Герман Гессе. Казнь

Куприянов Вячеслав
    Мастер с группой своих учеников отправился в путь, спустился с гор в долину и приблизился к стене большого города, перед воротами которого собралась огромная толпа народу. Когда ни подошли поближе они увидели возведенный эшафот и палачей за работой, какого-то человека, измученного тюрьмой и пытками, его волокли с телеги на плаху. Толпа народу теснилась вокруг зрелища, высмеивала и оплевала осужденного и наблюдала, как его будут обезглавливать, с шумной радостью и нетерпением. «Кто этот несчастный», спрашивали ученики наперебой, «и что он такого совершил, что толпа с такой страстью жаждет его смерти? Мы не видим ни одного, кто бы выражал сострадание или плакал.»
    «Я полагаю», сказа печально мастер, «что этот человек – еретик».   
    Они пошли дальше, и когда они столкнулись с толпой, ученики с участием  спросили у людей об имени и преступлении того, кого они видели склоненным на колени над плахой.
    «Он еретик», восклицали люди в гневе, «ага, вот он склоняет свою проклятую голову! Смерть ему! Ведь он, собака, вздумал нас поучать, что в райском граде только двое врат, но мы же знаем, что их двенадцать!»
    В удивлении обратились ученики к мастеру и спросили: «Как ты мог об этом догадаться, мастер?»  Он улыбнулся и пошел дальше. «Это было не трудно», сказал он тихо. «Если бы это был убийца или вор или еще какой-нибудь преступник, то мы бы заметили у народа сочувствие и участие. Многие бы плакали, некоторые бы настаивали на его невиновности. – Если   же кто-то имеет свою собственную веру, того народ без сочувствия отправляет на смерть и его труп бросают на растерзание собакам.»

(около 1908)