К статье о проблемах с детьми

Адела Василой
Нечаянно ввязалась в дискуссию под статьёй психолога «Мам, зачем мне хорошо учиться?» на "Дети@mail.ru:
Может быть, кому-то будет интересно...

Реплика на мнение: "Мы все с детства знаем что все отличники - неуравновешенные психически люди - они всегда плачут из за оценок, скандалят с учителями, бьются дома в истериках, выпрашивают эти оценки, если не получается - подключают родителей с подарками. никогда не было интересно дружить с такими одноклассниками - только если списать что нибудь попросить и все. "

Так я и предполагала, читая эту статью, что она вызовет шквал презрения против "никчемных отличников" - постоянно слышу вокруг, что отличники такие-сякие, и ничего путного из них не получается, а вот из идиотов частенько вырастают Эйнштейны. Не обольщайтесь, дорогие середняки - кто был середняком, тот останется посредственностью, потому что вы упустили лучшую пору своей жизни для обретения гибкости мышления, широкого взгляда на явления жизни и той мощи ума, которая была вам доступна по геному.

Человек рождается с определённым набором качеств (способностей), которые необходимо развивать с момента рождения, не надеясь на детский сад и школу - кому это нужно больше всего, кроме них самих и их родителей? А для этого нужно учиться самим, ибо "карательные меры" не могут развить ничего другого, кроме отвращения к учёбе. Так что пример с соседями, которые "занимаются" с ребёнком посредством крика и наказаний - это дурной пример. Это пример того, как бывшие "середняки" и нынешние посредственности пытаются компенсировать свой собственный комплекс неполноценности, доказав, что их ребёнок может хорошо учиться! А значит, и они смогли бы, если бы да кабы... Так что же надо делать? Я уже говорила - надо заниматься с ребёнком с самого рождения! Разговаривать с ним, тщательно артикулируя слова - и он раньше начнёт разговаривать, показывать ему предметы и называть их, показывать цвета, буквы и всё, с чем он приходит в "тесный контакт". Мой ребёнок в 9 месяцев знал около десятка букв - когда об этом узнала детский врач, она попросила продемонстрировать ей это и сделала большие глаза - сказала, что первый раз в жизни видит такое. Также он различал цвета - на стене у нас висел полосатый ковёр, и когда я говорила ему: "покажи синий/жёлтый/серый" и т.д., он ставил пальчик на соответствующий цвет. Произносить названия он, естественно, не умел. Путал он только красный и зелёный, но при этом скоро сообразил, что путает, поэтому когда я просила показать красный или зелёный, он очень внимательно следил за выражением моего лица, и если видел, что я не одобряю его выбор, тут же переставлял пальчик на другую полоску. Мы даже не подозреваем, на что наши маленькие дети способны, пока не попробуем их чему-нибудь научить.

Читать мой сын научился в промежутке от 2,5 до 3 лет - до этого только играл с буквами и составлял слоги, а в 3 года уже прочитал свою первую книжку-сказку. Тогда это было большой редкостью, а сейчас встречается гораздо чаще. Естественно, когда в школу идёт такой развитый, начитанный ребёнок, то он просто "обречён" стать отличником. А те, кто не умеет ничего, те должны будут приложить немало усилий, чтобы их догнать - поэтому не удивительно, что они станут середняками. И отметки для одних станут поощрением, а для других - наказанием. А кто виноват? Дух соревнования живёт в нас, и он безусловно является стимулом для развития - или проклятием для неспособных. Так что учтите это - компенсировать потерянное время в самые первые годы знакомства маленького человечка с миром невозможно, разве что благодаря чрезвычайно удачному стечению обстоятельств.

Реплика на мнение: "... Это я к тому, что шире на жизнь смотрите, не всё в мире однозначно и не все отличники - психически нездоровы!"

