его просфорами и вином для совершения литургии и всем необходимым.
        В течение 21 года Преосвященный Феофан сам совершал в своей келейной церквице Божественную Литургию: сначала только по воскресным и праздничным дням, а в последние 11 лет - ежедневно. Когда его спрашивали, как он служит литургию, святитель отвечал: "Служу по служебнику молча, а иногда запою". Постничество, умерщвление плоти у него было совершенное: он, по словам имевших доступ к нему, как бы весь был проникнут духовностью, и тело свое питал только для того, чтобы оно помогало духу его жить свободно и легко. Всю свою пенсию святитель рассылал бедным, оставляя себе только небольшую сумму на выписку книг. В полном согласии с наставлениями древних Отцов и своими собственными, святитель Феофан духовные подвиги и умственные занятия перемежал с ручным трудом.
       Он, как свидетельствуют об этом вещи и инструменты, найденные после его смерти в его келлии, занимался иконописью, был превосходным резчиком и слесарем, отлично знал токарное и столярное ремесло и сам шил себе одежду. Но главную часть времени великий святитель предавался Богомыслию, и плодом его вдохновенных созерцаний явились его многочисленные письменные труды неизмеримо-важной ценности.
       Так, он перевел на русский язык целый ряд творений древних подвижников и наставников духовной жизни. Этот труд его, обнимающий собою пять томов и известный под именем "Добротолюбия", содержит в себе учение об искоренении страстей и о способах благодатного возрождения поврежденной грехом человеческой души. Ценнейшими богословскими трудами святителя Феофана являются также его Толкования на послания св. Апостола Павла, Толкование 118-го и некоторых других псалмов, "Евангельская История о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения", "Начертание христианского нравоучения", "Путь ко спасению", "Невидимая брань" и мн. др. С-Петербургская Духовная Академия еще в 1882 г. "в выражение глубокого уважения к неутомимой и многоплодной литературной деятельности Преосвященного Феофана в области православного нравственного богословия и истолкования Священного Писания" избрала его своим почетным членом, а в 1890 году "за его многочисленные и замечательные богословские сочинения" удостоила его степени доктора богословия.

       Но не менее замечательной и многоценной была и его огромная переписка. Оставив суету мира и прекратив внешнее общение с миром, святитель Феофан не оставил человеческий мир, обуреваемый многими страстями, своей архипастырской любовью и заботами о его спасении. Не общаясь с людьми лично, он общался со всеми, искавшими его духовного наставления и советов, письменно. Он охотно отвечал на письма каждому, кто обращался к нему, имея нужду в духовном окормлении. Когда в России стало известно, что в Вышенской пустыни появился дивный затворник, исполненный отеческой любви к людям, со всех концов нашей необъятной Родины полетели туда письма с выражением духовных и телесных скорбей, с горькими сетованиями на неправды свои и людские, на мирскую суету и душевное томление. Ежедневно святитель получал от 20 до 40 писем и на каждое письмо спешил с нежною истинно-отеческою любовью ответить.
       Письма Преосвященного Феофана - это истинное сокровище: они отличаются необыкновенной живостью слова, теплотою чувства, четкостью мыслей, образностью сравнений и, при всей простоте изложения, необыкновенной глубиной, тонким пониманием человеческой души. Они изданы в нескольких сборниках под разными заглавиями, как-то: "Письма о христианской жизни", "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?", "Письма к разным лицам" и просто "Собрание писем" в 8-ми выпусках.
       Как личный великий подвиг жизни святителя Феофана, так и его глубокое проникновение в самую сущность подлинной христианской жизни, дает ему безконечное превосходство, как учителю христианской нравственности, над всеми современными системами христианского нравоучения, появляющимися у нас и на Западе - у римо-католиков и протестантов. Заслуга его в этом отношении безпримерна, и он не имеет для себя равного ни в прошлом, ни в настоящем. Таково значение нашего великого святителя для всего Православия.

       Как замечательна была вся жизнь святителя Феофана, так замечательна была и его воистину блаженная кончина.
       В самый день великого праздника Богоявления, который был предметом его особенного почитания, 6/19 января 1894 года, преданный келейник святителя Евлампий, не слыша обычного условного знака в чаю, заглянул в келию и увидел святителя лежащим на кровати. Подойдя к нему, он увидел его уже скончавшимся. Левая рука святителя лежала на груди, правая была сложена как бы для благословения. На столике рядом лежала раскрытая январская книжка "Душеполезного чтения".
       При облачении почившего в архиерейские ризы на лице его явно для всех просияла блаженная улыбка...
       Три дня стоял усопший святитель Феофан в своей маленькой домовой церкви, посвященной им празднику Богоявления, и три дня - в соборном монастырском храме, и никаких признаков тления не было замечено: почивший производил впечатление мирно и тихо спящего человека.
       Только 12 января в теплом монастырском соборе состоялось торжественное отпевание святителя Феофана, совершенное Преосвященным Иеронимом, епископом Тамбовским, с сонмом духовенства и хором певчих. На отпевание собралось несметное множество народа, не помещавшегося в храме. Многие пришли с котомками за плечами за 200 и 300 верст - только бы поклониться почившему великому святителю и испросить его молитв за себя. Слышались плач и рыдания...
      
