Что такое толерантность?

Мила Садко
Непохожий на тебя,
Непохожий на меня,
Просто так, прохожий,
Парень чернокожий.

  Кто не слышал этой песни в исполнении Агутина? Она о том, что человек с другим цветом кожи тоже имеет право жить на нашей планете. В последнее время о толерантности стали много говорить в России. А что это такое на самом деле? Попробуем поразмышлять.
  Мне попадались статьи о толерантности в газетах, журналах, брошюрах. Наиболее интересной показалась трактовка учёных, авторов сборников «На пути к толерантному сознанию», «Век толерантности» А.Г. Асмолова, В.В. Глибкина, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и других. Суть их темы разделим на три пункта:
1. Принятие другого.
2. Проявление сочувствия и сострадания: гуманность (от латинского слова «человек»), альтруизм (от латинского слова «другой»).
3. Признание ценности многообразия человеческой культуры.
  Так как мы не одинаковы, между нами существуют некоторые противоречия, и мы отстаиваем свою точку зрения. Порой, добиваясь победы, мы стараемся разрушить чужое мнение и такую победу считаем доказательством своей силы. Но важнее не разрушение, а созидание. Поэтому к чужому мнению нужно относиться бережно и по возможности не ранить душу человека, высказавшее его. Третий пункт здесь подразумевает уважение к людям, как представителям иных социокультурных групп (этнических, что значит нации, народности, конвессиональных, что значит выражающие свои взгляды, теории, программы, субкультурных, что означает какие-то молодёжные движения, выделяющиеся своим внешним видом или поведением). Недавно в нашей стране выпущен многосерийный фильм «Сваты». Мы до сих пор смотрим его всей семьёй, особенно полюбили его дети. Там есть сюжет о том, как повзрослевшая Женя вступила в ряды страной субкультуры готы. Они ходят грустные, мрачные, в траурных одеждах, подбирают соответствующий макияж, не выказывая радости и любви к жизни. Родные Жени встревожились, так как были наслышаны о частых случаях суицида в таких, в большинстве, молодёжных группах. Активные и предприимчивые родичи пробрались на их вечеринку. Они были настроены воинственно, но, убедившись, что ничего страшного нет, расслабились. Потом они уже не терзали Женю.
  В политике бывают стычки между людьми, разделёнными на разные партии. Их представители зачастую «поливают грязью» своих оппонентов, как будто это враги народа. Из-за этого ругают и президента, что вообще недопустимо. Особенно некрасиво выглядит Жириновский, своей вульгарностью позоря русский народ. Вообще-то он якобы возносит русскую нацию над другими. Это дутый патриотизм, потому что человек, не уважающий другой народ, не может любить и свой собственный.
 Мы все имеем что-то, подчёркивающее нашу индивидуальность. И нас нельзя сравнить, так как состоим мы из одних и тех же общих элементов, а ещё в каждом человеке есть душа, которую невозможно полностью постичь. И в каждой душе кроется что-то, чего нет у окружающих. Бог соткал, как сказано в Библии, лично каждого, и он знает в нас все плюсы и минусы. Но задумал Он человека чистым, люди же делают плохие поступки. Поэтому мы должны любить самих людей, но не любить их дурные дела и помогать исправляться, вставать на путь истинный, с которого часто сходит любой человек, даже самый хороший.
 Но не все способны обличать с любовью, чтобы оступившийся человек увидел свою неправоту и захотел исправиться. Это под силу только сильным духом, которые способны любить жертвенной любовью, которую показал человечеству Спаситель. Итак, третий пункт здесь в двух словах обозначает СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ.
 Но это не значит, что мы должны поддерживать все преступления. К примеру, среди разных субкультур есть опасные для общества группировки. Посещение их зачастую ведёт к оболваниванию и зомбированию, и задача родителей вовремя ухватить проблему и не дать развиться опасным "болезням", которые представляют угрозу для общества и самих членов сомнительных «культурных» групп.