Совершенно с Вами согласна! Скорее наоборот! Меня просто удивляет нет-нет да прорывающаяся злобная завистливость бывших середняков к отличникам. Если ты не мог создать своему ребёнку условия для заинтересованного отношения к знаниям (причём для этого не нужно богатства, нужно только больше заниматься с ребёнком в ущерб своим удовольствиям - и сделать это одним из величайших удовольствий жизни, то это только твоя вина, и не надо искать соринки в чужом глазу.

И чтобы не быть голословной, продолжу - расскажу, что же из моего сына получилось, в конце концов. Будучи хорошо подготовлен и заинтересован в получении знаний, согласно своему естественному любопытству, постоянно тренируемому и стимулируемому мной, он начал отличаться большой самостоятельностью в поиске новых занятий и новых знаний - в первом классе он нашёл по соседству кружок юных техников, в который записался сам, без моего ведома, и учился строить модели морских судов. Через некоторое время он перешёл в другой кружок, где строил авиа модели, потом занялся фотографией, химией, информатикой. Параллельно он посещал музыкальную студию при школе - это был мой выбор. Отличником не был - но закончил школу всего с парой четвёрок, остальные - пятёрки. К окончанию школы он уже имел пару компьютерных игр и музыкальный редактор для сочинения музыки, которые сделал сам. Будучи в 9-ом классе, он занял 1-е место в союзной олимпиаде по математике в Киеве - и это только после полугода занятий информатикой, когда он впервые сел за компьютер. Впоследствии он поступил в политехнический институт и стал серьёзно заниматься программированием и электроникой. Теперь он главный специалист в серьёзной фирме (Санкт-Петербург), а "факультативно" занимается разработкой компьютерных программ для собственного удовольствия. Женат, имеет двоих детей. Дочку научил читать также в 3 года, теперь у него маленький сын. Это я не столько для того, чтобы похвастать, сколько для того, чтобы противостоять тенденции к оболваниванию следующего поколения.

Реплика на мнение: "А мой сын,несмотря на те же в точности успехи и старания мамы(меня), что и у Аделы, потерял интерес к учёбе уже с первой четверти в первом классе, училка говорила мне,что он уже всё умеет и ему скучно! И что мне делать сегодня? Я не алкашка и разбойница и очень активный человек - люблю лыжи, детей, путешествия, а мальчик мой другой, так что все ваши комменты логические никуда"

Все обобщения ложны! Это потому, что жизнь многогранна и гораздо многообразнее обобщений. Но существует определённая естественная статистика успехов и неуспехов, с которой мы все знакомы в силу вращения в определённой социальной среде - она зафиксирована только нашим собственным опытом. Делать на основе этой приобретенной статистики категорические выводы нельзя, надо смотреть шире. Всё отрицать, беря за основу один (свой) неуспех - неправильно. Надо найти причину этого неуспеха. То, что Вашему сыну стало скучно от повторения уже известных ему вещей - закономерно, и это должно было Вас насторожить в самом начале. Надо было потребовать экзамена - пусть бы педагоги оценили знания Вашего сына и его пригодность для обучения в более "старшем" классе. Такие случаи бывали, и они приводили детей к неплохим результатам. В Московский Университет, к примеру, зачисляли детей 13-14 лет после "ускоренного курса" средней школы. У меня такого не было - мой сын сам искал себе занятия и поддерживал в себе интерес к знаниям, я с ним не занималась школьными предметами, а только общим развитием - у него рано пробудился интерес к чтению, а книги выбирала ему я, в том числе детские журналы - "Юный техник", "Юный натуралист", "Науку и жизнь", "Вокруг света", "Химию и жизнь"... Он читал то, что находил в них интересного и доступного ему по уровню знаний. А если он иногда говорил мне, что у него не получается задача, то я говорила ему: "Попробуй решить сам! Кому дали домашнее задание, мне или тебе?" И только если и после этого у него не получалось, мы разбирали её вместе и находили причину, по которой он не мог решить. После этого для него было "делом техники" её решить. Ребёнок должен иметь достаточно разнообразной интересной информации для развития, и достаточно занятий, причём столько, сколько он сам способен вместить с удовольствием, а не по принуждению. Воспитание должно быть ненавязчивым, если не хотите, чтобы оно ему опротивело.

