Мы и медицина

Алина Тарская
Одной из самых  «наболевших» проблем нашего общества остаётся взаимодействие населения с медициной. Каких только упрёков не приходится выслушивать от людей в адрес системы организации медицинской помощи населению и её работников. Неудовлетворённость качеством медицинской помощи и отношением медицинских работников к людям наблюдается повсеместно. Это с одной стороны. С другой стороны мы имеем неудовлетворённость самих медработников ситуацией в медицине, низким уровнем оплаты их труда, которая  до сих  остаётся ниже  среднего уровня заработков в промышленности и экономике в каждом конкретном регионе. Это заставляет медработников совмещать несколько ставок  и брать дополнительные дежурства, что приводит к систематическому их переутомлению, снижению работоспособности и внимания к больным.

Развитие платной медицинской помощи, подмена ею доступной бесплатной помощи, гарантируемой нашими законами, также хорошо всем известна и не решает поставленных задач. Сейчас в России мы нередко наблюдаем ситуацию, которая раньше была только за рубежом: развивается так называемый «сговор» между врачами и фармацевтами, заинтересованными в продаже выпускаемых именно их фирмой лекарств, сговор между врачами и диагностическими службами для увеличения числа обследований, не всегда нужных больным и т.д. В США именно эти негативные факторы приводят к неоправданному увеличению затрат на медицинскую помощь как для населения, так и для  государства. Теперь и мы следуем по этому затратному  пути. Бесконтрольно развивается преступная деятельность по подделке лекарственных средств, особенно пользующихся большим спросом у населения: для лечения болезней сердца, онкологических заболеваний и др.

Об амбулаторной медицинской помощи тоже можно говорить без конца. Всем известны очереди у кабинетов участковых врачей, труднодоступность узких специалистов, это с одной стороны, а с другой стороны - задёрганные участковые терапевты, вынужденные заполнять множество документов, выписывать бесплатные лекарства на специальных бланках, заполнять статталоны, одновременно делать записи в амбулаторных картах и т.д. Подумать над больным, выслушать его жалобы, вникнуть в проблемы с его здоровьем участковому терапевту просто некогда. Знаете, какая самая большая обида существует у больных на своих участковых врачей? Врач не выполняет своих прямых обязанностей - не слушает фонендоскопом сердце больного и дыхательные шумы в лёгких, не считает частоту пульса и редко измеряет артериальное давление. Разговаривать с больным, разъяснять ему особенности его заболевания и методы лечения врачу некогда. На приём одного больного у терапевта отводится  15 минут, у хирурга 7 минут.

Недавно ко мне обратился родственник с жалобами на боли в стопах, вызывающие затруднения при ходьбе. Я осмотрела его ноги и выявила сразу несколько заболеваний: двойное возрастное плоскостопие, нарушение положения второго пальца стопы («налезает» на первый палец), начинающийся грибок стопы, подагру. Из всех этих заболеваний у себя он знал только о подагре, по поводу её он обращался в хирургу, лечился неоднократно в санаториях. Остальные три заболевания были для него откровением, хотя он был инвалидом 2-ой группы и  периодически попадал в поле зрения врачей, обращался за справкой для посещения бассейна, обследовался для заполнения санаторно-курортной карты, в санаториях принимал лечение ультразвуком на стопы. Чем объяснить такой повсеместный пофигизм и равнодушное отношение медицинских работников к пациентам, я не знаю.

Однажды, где-то в конце советского периода наше Правительство  решило всерьёз озаботиться здоровьем своего народа и по предложению учёных провело всеобщую диспансеризацию населения, используя все имевшиеся в то время диагностические методы. Надо сказать, что учреждениями здравоохранения была выполнена огромная работа, государство  затратило много средств, и было выявлено большое количество хронических заболеваний у населения. Но что делать дальше с этими заболеваниями? По идее следовало провести всем вновь выявленным больным соответствующее лечение, в результате чего общее состояние здоровья советских людей должно было бы значительно улучшиться, но необходимых финансовых средств на это у Правительства уже не нашлось. И всеобщая диспансеризация населения оказалась ещё одним коммунистическим мифом.