  В России много наркоманов и потенциальных жертв опасного зелья разных видов и сортов, и распространяют их больше всего в злачных местах, - в барах, на дискотеках, в ночных клубах. С этим мы не должны соглашаться и по возможности бороться, чтобы прекратились высокая смертность и искалеченные судьбы. Наша семья борется с пороками, но сколько вокруг детей и подростков обременённых, в то время, как люди взрослые стараются бросить пить и курить. Силы зла дёргают зависимых людей, как марионеток за ниточки. Они поработили их и через них дают соблазн новым будущим жертвам. Ещё Лопес де Вегас, живший в шестнадцатом веке, так сказал о пороке:
    Ведь раб не тот, кто стонет под кнутом.
    Не тот отшельник, кто по воле неба,
    Живёт в уединении глухом.
    И нищ не тот, кто просит корку хлеба.
    Но тот и раб, и нищ, и одинок,
    Кто в жизни выбрал спутником порок.
  Мы должны быть нетерпимыми и к другому виду зла, способному приносить вред нашей стране.  Оно называется нетрадиционными сексуальными меньшинствами, которые стараются публично создавать однополые семейные пары и брать на воспитание детей-сирот или других, оставшихся без попечения родителей. Они будут воспитывать себе подобных, и такие будут множиться, как от инфекции зараза. А кто же тогда будет рожать полноценных детей и повышать численность населения страны?
 Библия о подобных говорит так: «…Мужеложники и прелюбодеи царства Божьего не наследуют». С ними необходимо общаться, но следует быть бдительными, чтобы они не перетянули на свою тёмную сторону. Лучше, конечно, перетягивать их на светлую сторону. Но не у всех хватит сил. И тогда приходится их лишь терпеть, но такая толерантность неполноценная.
 Нельзя сближаться с ними, ходить к ним в гости. Библия говорит: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Когда-то давно, до н.э. были разрушены два греховных города – Содом и Гоморра. Жизнь большинства жителей отличалась развратом. Они кидались в поисках развлечений на всех, не различая полов, как стая голодных зверей, которым не свойственна совесть.
Эти два города были сожжены, спаслась лишь семья праведника Лота. Только жена его погибла. Ей жаль было нажитого в этой земле. Она не послушалась предупреждения и, оглянувшись, превратилась в соляной столп. История человечества даёт нам урок, показывая, как надо убегать от опасности; «Промедление смерти подобно».
 Второй пункт подразумевает проявление сочувствия и сострадания. У всех людей бывают в жизни проблемы. «От сумы и от тюрьмы не зарекайся», - гласит пословица. Кто-то плохо одевается, и это бросается в глаза. Кому-то не всегда приходится хорошо питаться, не говоря уже о карманных расходах. Хорошо, когда люди таких не презирают, не возвышаются над бедствующими, а стараются помочь, как в библейской притче о ближнем.
 Разбойники ограбили человека, и он лежал, избитый, беспомощный. Мимо шли люди. Они не обращали внимания на пострадавшего, не помогали ему, даже состоятельные. Один человек помог бедняге, довёз его до больницы и заплатил за его лечение. Как часто в современном мире люди спокойно проходят мимо страданий и слёз людей, попавших в бедствие. Мы однажды в городе подняли лежащего на дороге без шапки мужчину. От выпитого спиртного у родственников он упал на морозе, немного не дойдя до дома. Все проходили мимо. Он упал и стал не таким, как все идущие, обычные люди. У людей пригашена совесть, они не СПОСОБНЫ ЛЮБИТЬ.
  Е.Ю. Клепцова сказала о толерантности так: «Это проявление интереса к другому, стремление понять его и позитивно взаимодействовать с ним». В нашей школе училась девочка с трудным характером. Она отличалась резкостью движений и высказываний. Она постоянно ссорилась с одноклассниками, её били после уроков, могли даже убить.
 Потом её стали уже «клевать» и другие ребята. Получился замкнутый круг. Ей было очень трудно среди школьников. Я говорила ей о Боге, Его любви. Она походила на мулатку, ей я специально давала роль цыганки в своих спектаклях. Она хорошо пела, только голос был хриплым от болезни. Она любила приходить к нам в гости, и порой от неё были неприятности. Её нестандартное поведение исходило из семьи, девочка не была виновата. Она хорошо училась в нашей школе, теперь, после девятого класса учится в ПТУ, характер меняется, она стала мягче. 
