Родословная. Мои Прозоровские-3

Ирина Каховская Калитина
(продолжение статьи В Г Родионова  "РОД КНЯЗЕЙ ПРОЗОРОВСКИХ"):

...родовой иконой (то есть иконой его рода), - чудотворная константинопольская икона Божией Матери – Так называемая Одигитрия (то есть «путеводитель-ница»), прозванная впоследствии «Тихвинской», что находилась в Афанасьевском монастыре Ярославской иепархии*.
                (Тихвинская икона Божией Матери при снятом окладе)

 Эта чудотворная икона передавалась в роду Фёдора Чёрного его благоверными потомками в мужской линии; и по угасанию всех старших ветвей досталась Прозоровским, этой последней и единственной мужской ветви рода князя Фёдора Чёрного.

Есть весьма серьёзные основания считать, что родовая икона Феодора Ростиславовича является первообразной так называемой «Тихвинской» иконой Пресвятой Богородицы, что была передана потомками Феодора в Афанасьевский монастырь Ярославской епархии. Весьма внушителен и размер этой Афанасьевской Тихвинской иконы: 133;115 см.

3 января 1930 года эта Великая Святыня Православия была насильно изъята (......) из Афанасьевского монастыря и - скорее всего – уничтожена этими выродками, на наше горе.

Таким образом, чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, имеющая множество своих более поздних чудотворных списков (как то: «Смоленские» списки, «Казанские», «Грузинские», «Иеверские», «Венские», «Толгские», «Югские», «Шестоковские», «Ченстоховские» и др.), - являлась родовой иконой князей Прозоровских, род которых от Рюрика пресёкся по мужской линии в 19 веке, но воскрес тогда же в царственном потомстве святого великомученика Императора Всея Руси Павла Первого и Варвары Ивановны Прозоровской.

Именно благоверному князю Фёдору Чёрному Русь обязана особым почитанием образа Пресвятой Богородицы, как своей Небесной Защитницы и Покровительницы. Русь приготовлялась стать Восприемницей православия Царьграда Константинополя, а понятие «Святая Русь» в духовной жизни Русской расы начинало приобретать сакральный смысл Молитвенного дома Самой Богородицы. Ему же, Фёдору Чёрному, принадлежит заслуга введения особо трепетного почитания православного чина Успения Царицы нашей Небесной, при котором Успенские соборы приобрели смысл драгоценных Сосудов Её премудрой Тайны, - Тайны Успения Пресвятой Богородицы.

В Приложении к «Русскому Архиву»: Князья Прозоровские, 1899 г., Москва, Университетская типография, мы читаем, в частности, следующее:

«Особое почитание иконы Тuxвинской Божией Матери было преемственно в роду князей Прозоровскux со времён славной защиты Tuxвинского монастыря князем Симеоном Васильевичем Прозоровским в 1613 году. Это почитание выказывалось князьями Прозоровскими с 17-го века во многих разнообразных случаях жизни. Так, например, при заключении Вельесариевского перемирия (1658), Кардисского мира (1661) князь Иван Симеонович Прозоровский имел при себе икону чудотворную, перенесённую из Тихвинского монастыря к месту переговоров».
(Продолжение следует)
------------------------------------------

* Главной реликвией монастыря являлся древний (начала XIV века) список Тихвинской иконы Божией Матери, прославленный чудесами. Согласно преданию, икону принёс из Ярославля как отцовское благословение первый мологский князь Михаил Давидович. В 1929 году святыня была передана в Мологский уездный музей им. Н. Н. Розова. Во время кампании изъятия из музеев предметов из цветного металла в 1930 году её забрал (сохранился акт изъятия) исполняющий должность начальника Мологского ОП ОГПУ. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

После революции монастырь существовал как Афанасьевская трудовая артель. 3 января 1930 года состоялась последняя служба; после литургии всех вытолкали из храма, а колокола перебили. Монастырь затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища в 1940-х годах.

В часовне бывшего подворья монастыря в Рыбинске действует Музей Мологского края им. Н. М. Алексеева

(ссылка взята Ириной Калитиной Каховской из Википедии  со страницы об Афанасьевском монастыре).

На фото:  (Тихвинская икона Божией Матери при снятом окладе)