Реплика на мнение: "Я училась на 4 и 5, а мои одноклассника-троечники добились в жизни большего успеха, чем я!"

Не путайте уксус с колесом! Школа не является трамплином для успеха в жизни, её главная задача - обеспечить ребёнка необходимым минимумом знаний для того, чтобы он МОГ стать успешным. А вот как он сможет распорядиться своими знаниями - это уже в большей степени зависит от него самого - насколько он заинтересован в своих знаниях, насколько они ему помогли определиться, чем он хочет заниматься в жизни, наконец, от определённых качеств личности, которые заложены в нём природой, то бишь мамой с папой. Это раз. Во-вторых, "стать успешным" - очень широкое понятие. Если это значит иметь хорошую профессию и добиться в ней большого мастерства, заслужив добрую славу и уважение людей - это одно. А если под этим понимать ловкое скольжение по жизни, используя всевозможные неблаговидные средства - ложь, лесть, интриги, "блат", способность из любых обстоятельств извлекать пользу для себя, то в этом вам школа не поможет, у неё другие задачи. Так что об этом тщеславным родителям надо позаботиться самим. Не учите детей быть скромными, честными, добрыми - и ваша голубая мечта исполнится. Платите взятки, чтобы ваше чадо взяли в ВУЗ, или купите ему "корочки", найдите ему местечко в "системе", и пусть он карабкается по иерархической лесенке, пихая локтями своих бывших одноклассников-отличников. Такой прощелыга непременно добьётся "успеха" - если вы такого успеха хотите для своего ребёнка. Я не могу это считать успехом, хоть убейте!

Реплика на мнение: "Зачем приводить в пример своих взрослых детей, сегодняшние дети совсем другие... Эти обсуждения в сети ничего не решают."

Римский философ Сенека говорил: "Трудно учить наставлениями, легко - примерами". Поэтому всё это "ля-ля-ля", не подкреплённое примерами, ничего не стоит. А обсуждения в сети, как и разговоры на лавочках возле дома в прежние времена, хоть и не решают ничего здесь и сейчас, зато формируют общественное мнение. И каждое веское слово, где бы мы его ни услышали или прочитали, что-то в нас меняет, проясняет и укрепляет. Важно, чтобы оно было верным и убедительным.

Реплика на мнение:"Мне конечно хотелось, чтобы сын хорошо учился, но ему было все равно, какую оценку он получит, пока вдруг не появился интерес к физике и математике, а потом к география и английскому. Оказалось, он увлекся авиамоделированием и решил, что сначала станет летчиком, а потом конструктором. Хочу сказать когда ребенку интересно учиться, он учится, а нет - ну ничего хорошего, либо насилие над самим собой, либо двойки."

Совершенно верно! Пока ребёнок живо не заинтересуется учёбой, пока не поймёт, зачем ему нужны знания, у него нет никакого стимула трудиться, потому что учёба - это труд, и немаленький. Задача родителей - вызвать у него интерес к этому труду, и поучениями здесь не обойтись. А вот как это сделать - это уже задача родителей, а не школы. Конечно, хороший учитель может в этом помочь, авторитет и харизма умного педагога многое в состоянии исправить, когда родители сами не в состоянии справиться со своим ребёнком и пробудить у него интерес к учёбе. Но таких учителей мало, вообще говоря, потому что такие люди, как правило, стремятся реализовать себя в других областях. Социальный статус учителя не настолько высок (и зарплата соответственно), чтобы человек пожертвовал карьерой в престижном и очень интересном для него деле ради того, чтобы учить чужих детей. Так что вся надежда на вас, дорогие папы и мамы. Это вам, помимо своих дел и удовольствий, надо учиться развивать и воспитывать своих детей, не полагаясь на чужих дядей и тёть, заинтересованность которых не превышает размеры их зарплат. И с этим ничего не поделаешь!