 Каждая семья несёт в общество свою культуру. Ребёнок перенимает поведение своих родных, приобретает черты, как хорошие, так и плохие. Если родители что-то не так сделали, человека приходиться воспитывать посторонним людям. За это мы бываем благодарны им.
«Толерантность – это ценностное отношение человека к людям, выражается в признании, принятии и понимании». Принятие – положительное отношение к его инаковости. Понимание – способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.  Первый пункт «Принятие другого» говорит о целостном отношении к людям вообще. Раньше толерантность толковалась как терпимость, но современные исследователи высказываются против снисходительно-равнодушного отношения к людям.
 Проблемы целостного отношения человека к другому интересуют людей давно, со времён возникновения мировых религий. Особенно необходимо объяснить рациональное появление отрицательных качеств (эгоцентризм, агрессивность, нетерпимость) наличием инстинктов самосохранения, необходимости борьбы за выживание, борьбы за ресурсы, потребности в превосходстве, лидерстве, успехе, власти.
 Всё это считалось у большинства народов в древние времена необходимым и правильным. Но время теперь другое и прогрессивные люди заботятся, чтобы от людской ненависти и других пороков мир не рухнул. В начале века такие правила Ветхого завета, как «око за око, зуб за зуб» и подобные, отменил Иисус Христос. Он укрепил Десять заповедей, как закон, который развивает в людях СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ. Наше государство приняло новую Конституцию, где особое место уделено уважению и любви к человеку.
 Закон об образовании гласит о воспитании нового человека, который должен уважать себя и других членов нашего общества. Но на местах зачастую об этом не слышат или не берут в голову, так как привыкли жить по-старому. «Вот почему в школах множество нерешённых ежедневных проблем. Учителя не способны решать подобные вопросы. Психологи ищут самостоятельные решения, путаясь в философии и далеки от истины, а истина проста: «Бог есть любовь».
 Каждый человек обязан это усвоить, иначе его ждут проблемы на жизненном пути, постоянные конфликты и недовольство жизнью. Если людей, в которых отсутствует любовь такого рода, не станет в нашей стране меньше, нас ждёт крах. Показатели наличия любви – в цифрах о брошенных на произвол судьбы детях, и это не все факты.
 Множеству детей, живущих в родных семьях, не хватает любви, внимания и заботы. Даже животные проявляют инстинкты самопожертвования и взаимопомощи (самки кормят чужих детёнышей), а наши мамаши зачастую равнодушны к своему потомству, да и не много в стране искренних людей, готовых взять на воспитание чужих детей. Бог через Библию говорит: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Это относится и к отношениям взрослых. Любить нужно и соседей, сослуживцев, прохожих…
  Гуманность, альтруизм свойственен людям, но сами собой они не проявляются. Этому способствует воспитание. Раньше люди нашей страны были объединены общими идеями, поэтому была дружба между народами. Партия внушала единство. Но власть сменилась, и теперь у нас пропагандируется свобода. Но свобода полезная – это не в том, что человек волен делать, а в том, что подразумевается под «свободой совести».
 Совесть – это то большое Я, что заложено Творцом в каждом человеке. Если его гасить, угашать, то оно станет незаметным, и тогда в человеке растёт малое «я», раздувается до неимоверных размеров, как мыльный пузырь. Оно якает, заявляет о себе окружающим, о своей гордости и желаниях, не считаясь с мнениями других людей. Если слушать в себе голос Совести, будешь уважать и любить людей, общество и всё, что нас окружает. У человека есть выбор – слушать своё «я» или Я От Бога. Об этом мы читали в книге Флоренской «Я против «я».
 Божье мудрое Я – это Дух, который делает человека свободным от ошибок, грехов, от ненависти и прочих пороков. Малое плотское «я» (от слова «плоть») досталось нам от Адама с Евой. Оно земное и тянет нас к земле, чтобы смешаться с землёй. Но Всевышний подарил людям вечность. Любовь, что живёт в душах, способна поднять их ввысь, надо только здесь, на земле, подпитываться от мощного «генератора», который развивает и увеличивает в людях СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ.
  Мы все не идеальны. Но мы можем становиться лучше. У нас разные взгляды, потому что каждый человек – это мир, центр. Он так задуман Богом, чтобы мы, познавая друг друга, могли интересно общаться, находили что-то новое и необходимое для себя.