       На Поместном Соборе Русской православной церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей; в деянии Собора отмечалось:
       "Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещённости".
       29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь. 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.
       «Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю».
      
       "Святитель Феофан, находясь в затворе, с глубоким вниманием следил за всеми событиями, которые происходили в России и в мире. Основой сохранения государственности он считал православную веру и неленностную службу своему Отечеству.
       Читая высказывания святителя Феофана о современном ему обществе, образовании, воспитании, поневоле удивляешься, насколько актуально и злободневно звучат его слова для современного человека. Святитель жил в те времена, когда в обществе широко распространялись идеи вольнодумства и либерализма. Либералы, как и сегодня, провозглашали «веру в человека», «свободу», требовали «равенства и братства», устраивали митинги и шествия, всячески расшатывая государство.
       Процесс деградации общества начинается, как правило, с разрушения образования. Как и сто лет назад, у нас часто примеряют «костюмы, сшитые на западный манер», становясь иванами, не помнящими своего родства:
       «Все нынешнее западное образование … пропитано языческими началами, враждебными христианству. Всякий, кто касается его и сколько-нибудь сродняется с ним, становится, больше или меньше, враг Христу».
       Увлечение Западом святитель Феофан считал опасным не только для веры и нравственности человека, но и для всего Российского государства. В этом контексте с особой остротой звучит его призыв в слове «на Покров Пресвятой Богородицы» 1 октября 1863 года:
      «Перестаньте жить по-французски и по-инославному и опять воспримите благочестную, православно-христианскую жизнь!»

       С глубоким волнением святитель писал о распространении неверия в русском обществе:
       «Скорбно не одно развращение нравов, но и отступничество от образа исповедания, предписываемого Православием. Слышана ли была, когда на русском языке хула на Бога и Христа Его?! А ныне не думают только, но и говорят, и пишут, и печатают много богоборного. Думаете, что это останется даром? Нет. Живый на небесех ответит нам гневом Своим и яростию Своею смятет нас».
       Многие слова святителя, исполненные горечью и болью за Россию, звучат поистине пророчески, если вспомнить те грозные события, которые захлестнули Россию в начале XX века. Богоотступничество, забвение Церкви, отступление от веры, по мысли святителя, расшатывают государство и ведут к его гибели. Вот строки из его письма 1881 года, написанные спустя всего несколько дней после убийства императора Александра II:
      «Как шла Французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: “Бога нет; человек – ком грязи; за гробом нечего ждать”. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: “не замай!” “не тронь!” “дай свободу!” И дали! Начались требования – инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло всё вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо свободу замыслов пресечь – зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью».
       Некоторые современники обвиняли святителя в чрезмерной строгости, отсутствии соглашательства с вероотступниками. Известно, насколько горячо и решительно святитель из своего затвора выступал против пашковцев, против религиозно-философских учений Л.Н. Толстого, о котором он писал, что «у него нет ни Бога, ни души и ничего святого».
       И ныне раздаются голоса, призывающие «смягчить» нравственные нормы до принятия разврата и извращений, ополчаясь на Церковь за то, что она оберегает паству свою тем, что именует разврат и развращение их настоящими именами. Святитель объясняет, что «строгость» принадлежит не ему, а христианству, которое «должно пребыть вечно и неизменно».
      
       Тропарь святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 8
       Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.

        Кондак святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 4
Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми Твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.

        Величание
        Величаем тя, святителю отче Феофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

                Молитва святителю Феофану Затворнику Вышенскому

        О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю!
        Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем:
        испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние,
        святителем Христовым - истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление;
        подвизающимся - смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную;
учителем - боговедение и мудрость, учащимся - ревность и помощь Божию;
и всем православным - утверждение на пути ко спасению,
        да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

                СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФЕОФАНЕ, МОЛИ БОГА О НАС.


Источник:
https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_
Taushev/provozvestnik-kary-bozhiej-russkomu
-narodu-svjatitel-feofan-zatvornik-vyshenskij/
http://www.pravoslavie.ru/80307.html