К большому сожалению, у нас утеряны традиции русской медицинской школы, идущей ещё от земской медицины. Однажды ко мне обратилась  через мою хорошую знакомую одна женщина, у которой при ультразвуковом исследовании была обнаружена довольно больших размеров киста почки, сдавливающая паренхиму почки. Ей сразу предложили оперативное лечение. Женщина была очень напугана, у неё не было никаких болей,  раньше она никогда не слышала о таком довольно редком заболевании, и ей трудно было сразу  решиться на операцию. Я рассказала ей про её  болезнь, об опасности, которые она влечет за собой, что будет, если от операции она сейчас откажется; о том, что растущая киста может  полностью разрушить её почку. Объяснила, что операция ей необходима, что она не слишком травматична и приведёт к полному её выздоровлению. Женщина немного успокоилась, поблагодарила меня и сказала, что с ней никто в поликлинике так не беседовал, никто ничего толком  не объяснил, что она впервые встречает врача, который  так внимательно и чутко  разговаривает с ней.

Я описываю этот случай так подробно, потому, что это очень типичная ситуация для нашей медицины, и недостаточное внимание врачей -  одна из наиболее частых жалоб и причин недовольства больных. О здоровье каждого конкретного человека у нас никто не думает, участковый врач не может стать семейным врачом, как это пытались много раз сделать. Он выполняет функции дирижёра – направляя больных к разным специалистам, когда больной обращается за медицинской помощью по какому-то конкретному случаю.

Поразила меня, как врача и как больную, ситуация и в московских клиниках, где также с больными не очень церемонятся и мало разговаривают. Однажды, по скорой помощи меня госпитализировали в хирургическое отделение знаменитой на всю страну больницы имени С.П. Боткина, дежурившей в тот день по ургентной (срочной) хирургии. На обходе меня осмотрел профессор и, к большой моей радости, объявил, что живот у меня «нехирургический», т.е. не требует срочного оперативного вмешательства, но, поскольку меня привезли на скорой помощи,  мне назначили дообследование. Вечером ко мне подошла медсестра и сказала, чтобы я ничего не кушала вечером и утром, так как мне проведут обследование. Естественно, я спросила, что мне будут делать, какое именно обследование? Сестра ответила, что мне этого знать не нужно, просто надо подготовиться. Я возмутилась, напомнила ей, что я имею право, как больная, и тем более, как врач,  знать, что мне будут делать. Но сестра отказалась ответить, а я в ответ - отказалась от обследования.

В нашей палате лежала женщина с острым холециститом, у неё были сильные боли, она почти не спала, была очень напугана, ходила по палате взад и вперёд, и тихо стонала. Ей тоже никто ничего толком не объяснял, только делали уколы по назначению врача, но лучше ей никак не становилось. Чтобы как-то отвлечь её, я расспросила об её заболевании, уложила на кровать, осторожно прощупала живот. Живот был мягкий, боли и напряжение были только в области правого подреберья. Больная расплакалась и сказала, что с ней никто из врачей так внимательно не разговаривал и не расспрашивал, никто так умело и бережно  не ощупывал её больной живот, просто ткнут рукой под правое подреберье, она застонет от боли – и весь осмотр!
От её слёз и горьких слов мне стало нестерпимо стыдно за всю нашу медицину, я поняла, что многочисленные жалобы больных на невнимательность и халатность врачей и сестёр оправданны. Если такое происходит в знаменитых московских клиниках, хорошо оснащённых, имеющих достаточную укомплектованность квалифицированными кадрами, то что говорить о больницах всей остальной огромной страны! И это происходило ещё в советский период, когда всё в стране, в том числе и в медицине, достаточно жёстко контролировалось.

Сейчас, когда мы живём в новые, постперестроечные времена, когда всё решает только материальное обеспечение больного, ситуация и отношение к больным стали ещё хуже. Поэтому больные стараются обращаться за медицинской помощью только в крайних случаях, при этом упускается благоприятное время для обследования и лечения, появляется много запущенных случаев заболеваний. А в сельской местности и небольших городах, где были ликвидированы фельдшерские пункты и мелкие больницы, доступность медицинской помощи снизилась, денег на лекарства не хватает, народ просто вымирает.